Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Первое воскресенье Великого Поста

 

Время поста - „испытание“ веры

 

Быт 9, 8-15; Пс 25(24), 4-5ab.6 и 7bc.8-9 (Пр.: 10); 1 Петр 3, 18-22; Мк 1, 12-15

 

            Возможно, нашей первой мыслью в начале Великого поста будет: теперь мы будем больше и старательнее молиться, откажемся от каких-либо благ в пользу малоимущих,  станем слушать и читать Божие слово и так далее. Но в таком подходе скрывается опасность превращения священного времени поста в «наше» время, «наше» участие, «наше» великодушие, «наши» пожертвования - хотя в первую очередь речь идет о Божием, а не о нашем времени. В конце периода Великого поста мы должны с удовлетворением сказать не: «я совершал добрые поступки, подавал милостыню, принес много жертв» и т. д., а «я встретил Бога в молитве, повстречался с Ним в облике бедного человека, которому я дал милостыню, а в жертвах, которые я принес, я постиг, что только Бог значит в моей жизни все». Постное время - это прежде всего время, когда мы ставим Бога на первое место в жизни. Нам придется научиться «различением духов и мудрым поведением рассматривать Божии знамения и знаки времени с точки зрения исполняющегося Божьего Провидения» (La forza delle riconciliazione. Сила примирения,1.1). Следовательно, время поста является в первую очередь «испытанием» и «проверкой» нашей веры в Бога, нашей способности видеть, как Божий спасительный план осуществляется в наше время  в наших общинах.

 

Союз  Бога с человечеством

 

            Текст первого чтения известен всем нам. По окончанию Великого Потопа Бог являет радугу на облаках. Подобно солдату, поднимающему белое знамя в знак нежелания продолжать боевые действия, Бог воздвигает в небесах радугу в знак Своей готовности заключить с грешниками мир. Тогда Он дает обещание: «не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (Быт 9, 15). Бог обязуется обеспечить в мире порядок и равновесие, нарушенные водами потопа - символом смятения и смерти. Бог жизни гарантирует, что чудовищный хаос более не разрушит Землю. Выражение «berit», переведенное в литургических текстах как «завет-союз», было бы точнее перевести словом «обязательство-обетование». Ведь в нашем случае речь идет не об обычном соглашении между двумя договаривающимися сторонами, где каждая из сторон обязуется к чему-либо. Здесь действует только Бог: Он обещает, дает слово, являет радугу в знак Своих обязательств по отношению к человеку и миру. Все это Бог делает исключительно по Своей чистейшей благости. От человека требуется только признать и принять это Божие обещание. Божие обетование-обязательство предназначено для всего мира: радуга становится «знамением завета между Мною и землею» (Быт 9, 13).

            Бог не исключает никого и ничего из области влияния Своей воли, которой Он хочет установить мир, порядок и гармонию в мире. Я считаю, это великолепно, что в начале нашего постного пути раскрываются столь бесконечные горизонты: Бог несет нам лучший, более справеливый, и более счастливый мир. Под радугой, символизирующей Божие желание даровать нам спасение, помещается все человечество. Надежда на спасение существует для всех.

 

Потоп  и крещение

 

      Во втором чтении опять упоминается отрывок о потопе из Книги Бытия. Ноев Ковчег является «прообразом» крещения, несущего нам спасение. Крещение не устраняет нечистоту тела, но испрашивает у Бога чистую совесть и наше спасение, дарованное благодаря воскресению Иисуса Христа из мертвых.

            Логика данного чтения такая же, как и в первом чтении. Бог спасает нас добровольным и бескорыстным деянием Своей любви. Крещение описано как источник нашего спасения, корнем которого является смерть и воскресение Иисуса Христа. В своем Первом послании Святой Апостол Петр подчеркивает, что праведный Иисус  умер за неправедных, что люди приговорили Его к смерти, но Бог воскресил  Его Своим Духом. Следовательно, у нас нет никаких личных достижений, кроме неправедности и греха. Но Бог создал из смерти и воскресения Иисуса источник спасения для нас, и это спасение Он дарует нам посредством святого крещения. Крещение – это Ноев Ковчег, спасающий нас из смертоносных вод потопа.

            Божия воля спасти мир, обозначенная радугой в Книге Бытия, в полной мере осуществилась посредством смерти и воскресения из мертвых Иисуса Христа. Обещание-обязательство Божественного спасения, возвещенное в Ветхом Завете, осуществилось посредством смерти и воскресения Иисуса Христа.

          Именно эту логику постного времени подчеркивают два чтения: мы, грешники, терпим все большую нужду из-за нашего эгоизма и неправедности, но Бог вмешался в нашу историю, защитив нас (первое чтение). Даруя нам Своего Сына Иисуса Христа, Он даровал нам все. Поэтому суть Постного периода заключается в нашем обращении к Богу с верой, что только Он способен и желает нас спасти. Прежде всего, мы должны укрепиться в вере, а затем – в поступках. Ибо чего бы стоило наше раскаяние и признание нас себялюбивыми грешниками без веры в то, что Бог со своей стороны уже предпринял все, чтобы нас спасти?

 

Искушение Иисуса Христа  

 

            Евангелист Марк повествует об искушении Иисуса Христа очень трезво и лаконично. Я преднамеренно использую слово «искушение» в единственном числе: в Евангелии нет описания трех искушений, а только выражение «был искушаем сатаною». Читая Евангелие от Марка, мы видим, что вся жизнь Иисуса была  полна искушений: например, фарисеи «требовали от Него знамения с неба, искушая Его» (Мк 8, 11). «Подошли фарисеи и спросили, искушая Его, позволительно ли разводиться  мужу с женою» (10, 2). В Евангелии от Марка больше, чем в остальных Евангелиях, подчеркивается борьба Иисуса против сатаны и Его деятельность в качестве Чудотворца и Изгнателя бесов.

         С пришествием Иисуса Христа приблизилось Царство Божие и закончилось царство сатаны. Иисус побеждает сатану и тем самым приносит в мир Божие Царство. По словам Евангелиста Марка, смысл искушения Иисуса заключался в том, что альтернативу Бог или сатана Иисус решил в пользу Бога.

В отрывке Евангелия от Марка имеется интересное выражение: «и был со зверями; и Ангелы служили Ему». Пребывание среди диких зверей напоминает жизнь человека в Эдемском саду, а также обещания пророков о будущем искупленном и обновленном мире (см. Ис 11, 6-8; 65, 25; Ос 2, 18). Евангелист сравнивает Иисуса с Адамом: подобно тому, как был подвергнут искушению Адам, подвергается искушению Иисус. Адам согрешил и был изгнан из Эдемского сада. Иисус  побеждает искушение и восстанавливает в мире мир и гармонию. Иисус заново открывает Эдемский сад, утраченный по вине наших прародителей. Также выражение «Ангелы служили Ему» позволяет нам воспринимать описываемую ситуацию подобно обстановке в Эдемском саду. При этом Евангелист подчеркивает, что Иисус стоит выше Ангелов, что Он – Божий Сын. Он открывает новую «эпоху» и устанавливает новую и окончательную реальность для всего человечества, Иисус – это новый Адам, Божий Сын, принесший окончательное время спасения.

            Итак, Великопостное время в свете данного отрывка из Евангелия гласит: благодаря пришествию Иисуса, в истории началось время спасения. Других спасителей нам дано не будет. Мы можем ожидать спасения только от Иисуса Христа и ни от кого другого. Поэтому следует вновь повторить: прежде чем встать на путь нравственного покаяния, которое является необходимой предпосылкой для истинного изменения нашей жизни, мы должны ступить на путь религиозного обращения.

             Принимая Иисуса, мы должны уверовать, что исполнилась полнота времен, и спасение – рядом с нами. 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More