Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Укрощенная буря

 

Иов 38, 1.8-11; Пс 107(106), 23-24.25-26.28-29.30-31 (Пр.: 1); 2 Кор 5, 14-17; Мк 4, 35-41

 

            Иисус укоряет учеников: «Чего вы боитесь?» Мы постоянно преисполнены страха, чувствуем угрозу со всех сторон, нам кажется, будто нас выслеживают как дикого зверя на охоте. Во многих наших повседневных встречах с людьми вместо доверия и радости царит дух недоверия,  опасения и страха. Мы боимся болезней, смерти, воров, убийц, террористов с автоматами, возможной космической катастрофы, нищеты. При этом мы не боимся того, что угрожает нашему духовному здоровью. Мы не боимся современной культуры, которая тысячами путей насильственно вмешивается в нашу жизнь, чтобы толкнуть нас к определенному порочному образу мышления и жизни. Мы не боимся желающих убить нашу душу и при этом боимся всего, подвергающего опасности наше тело или имущество. Между тем, Иисус спрашивает нас:  «Чего вы боитесь?»

         То, что нам предлагает Иисус, полностью противоположно тому, что внушает нам современная культура, сознательно культивирующая наши страхи. Культура жизни, предложенная Иисусом, освобождает нас от страха и дарует полноту жизни и телу, и душе, в то время как современная культура является самой настоящей культурой смерти. Вспомним, с каким азартом средства массовой информации сообщают нам о кровавых сражениях, несчастных случаях, природных катаклизмах и угрозе ядерной катастрофы. Наибольший интерес и любопытство людей вызывает информация, культивирующая страх.

         Иисус призывает нас отказаться от культуры, несущей страх и смерть. Единственное, чего мы, по мнению Иисуса, можем бояться – это культуры смерти, губящей душу и уничтожающей радость жизни. Во время святой Мессы мы молимся, чтобы Бог избавил нас от греха и оградил от всякого смятения, поскольку страх неведомым образом связан с грехом, со слабой, недостаточной верой и отсутствием любви. Альтернатива, предложенная Иисусом Христом, приносит радость и свободу, которые являются плодами искупления.

 

Происхождение моря

 

         Бог говорил с Иовом посреди бури, являющейся знамением Его силы и трансцендентности. Бог спрашивает Иова о происхождении моря, представляемого в виде гигантского количества воды, запертого между двумя вратами. Вода проистекает из «материнского лона» Земли и, словно новорожденный младенец, увита пеленами – облаками и туманом. Но и море, несмотря на огромную мощь, имеет свои границы: «И утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота». У каждого творения есть свои ограничения, даже широкое и глубокое море имеет свои пределы. Его горделивые волны разобьются у непроходимых границ, положенных ему Богом. Как и всякой вещи, морю положено определенное и ограниченное место. На основании этого знания Иов учится спрашивать: не определены ли границы, не положены ли пределы и для человека? Не должен ли каждый человек знать свое «место»? Гармония в мире требует, чтобы каждый занял пространство, отведенное ему.

         Бог открывает Иову границы его способностей и познания, но этим Он хочет не осудить «раба» Своего и не унизить его, а открыть ему богатство, к которому тот ранее не имел доступа. Когда Иов займет свое должное место во Вселенной, он сможет  сформировать правильное отношение к Богу. Приняв предназначение творения - в данном случае моря - он сможет найти слова смирения и прославления. Бог показывает Иову его пределы не для того, чтобы напугать или унизить его, а для того, чтобы открыть ему возможность нового отношения к миру и к себе самому.

 

Умолкни, море!

 

         Иисус укрощает воды моря, бушующего из-за бурного ветра. Здесь возникает мысль о границе, положенной  морю – на сей раз как символу зла. Бог ограничивает зло и побеждает его. Давайте еще раз перечитаем это прекрасное Евангельское повествование!

         Иисус спал на корме лодки, подложив под голову подушку, в то время как буря гнала лодку с учениками навстречу опасности. Ученики разбудили Его и сказали: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» Ими овладел страх смерти и боязнь, что Иисус не позаботится о них. Ученики беспокоятся только о своей жизни, о самих себе. В их вопросе слышен упрек, страх, отчаяние. Неудивительно: на кону их жизнь, дело касается их жизни и смерти.

         Иисус  пробудился, как будто воскрес, «запретил ветру», как делал, изгоняя бесов (срав. Мк 1, 25; 3, 12), и запер хищную пасть моря. Все это чудо носит характер экзорцизма, поскольку море символизирует силы хаоса и смерти. Жест Иисуса - это могущественный жест освобождения, напоминающий победу Господа над водами Красного моря и Иордана.

         Море мгновенно улеглось. Но едва утихомирился ветер на озере, как поднялась буря в сердцах. Кто же Он, творящий такие чудеса? Ученики называли Его «Учителем», ибо еще не распознали  в Нем Божего Сына.

         Иисус упрекает их в слабой вере: «что вы так боязливы? как у вас нет веры?» (Мк 4, 40). Свобода человека подвергает буре до тех пор, пока человек не предаст себя в руки Того, Которому «и ветер и море повинуются». После страха смерти следует экзистенциальный страх, когда человек видит, что стоит на пороге тайны.

          Природные бури, как и бури духа, не оставляют в покое человеческое сердце, покуда оно не преисполнится веры. Иисус избавляет Своих учеников от страха смерти и от боязни беспредельной и всеобъемлющей Божией тайны. Маловерие гораздо опаснее любой бури!

         Иисус Христос знает, что Его ученики боязливы, и выходит им навстречу, давая познать Свое чудесное спасение и приглашая открыть сердца вере. Познав Искупителя и уверовав в Него, ученики обретут полную свободу, т. е. спасение. Умиротворенная вера дает ученикам возможность принять спасение. Однако если они будут считать, что Иисус «спит», т. е. не заботится о них – они не смогут обрести спасения.

 

Любовь Христова

 

         Динамика христианской жизни основывается на любви Христа: «Ибо любовь Христова объемлет нас». Это - любовь Христа, умершего ради нас и воскресшего, чтобы дать нам жизнь. Это - любовь, избавляющая нас от смерти, любовь животворящая. Если  человек верует во Христа и живет в Нем, он «становится новым творением».

         Вера способствует глубокой и радикальной перемене всей личности человека; она вытесняет из него старое и создает новое. Иисус Христос преображает христианина на всех уровнях его личности. Личность, преображенная таким образом, «уже знает Иисуса не по плоти», т. е. не в рамках простой исторической точки зрения. Иисус Христос становится для христианина началом новой жизни.

         Преображение личности христианина осуществляется силой Христовой любви, побеждающей страх, который держит человека в рабстве во всех личностных аспектах.  Страх вытесняется любовью, а опасения - умением любить и надеяться, радостным доверием Богу.

         Иисус жаждет преобразить Своих учеников, избавив их от рабства страха и даровав радость и свободу.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More