Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Царство Божие - как зерно горчичное

 

Иез 17, 22-24; Пс 92(91), 2-3.13-14.15-16 Пр.: ср. 2a); 2 Кор 5, 6-10; Мк 4, 26-34

 

            Несомненно, что мы, христиане, в современном мире, во всех его странах, пребываем в меньшинстве. Нам хотелось бы, чтобы нас было гораздо больше, чтобы мы были активнее, заметнее, значительнее. Хотелось бы иметь больший вес в обществе, которое нас вытесняет, пренебрегает нами и даже клевещет на нас. Некоторые из нас пытаются «устраивать крестовый поход», размахивая оружием апологетической полемики и пылая усердием, порожденным печалью и недовольством. Ведь быть в меньшинстве - это крайне неприятно. Другие замыкаются в грустном одиночестве, в компании угрюмых ворчунов, возмущающихся злом в мире. Но все это – бесполезные действия, от которых никому не станет лучше. Давайте вспомним, что Иисус со Своими учениками тоже были меньшинством, крошечным семенем в огромном мире. Мир не хотел познать Иисуса, несмотря на то, что Он творил чудеса, говорил о прекрасных возвышенных вещах и был воплощением доброты и праведности. А быть может, даже ближайшие ученики, Апостолы, спрашивали Его: «Где же Царство Божие, если мир никак не изменился, и изменить его нельзя?» Чтобы ответить на обвинения в кажущейся неэффективности и незначительности Его миссии, Иисус рассказывает им притчу о горчичном зерне. Ведь горчичное зерно тоже кажется малым и незначительным, однако...

         То же самое касается нашей жизни. Разве нас не охватывает ощущение нашей никчемности, разве мы не чувствуем усталости, связанной с разочарованием, разве не опускаем руки и не отказываемся от борьбы, когда не видим конкретных результатов? Один старый раввин из еврейского анекдота говорил: «Разве мог прийти Мессия, если мир не изменился!» То же самое люди говорили Иисусу: «Как ты можешь проповедовать нам о том, что Царствие Божие уже приблизилось, если мир по-прежнему полон зла и смерти?». Сегодняшнее первое чтение и Евангелие заставляют нас размышлять об этой серьезнейшей проблеме - о присутствии Бога среди нас и о таинственной силе и эффективности Его действий.

 

Нежная поросль

 

         Пророк Иезекииль проповедует и пишет в плену, во время, когда иудейский народ жил в диаспоре. Казалось, что Божий  народ окончательно уничтожен и повержен. Но Пророк хочет влить в него надежду и доверие, а также обосновать эту надежду. Поэтому он описывает Божии действия так: «и возьму Я с вершины высокого кедра и посажу; с верхних побегов его оторву нежную поросль и посажу на высокой и величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его». Здесь народ Божий сравнивается с одной хрупкой веточкой посреди огромных кедров и высоких деревьев, т. е. мирских держав.

Образы, применяемые Иезекиилем, на редкость ярки и красноречивы. Дерево - это символ царя и его царства. Веточка, символизирующая Израиль, станет роскошным огромным кедром – т. е. Израиль возродится. Но это будет результатом деяний Бога, а не человеческой политики и человеческих усилий. Таким образом окажется, что Бог «понижает высокое дерево», а «низкое дерево повышает». Глядя на образ древа, можно подумать, что речь идет о политическом возрождении, однако Иезекииль приписывает это деяние Богу и говорит, что речь идет о «религиозном возрождении». А после падения Израильского царства родится новое общество - общество, порожденное исключительно Божией благодатью. Чудо возрождения общества будет содеяно Божиим словом: «Я - Господь, сказал - Я сделаю». Израильтянам, слушавшим пророка Иезекииля, требовалась огромная вера, чтобы поверить в это бескорыстное Божие обетование. Но именно этого хотел от них Бог: чтобы они всецело и безоговорочно поверили силе слова обетования их Бога.

 

Горчичное зерно  

 

         Притча подчеркивает, что горчичное зерно «меньше всех семян на земле». На вид оно слабое и незначительное. Оно столь крошечное, что, на первый взгляд, не имеет никакой силы и эффективности. Именно таковой казалась в глазах людей деятельность Иисуса: деятельность, ограниченная по размаху, без силовой поддержки, основанная всего лишь на слове и некоторых чудесах. Казалось, что мир равнодушен к этому человеку из Назарета. Разве сможет такой человек изменить мир? Иисус отвечает на эти вопросы, сравнивая Свое призвание и жизнь с горчичным зерном, которое, будучи засеянным в землю, «всходит и становится больше всех злаков». Следовательно, в кажущейся незначительности жизни Иисуса таится огромная животворящая сила.  Ее плоды будут колоссальными - пришествие Царствия Божия в его полном великолепии.

         Кроме того, притча о зерне, растущем самостоятельно, демонстрирует, каким образом посредством миссии Иисуса действует Бог Отец. Своим действием Иисус сеет семя Слова и спасительной Божией силы. Кажется, что это семя погребено в земле и не существует.  Кажется, будто сеятеля не интересует дальнейшая судьба семени. Это - проблема мнимой незначительности жизни и деятельности Иисуса. Однако, это семя прорастает, развивается, превращается в могучее растение и приносит обильный урожай.

         Иисус сравнивает Свою жизнь с крошечным семенем, почти незаметным, сокрытым в земле и как будто умершим. Можно ли ожидать, что это крошечное семя изменит мир?

         Закон, руководящий жизнью христианской общины – тот же закон, который руководил жизнью Иисуса. Следовательно, каждый отдельно взятый христианин и церковное общество в целом вновь переживают опыт Иисуса: быть в меньшинстве, быть маленьким и якобы ничтожным в глазах мира. Посмотрите на возражения, которые мир швыряет христианам в лицо: «Что вы делаете, чтобы улучшить и изменить мир? Поможет ли ваша молитва сделать мир более человечным и справедливым?» и т. д. Неверующие люди не в состоянии оценить силу Божией помощи, действующую в повседневной жизни ученика Иисуса или в маленькой христианской общине. Между тем, в ней посеяно Божие Царство, в ней присутствует исключительная сила, спасающая мир. А сколько существует скрытых от мира душ или общин, таящих в себе семя Божьего  Царства, т. е. спасение, которое они излучают на весь мир! 

 

Вдали от Господа

 

         Безусловно, в настоящее время мы «удалены от Господа», как говорит святой Павел во втором чтении. Мы живем верой, а не видением, созерцанием; мы живем в месте, удаленном от Господа, поскольку наша жизнь, та ее часть, которую Павел называет «телом», не вполне едина с Господом.

         Однако, если мы преисполнены веры, то осознание нашего положения «странствующих изгнанников» не препятствует нам идти к Господу и «Отчизне». Если мы чувствуем себя одинокими, бесполезными, бесплодными, идущими навстречу смерти и вследствие этого печальными - значит, мы не доверяем Господу безоговорочно.

         Иисус не падал духом из-за мнимой жизненной неудачи, ибо Он пребывал в духовном единении с Богом и всецело полагался на Него. Хотя Его жизнь казалась всего лишь маленьким семенем, Иисус подлинно знал, что в Нем таится исключительная сила - сила Самого Бога. Святой  Павел побуждает нас подражать Иисусу в наших действиях: «Мы всегда благодушествуем; ибо знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа».

         Христианин понимает относительность своего нынешнего положения, ибо считает его лишь временным удалением от Господа. Это состояние не окончательно. Окончательно решение принимает только Бог, «и потому мы ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными». Только Он является абсолютной мерой нашей жизни. Однако если мы будем оценивать нашу жизнь исключительно на основе социологических критериев или моментального успеха, мы можем упустить из внимания факт, что из семени произрастает огромное растение. Горе нам, если  мы застрянем в размышлении о семени и не заметим, как из него – поскольку это было Божие семя - вырастет прекрасное древо Божия Царства. 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More