Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Ожидание нового мира

 

Иер 33, 14-16; Пс 25(24),4-5ab.8-9.10 и 14 (Пр.: 1b); 1 Фес 3, 12-4, 2; Лк 21, 25-28.34-36

 

           Ощущение ожидания мы испытываем ежедневно. Мы вынуждены ждать, если нам чего-либо не хватает, или кто-нибудь находится вдали от нас, или же мы беспокоимся за наше будущее вследствие неблагоприятной обстановки. В любом случае, мы ожидаем нового будущего или изменений настоящего. Благодаря ожиданию, человек не концентрируется на себе, строит планы на будущее и готов это будущее принять.

         Мы часто разочаровываемся либо недостаточно доверяем нашему будущему, поэтому рука об руку с ожиданием идут опасения, сомнения и скепсис. Чрезвычайно трудно ощущать чистое и ничем не встревоженное ожидание. Тем более, что множество «анонимных советников» вокруг нас ежедневно соблазняют и уводят нас с пути различными, почти всегда обманчивыми, сомнительными или наивными обещаниями.

          Адвент – это время ожидания исполнения Божьего обетования, ожидания второго пришествия Христа в конце времен. Но сумеем ли мы поверить этому Божьему обетованию? Удастся ли нам понять, что Божие обетование – единственное, которое нас никогда не обманет и оправдает наши надежды?  Ответит ли Бог на наши ожидания, мечты и нужды?

 

Пророк в буре

 

         В первом чтении мы слышим голос опечаленного и встревоженного пророка, переживавшего вместе со своим народом трагические события. После взятия Иерусалима в августе 586 г. до Р. Х. вавилоняне угнали и остальных  жителей, так что в Иудее осталось всего лишь небольшое количество бедняков. Что можно говорить и чего ожидать в подобной обстановке?

         Иеремия напоминает об абсолютной верности Бога, говорящего: «Я выполню то доброе слово, которое изрек». В несчастье, в беде, когда человек лишен любой земной поддержки, очевидно, что никто, кроме Бога, не придет на помощь. А Бог верен, Он выполняет Свои обещания и обязательства, Он неизменен и не меняет Своего отношения, у Него есть сила для осуществления Его замысла. Кроме того, Бог всегда обещает нам счастье и благо.

          Что обещает Бог? В тексте Иеремии содержатся следующие слова: право, справедливость, спасение, мир. Это - синонимы, означающие справедливое и миролюбивое общество. Такое общество символически представлено городом Иерусалимом, носящим таинственное наименование «Господь оправдание наше». Таким образом, Божие обещание должно сбыться в историческое время, не выходящее за рамки земной истории.  

            До изгнания израильского народа, пророк Иеремия говорил эти же слова, но в частично ином значении. В то время он еще надеялся, что найдется справедливый царь, названный им «Отраслью праведной» (23, 5) и носящий имя «Господь-оправдание наше!» (23, 6). Однако, когда погиб последний иудейский царь, пророк осознал, что Божьи обещания сбываются не в формате государственного строя и даже не в человеческих сердцах. Теперь, после трагедии изгнания, пророк говорит об «Отрасли праведной», имеющей касательство к израильскому народу и городу, называемому «Господь-оправдание наше!». Следовательно, Иеремия ожидает и верит в обновленное общество, являющееся плодом Божественного милосердного и таинственного действия, которое несравнимо с политическим государственным строем.

 

Община христиан

 

           Отрывок из Послания Апостола Павла к Фессалоникийцам во втором литургическом чтении подчеркивает некоторые основные аспекты новой «общины», основания которой желал Иисус, и которую должны образовать христиане, хотя очевидно, что эта община нуждается в постоянном духовном возрастании. Основная характеристика общины учеников Иисуса - «любовь друг к другу и ко всем»: любить друг друга, невзирая на любые различия и разницу положений – это обязанность всех христиан.

         Основная норма поведения христиан - «угождать Богу». «Божия воля» здесь обозначена выражением «угождать Богу»: вести себя так, чтобы это было приятно Богу, означает поступать по воле Божией. Божия воля, выраженная во всем Священном Писании, направлена на то, чтобы мы создавали Его семью, созидали Его общину. Созидать общину – моральная норма христиан. Это Иеремия  обозначил словом «праведность». Таким образом, пророк указывает на необходимость позитивного и творческого поведения верующих при сохранении единства веры.

      Община Иисуса устремлена ко времени, когда «грядет нашь Господь Иисус со всеми святыми». Следовательно, третья характеристика общины – она должна быть общиной, ожидающей Его пришествия. Иисус уже в наши дни присутствует и активно действует в Своей общине. Он направляет ее по историческому пути, укрепляет и делает ее «непорочной во святыне», однако, Он также является «будущим  Церкви». Община Иисуса ожидает не какого-либо материального «рая», а своего Господа Иисуса Христа. Иисус является воплощением окончательной христианской реальности. Таким образом, Апостол Павел устраняет противоречие между внутренним и внешним, предлагая христианам в обязательном порядке создать обновленное общество, полностью полагающееся на Иисуса. Также он преодолевает полярное различие между настоящим и будущим, ибо Иисус уже присутствует в Своей Церкви и одновременно создает будущее Своей Церкви.

 

Освобождение уже близко

 

       Наиболее значимым образом в сегодняшнем отрывке из Евангелия, окруженным другими  многочисленными символическими образами, является образ «пришествия Сына Человеческого». «Пришествие Сына Человеческого» означает настоящее, которому положила начало жизнь Иисуса и Его служение. Это - не только отдаленное будущее, но и тайное настоящее, стремящееся к раскрытию. Ведь «пришествие Сына Человеческого с силою и славою великою» уже осуществилось в момент смерти и воскресения Иисуса. Поэтому мы можем сказать вместе с Иисусом, что искупление «уже приблизилось», оно среди нас, а не где-нибудь вдали во времени и пространстве.

             Познать, увидеть сокрытое и таинственное присутствие и близость нашего искупления нелегко: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими». Здесь указаны отрицательные факторы, могущие помешать нам сегодня ясно «видеть» присутствие Иисуса, Сына Человеческого, т. е. наше искупление.

         Сегодняшний отрывок из Евангелия содержит не описание того, как именно произойдет конец света, а призыв к нам замечать спасительное измерение настоящего, ибо в нем сокрыт Сын Человеческий. Именно так мы должны понимать призыв Иисуса: «восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». Речь идет не столько о том, чтобы мы задумались о далеком будущем, о конце света, сколько чтобы мы в настоящем замечали неожиданное, незаслуженное и непредвиденное присутствие Сына Человеческого. К сожалению, из-за нашего маловерия мы часто полагаем, что настоящее не несет нам ничего хорошего, либо оно кажется нам пустым и однообразным. О, если бы мы могли сегодня и каждый день «видеть» пришествие Сына Человеческого вплоть до нашей кончины!

        Что означает с этой точки зрения наше ожидание и надежда?  Каким образом мы, христиане, свидетельствуем о надежде, которую носим в себе? Мы должны открыто демонстрировать, что «наше избавление» воистину близко, оно уже среди нас, и не только в душах, но и в нашей личной жизни и в человеческом обществе. Если мы живем в обществе так, как нас учит Апостол Павел (во втором чтении), а св. Иоанн Павел II удачно называет «цивилизацией любви», мы «показываем», какова наша надежда. Новое будущее может родиться только из настоящего: следовательно, именно в настоящем мы должны познать и принять пришествие Сына Человеческого.

 

Экзегетическое примечание: СПРАВЕДЛИВОСТЬ

 

            Библейское еврейское выражение «справедливость» (sedaqá) переводится как «спасение общины». Это слово всегда объединяет два понятия: «спасение» и «община». Когда в Священном Писании говорится, что Бог «справедлив», это означает, что Бог делает все возможное, чтобы спасти нас и собрать нас в Свою общину.

           «Справедливый» человек  - не тот, кто руководствуется абстрактными «общечеловеческими» нормами и принципами, а тот, кто живет праведно, поскольку принимает Божие спасение  и таким образом созидает Божию общину. Поэтому слово «справедливый» можно перевести двумя неотделимыми друг от друга выражениями: «верность общине» и «польза для общины».

        В Священном Писании никогда не рассматриваются понятия «справедливость» и  «милосердие»  - «благотворительная любовь» (Caritas)  как противоречащие, так, как их воспринимаем мы в нашем современном мире. Ибо милосердие и любовь имеют столь же значимое отношение к спасению и к общине, как и справедливость. Бог справедлив, а значит, Он хочет спасти нас и создать общину именно потому, что Он милосерден, потому, что Бог есть Любовь и спасительная Доброта.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More