Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Радость прощения

 

2 Цар 12, 7-10.13; Пс 32(31), 1-2.5.7.11 (Пр.: ср. 5c); Гал 2, 16.19-21; Лк 7, 36-8, 3

 

 

         Современная культура уделяет большое внимание «чувству вины», зачастую рассматривая его сугубо с психологической точки зрения - как «тяжесть», как душевное страдание на грани «заболевания». Психологически-аналитическая культура позволяет решить не нравственную, а исключительно техническую проблему: что делать, чтобы избавиться от чувства вины? Она не рассматривает эту проблему с точки зрения морали: что говорит мне мое чувство, и какой смысл я должен придавать этому переживаемому ощущению, называемому «чувством вины»?

         Поэтому сегодня о чувстве вины говорят с использованием медицинских терминов, как о болезни, которую следует лечить. Зигмунд Фрейд писал: «Под конец жизни именно люди, более других продвинувшиеся по пути святости, обвиняют себя в самых гадких поступках... Как известно, если фрустрация сохраняется, то искушения усиливаются. Но если мы время от времени поддаемся этим искушениям, они - хотя бы временно - ослабевают».

         Для излечения от чувства вины Фрейд предлагает снизить моральные требования и в какой-то степени поддаться искушениям. К сожалению, создается впечатление, что в наши дни многие люди руководствуются этой же рекомендацией Фрейда. Но Иисус указывает нам совершенно другой путь – Божие прощение и Божию силу, способную избавить нас от чувства вины и морально возродить нас.

 

Согрешил я пред Господом

 

         Первое чтение описывает тяжкий грех прелюбодеяния и убийства, который совершил царь Давид, взяв себе в жены Вирсавию и приказав убить ее мужа. Божий голос через пророка Нафана разоблачает этот грех: «Ты - тот человек!». Давид осознает  масштаб своей вины  только тогда, когда пророк обвинил и осудил его. Зло, совершенное нами, мы целиком осознаем только пред лицом Божьего слова. Без Божьего слова мы рискуем запутаться в поиске всяческих ложных оправданий.

         Услышав обвинения Нафана, Давид воскликнул: «Согрешил я пред Господом!». Давид осознал, что согрешил не только против Урии, взяв его жену и приказав убить его самого, но в первую очередь он оскорбил Бога. Грех Давида против Урии Господь считает личным оскорблением, и тем самым этот грех становится еще более тяжким. Все, что оскорбляет человека, оскорбляет Самого Бога.

         Когда Давид признал свой грех, пророк сказал ему: «и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь». Давид, просвещенный Божиим словом, принимает свой грех и признает, что он – грешник. Бог прощает его и не предает смерти. Ибо Бог хочет не смерти грешника, но его раскаяния и обращения.

         В случае с Давидом, его грехи «сводятся» к грехам против Бога. Это означает, что в различных грехах проявляется и осуществляется одна тенденция, ведущая к смерти – тенденция распоряжаться собственной жизнью вопреки Божией воле. Человек должен осознать свой «грех»», вернее - различные «грехи», чтобы понять свое положение грешника и решиться на радикальное обращение. Во время исповеди мы не должны ограничиваться только перечислением грехов; все наше исповедание грехов мы обязаны резюмировать признанием Давида: «Согрешил я пред Господом». Следовательно, обращение – это, прежде всего, возвращение к жизни с Господом и принятие решения жить в соответствии с Его пожеланиями.

 

Вера оправдывает

 

         В отрывке из Послания к Галатам (Гал 2, 16-21) Апостол Павел размышляет о пути, ведущем к спасению, к избавлению от греха и участию в Божественной жизни. Весь этот процесс называется «оправдание». Итак, что делает человека праведным и что делает его Божиим сыном? Отнюдь не наши дела и желание исправиться: «ибо делами закона не оправдается никакая плоть».

         Эти слова Павла очень важны: «Человек оправдывается не делами закона,  а только верою в Иисуса Христа». Павел отказывается понимать оправдание в том смысле, якобы Бог принимает человека из-за его положительных качеств, поскольку в грешном человеке Бог не находит ничего, что Он мог бы принять. «Праведность», которую Бог дарует человеку -  бескорыстная, ибо грешный человек получает ее без какой бы то ни было личной заслуги. Человек приобретает Божию «праведность» не за свои добрые дела, ибо только Бог оправдывает человека и «делает его способным» творить добрые дела и приносить пользу благодаря этим делам. Следовательно, добрые дела знаменуют, что человек принял Божие спасение и Божию праведность.

         В отрывке из Послания святого апостола Павла необходимо подчеркнуть его христологическую перспективу. Оправдание – это, прежде всего, присоединение ко Христу: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос». Именно присутствие Иисуса Христа в нас «порождает» дар Духа, наше усыновление и прощение наших грехов. Мы не должны думать, что прощение грехов по времени стоит впереди нашего присоединения ко Христу. Напротив - присутствие Христа в нас, совместно с даром Духа и усыновлением,  избавляет нас от греха.

         Следовательно, у человека нет ни малейшего повода хвалиться. Ибо Бог в Своей свободной любви принял решение спасти нас и дал нам Своего Сына: «живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». На этом основана радость христианина: знать, что Бог любит его, и что Иисус полностью предал Себя ради него.

 

Прощаются тебе грехи твои

 

         Лука связывает повествование о раскаявшейся грешнице с притчей о двух должниках. Общей темой этих двух историй является бескорыстное прощение без каких-либо условий. Давайте отметим, что у обоих должников нет ни малейших заслуг, у них нет ни денег, чтобы заплатить заимодавцу. «На суде Иисуса больше не действует привычная схема  'do ut des' («даю, чтобы ты дал»).

         Перед Богом мы все без исключения являемся людьми, получившими Его дары, и слова «больше» или «меньше» не имеют никакого значения. В притче подчеркивается не степень любви, а факт, что до этого момента мы все должны обрести  способность любить по-настоящему» (Й. Эрнст).

         С темой бескорыстного прощения связана тема благодарной любви. Вот самые важные слова, сказанные о женщине: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (из чего следует, что она осведомлена, что ей прощается множество грехов) (ст. 47). Божие прощение не является ни «ответом» на человеческую любовь, ни «оплатой» за эту любовь: Бог прощает бескорыстно, независимо от того, заслужил ли человек это прощение. Но человек, переживший опыт прощения, обретает способность любить. Чем глубже он переживает свое прощение, тем большая любовь зарождается в его сердце.

         Наконец, в качестве причины оправдания указывается вера: «вера твоя спасла тебя». Вера – это не доброе дело, понуждающее Бога простить нас. Вера – это принятие бескорыстного Божьего дара. «Заключительное слово, где вера указана как причина спасения женщины, производит впечатление формулировки, препятствующей какому-либо догматическому размышлению о взаимоотношениях между верой и любовью, т. е. между Божиим прощением и человеческим сотрудничеством. Рассказчик видит здесь комплексный случай  "justificatio impii" [оправдания грешника] с точки зрения человека» (Й. Эрнст).

         Следовательно, вера – это залог Божьего бескорыстного прощения. Любовь - это выражение благодарности человека за принятое прощение. Община Иисуса – Церковь – это не община совершенных и безгрешных людей, а община, непрестанно принимающая прощение от Иисуса. В христианской общине мы не должны уподобляться фарисеям и обвинять других: «Это – грешница». Иисус вкушает пищу с грешниками и принимает их (срав. Лк  15, 1-2); то же самое должна делать и христианская община, которая не является сектой «неприкосновенных», ибо должна быть готова к диалогу со всеми людьми и принимать каждого, как это делал Иисус. Только таким образом она способна помочь грешникам обратиться, уверовать в прощение, даруемое Иисусом, и принять Его в свою душу.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More