Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Если ты хочешь следовать за Иисусом…

 

Зах 12, 10-11; Пс 63 (62), 2abcd.2e-4.5-6.8-9 (Пр.: 2b); Гал 3, 26-29; Лк 9, 18-24

 

 

         В сегодняшнем Евангелии Иисус говорит об условиях, необходимых для того, чтобы последовать за Ним: «если кто хочет идти за Мною…». Чтобы правильно понять эти суровые слова Иисуса, мы должны избавиться от ложных предрассудков. Прежде всего, от предрассудка, что Бог обязан вписываться в наши схемы мышления, которые мы придумали, имея благое намерение «защитить» Бога. Еллины и Иудеи тоже думали, что защищают Бога, а вернее - правильные представления о Боге, поэтому они сочли Христов Крест «безумием» и  «соблазном». Второй предрассудок, которого мы коснемся вкратце - это мнение, якобы Бог ставит человеку определенные ограничения. С этой точки зрения, следование за Иисусом может быть воспринято как унижение, ограничение, рабские узы для свободного человека или для человека, стремящегося избавиться от зависимости. Но мы-то знаем, что на самом деле Бог не завидует человеку. Он не ограничивает нас, а напротив – желает возвысить, соделать нас Своими детьми.

 

Признать, что мы – грешники

 

         Отрывок из Книги пророка Захарии является частью пророчества о новом будущем израильского народа. Сам Бог «создаст» будущее Израиля, излив на Свой народ «духа благодати и умиления». Слово «дух» вызывает мысль о могущественном внутреннем действии в человеке, при помощи которого Бог осуществит глубокое преображение человечества. Далее народ станет оплакивать свои грехи, «поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской», т. е. народ совершит обряд покаяния. Этим выражением Захария, вероятно, говорит о весьма известном обряде. «Тот, Которого пронзили» представляет собой неизвестного человека, возможно - отвергнутого вдохновенного пророка, и олицетворяет всех пророков, отвергнутых и умерщвленных Израилем. Обращение народа, плоды сошествия Божьего Духа (срав. Иез 36,  26-36; 37, 5-14; 39, 29) выражены в «видении», т.е. в обращении и следовании голосу пророка. Евангелист Иоанн видит исполнение этого пророчества в смерти Иисуса на Кресте (Ин 19, 37).

         Пророк Захария олицетворяет «смотрящий» и «плачущий» народ: т.е. человека, в конце концов осознавшего Божию любовь и обнаружившего, что он до сих пор не заслужил и не принял ее. Жалоба пророка - это скорбь «ради Бога» (2 Кор 7, 9-10), упомянутая святым Павлом. Люди, плачущие таким образом, блаженны – ибо они сознают свои грехи и вместе с тем - величие Божией любви.

Вы - сыны Божии

         Пророк Захария призывает нас избавиться от желания «измерить» Бога, признать свой грех и непостижимую Божию любовь к нам. Теперь, в послании к Галатам (Гал 3, 26-29), апостол Павел показывает, что Бог не ограничивает и не унижает человека, а напротив – возвышает его непостижимым образом. Этот отрывок из послания святого апостола Павла мы можем изобразить схематически, выделив в нем три пункта:

а) Преодоление «человеческих» ограничений: «все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса». Бог создал нас, чтобы мы стали Его детьми. Бог осуществил Свой замысел посредством Иисуса Христа, Который в Крещении «облекает» нас в те же самые условия, которые были у Него -  у Сына Божьего. Таким образом, Бог «избавляет» нас от наших человеческих ограничений и возвышает до Своего уровня. Он освобождает нас от чисто «человеческого фактора», от  нашего переменчивого и эгоистичного «я». Он – не тот Бог, Который жаждет «ограничивать» и «унижать» человека

б) «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского». Бог освобождает нас от преград и разделений, основанных на ложных принципах цивилизации или культуры, богатства или пола. Нас не может спасти ни греческая, ни иудейская культура. Нас не может спасти экономическая система - ибо рабы равно с рабовладельцами одинаково нуждаются в спасении. Нас не может спасти принадлежность к мужскому или женскому полу. Все, что мы делаем, чтобы «отличаться от других», «реализоваться», превзойти и подчинить остальных, чтобы быть «больше» других, не имеет значения. Также не имеет значения то, что мы считаем необходимым для достижения наших тщеславных эгоистических идеалов. Единственное, что имеет ценность  - это «быть одно во Христе». Сколько мечт, сколько иллюзий, сколько напрасных трудов и растраченных впустую сил мы потратили для достижения пустого, бесполезного существования! Святой Павел указывает нам правильное направление: подлинное значение имеет только «быть Христовыми»!

 в) Наконец, добаляет Павел, «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово». Христос избавляет нас от порочного индивидуализма и делает нас «семенем Авраамовым»,  т. е. Божьим народом. Несмотря на всю нашу тягу к общению, эгоистичное поведение изолирует нас, вытесняет на окраину общества, вызывает одиночество, конфликты и вражду. Только Христос способен утолить нашу жажду и соделать нас «одним народом», более того -  народом Божиим. Следовательно, мы сами творим всяческие ограничения и ставим границы: Бог, напротив, хочет освободить нас, чтобы наше бытие возросло до «божественного» измерения.

 

Крест верующего

 

         Теперь давайте задумаемся над словами Иисуса: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною». Что означает «нести крест»? Боль не является идеалом Иисуса, поэтому выражение «взять крест» не означает тяжкие страдания или физическую смерть. Оно означает скорее волю, желание разделить с Иисусом Его путь: нести крест означает принять решение вести себя так, как Иисус.

         Так от чего же нам следует отказаться, если мы хотим «отречься от себя»? Очень хорошо эту мысль выразил Дж. Мойоли (G. Moioli): «То что называем личностью, индивидуальностью каждого человека, не является телом, чувствами или разумом по отдельности. В действительности же, нам следует отречься от человека в нас, который не желает верить».

          Далее он продолжает: «Нести ежедневно свой крест означает бороться против противоречий внутри нас и в окружающем мире. Бороться против мира нам следует не для того, чтобы разжечь войну, и не ради желания стать «мучеником», а потому, что нам необходимо идти по определенному пути к определенной цели».

         Итак, первый крест, с которым мы сталкиваемся – это  наше маловерие. Нам надо стать верующими! Ведь нам хотелось бы подчинить своим критериям все, включая Бога. Вместо этого, Иисус требует от нас подчиниться Его критериям. Хотеть быть с Иисусом, стремиться уподобиться Ему и всегда быть Ему верным– это наш повседневный тяжкий крест, требующий от нас многократно сказать «нет!» миру, чтобы по-настоящему сказать «да» Иисусу Христу.

          «Несение креста» в этом смысле неотделимо и неотличимо от «следования за Иисусом». Решение последовать за Ним как за единственным подлинным Человеком означает «отказаться» от желания искать свой собственный пример или идеал человека, бороться против опасного и вредного желания поверить, якобы человек является началом и абсолютным мерилом всего. Ни следование традициям и внешним обычаям, ни запись о крещении в приходской книге не делают человека настоящим христианином. Христианином является человек, радикально и свободно решившийся последовать за Иисусом как единственной «истиной», Истиной, наполняющей его бытие. Следование за Иисусом не «унижает» человека, не ограничивает его, а по-настоящему освобождает и уравнивает в правах с детьми Божьими.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More