Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

12-е рядовое воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Избавленные от страха

Иер 20, 10-13; Пс 69(68), 8-10.14 и 17.33-35 (Пр.: 14c); Рим 5, 12-15; Мф 10, 26-33

             Человеческую жизнь с незапамятных времен сопровождает чувство опасности. Оно провоцирует в людях одно из самых распространенных отрицательных ощущений - страх. В настоящее время наибольший страх вызывают явления, ставшие возможными благодаря техническому прогрессу и более организованной человеческой деятельности и грозящие катастрофой планетарного масштаба: ядерные войны, катастрофы, неконтролируемое насилие, одиночество, смерть в полной отверженности. По мере того, как усиливается чувство страха, снижается стабильность жизни, теряется уверенность в завтрашнем дне, даже сам смысл жизни ставится под сомнение. Страх - это чувство, способное определенным способом влиять на все стороны личности, касающиеся ее формирования или поступков. Но страх в какой-то степени даже необходим человеку в его жизни, поскольку он  предупреждает его о возможной опасности, активирует защитные рефлексы и дает более четкое осознание своего места в жизни. Иными словами, страх - это явление, касающееся всего человечества в силу его греховности и подвластности смерти. Страх провоцирует в человеке  чувство угрозы и порождает смерть. Противоположностью этого является христианское спасение, так как оно освобождает человека от смерти. Только оно способно искоренить страх.

 

«Угрозы вокруг»

 

            В первом чтении пророк Иеремия говорит, что он окружен «многими» (ст.10), внушающими ему ужас: «угрозы вокруг». Даже его друзья выжидают удобного случая, чтобы отомстить пророку и предать его смерти. Он говорит о смертельной угрозе, надвигающейся на него со всех сторон, даже от тех, от кого он этого не ожидал - от друзей. Обстановка действительно безнадежная. Как же преодолеть ее?

            Пророк опирается на свою веру. Через веру он узнает, что с ним «Господь, как сильный ратоборец», который  посрамляет гонителей и заставляет их споткнуться (сравн. ст.11). Сопротивление гонителей - это сопротивление безбожников, врагов Бога, а не только личных противников пророка. Происходит «столкновение» между благочестивыми иудеями, представителем которых является пророк, и безбожниками. Таким образом, горизонт расширяется: на основе личного опыта пророка создается модель противостояния между благочестивыми и безбожными, которую можно применить к любой исторической эпохе. Праведный, справедливый - это человек, с доверием передающий свое «дело», свой спор, Богу (ст.12), веруя, что Бог осуществит Свое «мщение» (ст.12). Праведник верит, что Бог отомстит за него, чтобы тем самым показать Свои благие намерения и закон, который необходимо соблюдать. Божье «мщение» означает, что Бог не останется равнодушным и пассивным по отношению к преступникам, притесняющим и преследующим праведников. Бог установит Свою справедливость, и праведники не будут страдать напрасно.

            Заключение отрывка содержит обращение ко всем преследуемым праведникам: «Пойте Господу, хвалите Господа, ибо Он спасет душу бедного от руки злодеев» (ст.13). Возможно, сейчас Бог кажется бессильным и бездействующим, однако, истинно верующий, праведный человек пребывает в убеждении, что Господь не равнодушен к его страданиям, и что у Него есть сила, чтобы освободить его. Страх уступает место молитве, «воплю» и полному доверия воспеванию хвалы Богу.

 

Страх смерти

 

            Все виды человеческого страха на самом деле являются, ничем иным как, страхом смерти, поскольку любая угроза или опасность в какой-то степени является предвестием смерти. Во втором чтении из Послания к Римлянам апостол Павел объявляет, что Иисус избавил людей от смерти и от смертного страха, поэтому те, кто уповает на Него, будут полностью свободны от страха. Давайте проанализируем мысль св. ап. Павла более внимательно. Прежде всего, следует осознать, что изложение Павла пользуется литературной схемой «драмы», в которой противоборствуют две стороны: человек и грех. Грех описан как олицетворенная враждебная сила, выступающая против Бога и желающая привести человека к «смерти», понимаемой не только как биологическая смерть, но и как полное уничтожение. Здесь речь идет о «вечной смерти», т.е. вечном отпадении от Бога. Вторым героем повествования является человек, т.е. все человечество, берущее свое начало от Адама и подвластное «смерти» в результате того, что в Адаме все согрешили. Все люди находятся в таком же положении, что и Адам, у них такая же склонность ко греху. Вследствие этого, все человечество погрязло в грехах, и ему угрожает не только биологическая, но и эсхатологическая смерть.

            Освободить человека от этой неравной борьбы между ним и грехом, приводящим к смерти, может только Иисус Христос: «Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия  и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.» (ст.15).

            Очевидно, что ни Закон Моисея, ни человеческие усилия неспособны избавить человека от власти греха и смерти; это может сделать только благодать Иисуса Христа. Причастности всех людей к греху Адама, противостоит причастность всех людей к Иисусу Христу. Крепкая вера в спасение, которое Иисус осуществил и даровал каждому из нас, действительно освобождает нас от жизни, исполненной страха вследствие угрозы полного уничтожения. Страх - это знак потребности и жажды человечества о спасении.

 

Не бойтесь!

 

            Чтобы описать идеальный портрет ученика Иисуса, Матфей собрал в Евангелии, о котором мы сейчас размышляем, ободряющие слова Иисуса, объединенные рефреном: «Не бойтесь!» (ст.26). «Не бойтесь убивающих тело» (ст.28), «не бойтесь же» (ст.31) и т. д. Очевидно, что эти ободряющие слова предназначены ученикам, подвергавшимся испытаниям, преследованию, гонениям, нередко рискующим жизнью.

            Вопреки всем трудностям и опасностям, Иисус требует, чтобы Его ученики свободно учили, проповедовали и толковали Евангелие. Иисус требует от ученика, чтобы тот «не боялся людей» и не позволил никаким угрозам запугать себя в деле проповеди Евангелия.

            В следующих стихах «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, исповедаю и я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.» (32-33) приводится мотивация: люди могут убить тело, но неспособны убить душу. Бояться следует только полного уничтожения, «смерти» в понимании Павла, или «Того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (сравн. ст.28). Евангелие Иисуса требует, при необходимости, быть верными даже до физической смерти, но оно категорически осуждает трусость и боязливое молчание.

            Наконец, Иисус предлагает (ст.32-33) единственный критерий, управляющий жизнью ученика: «исповедовать», т.е. остаться верным Иисусу перед людьми и не поддаваться их угрозам и запугиванию. «Исповедовать», что Иисус есть Божий Сын, даже в момент испытания или непосредственно под пытками - неотъемлемая часть миссии и обязательств ученика.

            У ученика есть две причины не бояться. Это, прежде всего, вера в Божие Провидение, касающаяся даже таких незначительных вещей, как количество волос на голове (см.30).  Если птица не упадет на землю без воли Отца, насколько же более верно, что ни один ученик не пожертвует своей жизнью за Евангелие понапрасну! Бог с заботливостью отца следит за тем, чтобы жизнь учеников Иисуса всегда имела смысл. Далее, Иисус обещает Своим ученикам, что Он исповедает их перед Своим Отцом Небесным (сравн. ст.32). Это «исповедание» является наградой, которую Иисус даст им, когда целиком присоединит их к Себе, чтобы они обрели вечную жизнь с Отцом Небесным.

            Смелость и свобода христианина укоренены в заботе о нем Провидения Божьего и в обещании Христа исповедать его перед Богом Отцом. Поэтому любой страх, лишающий человека свободы и уверенности, обременяющий его и опустошающий человеческую жизнь, не имеет ни малейшего основания.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More