Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Господь – Податель жизни

 

3 Цар 17, 17-24; Пс 30(29), 2-4.5-6.11-12a и 13b (Пр.: 2a); Гал 1, 11-19; Лк 7, 11-17

 

 

     «Освобождение» – одно из слов, находящих в наши дни огромный отклик. Это верно, поскольку современный человек лучше, чем в прошлом, сознает, от какого количества разнообразных форм рабства ему необходимо освободиться. Но, кроме того, современный мир прекрасно осознает свою ограниченность: после энтузиазма и надежды на бесконечный «прогресс» в шестидесятых годах прошлого века проявилось столь распространенное ныне чувство скептицизма, недоверия, почти полного отказа от любой борьбы. Человек не смог победить проблему голода в мире. Война, в том числе мировая атомная катастрофа, больше не кажется фантастической страшилкой. Распространяется насилие, терроризм превратился в почти неизлечимую болезнь. Наркомания ежедневно пожинает свою обильную жатву. Медицина бессильна против множества болезней. Человеконенавистнические идеологии собирают все больше сторонников. Кто же избавит нас от зла, непрестанно угрожающего нам со всех сторон?

 

Начать новую жизнь

 

         Пророк Илия возвращает жизнь умершему ребенку. Мать этого ребенка видит в смерти сына кару за свои грехи. Она говорит пророку: «ты пришел ко мне напомнить грехи мои?» (3 Цар 17, 18). Эта женщина думает о Боге как о строгом судье, который скрупулезно высматривает наши грехи и лишает виновных жизни или строго наказывает их.

         Когда пророк воскресил сына вдовы, она воскликнула: «тепер-то я узнала, что ты человек  Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно» (ст.24). Она узнала, что Бог не таков,  каким она представляла Его до смерти сына – т. е. Он – не Бог убивающий. Теперь она понимает, что на самом деле Бог дарует жизнь, избавляет от смерти. Божие слово имеет столь великую силу, что способно даровать жизнь даже умершему. Это повествование о чуде подтверждает миссию пророка: «теперь-то я узнала, что ты человек Божий». Женщина и ранее понимала, что пророк имеет в каком-то смысле «священную» власть, но тогда эта власть казалась ей весьма двусмысленной. Случившееся чудо развеяло любую двусмысленность: миссия и власть пророка как человека Божия предназначены для служения жизни.

         Илия показывает, что Бог – это не Бог карающий и убивающий, а Бог, дарующий жизнь. Бог – это не амбивалентная (двусмысленная) сила, которая без какой-либо причины, а единственно по своему желанию, оживляет или умерщвляет, дает или отбирает. Напротив, Он желает жизни для всех нас.

         В каждом человеке скрывается как жажда жизни, так и тайные силы, ведущие его к самоуничтожению. Божие слово, говорящее о Боге как о Господине жизни и об абсолютной надежде, дает нам силу победить нашу тягу к смерти и устремиться к жизни вечной.

 

Евангелие Иисуса

 

         Апостол Павел объясняет сущность проповедуемого им Евангелия. Он замечает, что «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое». Речь идет не о какой-либо идеологии или философском учении. Евангелие, которое проповедует Павел, основано на откровении Иисуса Христа. Апостол повторяет: «Бог... благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам».

         Павел не проповедует «Евангелие»  каких-либо древних или новых «учителей», которое можно было бы заключить в несколько фраз вроде «поверь в себя», «поверь в человека», «поверь в жизнь». Ни абстрактные учения, ни нарциссическая концентрация на себе не интересуют Павла. Он встретил Иисуса Христа,  и для него Евангелие – это Сам живой Иисус.

         Апостол Павел был ревностным иудеем, весьма благочестивым и морально безупречным до такой степени, что ради защиты иудейской ортодоксальности стал преследователем христианской Церкви. Его «обращение» было не моральным преображением, не переходом от неверия к вере, а встречей с личностью Воскресшего Иисуса. Подытоживая свой христианский опыт  Павел говорит: «живет во мне Христос» (срав. Гал 2, 20), т. е. «Воскресший Христос положил начало моей новой жизни».

         Основоположники великих религий предлагали человечеству «учение» или «религиозную систему». Они были проповедниками религиозных учений, но не объектом самой веры. Например, мусульманин считает Магомета не центром своей веры, а всего лишь пророком. В случае Иисуса Христа все обстоит совсем по-иному: Иисус не только проповедовал определенное учение, определенную моральную систему, но и «даровал» Самого Себя в качестве объекта веры и  меры нравственного поведения. Иисус - не только проповедник Своего Евангелия, но и его «составная часть», более того, Он Сам – Живое Евангелие.

 

Юноша! Тебе говорю, встань!

 

         Фрагмент из Евангелия описывает встречу Иисуса с вдовой, идущей за гробом с ее умершим сыном. «Увидев ее, Господь сжалился над нею». «Kyrios», «Господь» - это титул, полученный Воскресшим Иисусом, Господом жизни, победившим смерть. Господь «увидел» ее и «сжалился над ней». Иисус демонстрирует нам отношение Бога к людям - Бога, не слепого к нашим страданиям и заботам, неравнодушного и не бессердечного к нам. Бог видит все наши нужды и жалеет угнетаемое и страждущее человечество, изнемогающее под тяжестью различных видов рабства, лишающих его жизни и радости.

         Иисус приблизился к одру (т.е. ко гробу) и прикоснулся к нему. Этот жест был запрещен иудейским законом, согласно которому соприкосновение с мертвыми оскверняет человека.  Но Иисус имел власть даже над смертью, Он полностью свободен от страха смерти. Он говорит юноше: «Юноша! Тебе говорю, встань!». Если ветхозаветный пророк словами и жестами призывает Господа над мертвым ребенком (срав. 3 Цар 17, 21; 4 Цар 4, 33), то Иисус воскрешает силой Своего всемогущего слова, ибо Его слово – это слово Бога.

         Лука резюмирует: «И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (ст.16). Все пророчества исполняются в Иисусе. Весь подготовительный период Ветхого Завета находит свое совершенное исполнение в последнем и окончательном пророке – в Иисусе Христе. Это означает, что отныне более не будет слова, которое победило бы слово Иисуса, ибо «последнее слово» принадлежит Ему. Это слово – слово жизни, побеждающее величайшее зло - смерть.

         В конце концов, Бог «посетил народ Свой» через посредство Господа Иисуса (Kyrios). В Господе Иисусе нам было дано не одно из многих пророческих слов, а последнее и окончательное слово Бога. Через Иисуса Бог окончательно и безвозвратно возвестил нам «Свое слово». Также Он сказал нам, что смерть более не имеет «последнего слова» в нашей жизни, что она не является неизгладимой печатью и непреодолимым злом.

         Припев псалма-респонсория сегодняшнего воскресенья резюмирует все три чтения: «Господа прославлю, Он поднял меня». Своим Евангелием, воплощенным в Иисусе, Бог освобождает от любой ложной религиозности, и если мы уверуем в Него, мы будем освобождены от смерти и получим истинное обетование жизни вечной.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More