Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Господь  жизни

 

Прем 1, 13-15a;  2, 23-24; Пс 30(29), 2 и 4.5-6.11-12a и 13b (Пр.: 2a); 2 Кор 8, 7.9.13-15; Мк 5, 21-43

        

            Известный французский философ современности Э. Левинас (E. Levinas) писал: «Обнаженная правда жизни на самом деле не обнажена. Жизнь - это «любовь к жизни», отношение к тому, что не является элементом моего существования, что гораздо дороже существования: думать, есть, спать, читать, работать, греться на солнышке. Все вышеперечисленное – не часть меня, а элементы, создающие мою жизнь и придающие ей ценность. Жизнь, сведенная к «простому существованию», похожа на существование теней, которых в загробном мире встречает Улисс. Подлинная жизнь всегда была и есть пропорциональна счастью, и в этом смысле она превосходит онтологию. Счастье – не придаток бытия, поскольку мы предполагаем, что само бытие смело стремится к счастью». Следовательно, мы хотим «жить» не только в смысле «существования», но и в смысле обретения счастья. Счастье – истинный компонент человеческой жизни. Божия воля полностью согласуется с этим основным желанием человеческого сердца – желанием счастливой жизни. Бог хочет, чтобы мы жили счастливо. И только Он может осуществить этот замысел.

         Мы подвержены искушению думать, что, хотя наше бытие зависит от Бога, наше счастье зависит только от нас. Поэтому мы прилагаем множество усилий, творя собственное счастье – но эти усилия неизбежно заканчиваются одиночеством, болью и смертью.

 

Божий  замысел

 

         Первое чтение взято из Книги Премудрости, написанной на греческом языке за несколько лет до Рождества Христова, и содержит прекрасные рассуждения о Божьем деянии по отношении к миру. Бог стоит у источника всего творения: «ибо Он создал все для бытия». Будучи Господом жизни, Бог не хочет смерти: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих». В контексте этого отрывка, слово «смерть» означает не только физическую смерть, его смысл гораздо глубже: оно означает полную погибель, абсолютное уничтожение, крах бытия. Но Бог в Своем замысле творения совершенно не предполагал «шах и мат» человеку.

         «Создания мира предназначены для спасения и поэтому не содержат никакого гибельного яда». Здесь «жизнь» противопоставляется «полной смерти», как физической, так и духовной. Бог желает счастливой жизни для всего творения. В Книге Премудрости сказано: «Бог создал человека для нетления» (в итальянском переводе – «для бессмертия»). Следует отметить, что «бессмертие» в данном случае означает не просто «вечное существование», а является синонимом «вечно счастливой жизни». Счастье без границ, без ограничений - вот цель, ради которой Бог создал человека. То, что человек сотворен по образу и подобию Божьему, означает, что он создан ради вечно счастливой жизни, в общении с Богом.  Ведь Бог не просто Сущий (т. е. Существующий), но в первую очередь Он - Жизнь и Счастье: человек был сотворен по образу и подобию Божьему не только ради существования, но ради счастливой жизни.

         «Смерть как отсутствие счастья», полная и окончательная гибель, явилась в мир вследствие зависти дьявола. Смерть – это отрицательная сторона свободного выбора человека, однако она не соответствует Божией воле. Люди, склоняющиеся на сторону дьявола, вместе с ним жаждут полного уничтожения и в какой-то степени уже сейчас испытывают «смерть». Однако Бог желает избавить нас от искушения перейти на сторону дьявола, поскольку Он желает, чтобы мы жили вечно и счастливо.

 

Иди с миром!

 

         В сегодняшнем Евангельском повествовании «спасения», т. е. полноценной и счастливой жизни, ищут двое: женщина, страдающая кровотечением, и умирающая дочь Иаира. Больная женщина думала: «если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею» (ст. 28). Также она переживала стыд из-за болезни, которая, помимо всего прочего, делала ее «нечистой». Ей хотелось, чтобы ни один человек не узнал ее. Здесь подчеркивается бессилие врачей в противоположность силе Иисуса. Там, где человек бессилен, Иисус поможет!

         Иисус ведет себя так, что женщина вынуждена открыться, назваться и заговорить с Ним. Женщина в страхе и трепете пала пред Ним и рассказала Ему всю правду. Почему Иисус стремится завязать разговор с уже исцеленной женщиной? Исцеление - это не магическое событие, взаимоотношения с Иисусом нельзя сравнивать с магией. В их разговоре ведущую роль играет вера. Иисус  говорит женщине: «Дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей». Обратите внимание на глагол «исцелить». Исцелить тело от болезни - означает вернуть способность жить. Исцелить душу верой – «спасти» - означает даровать счастливую вечную жизнь. Исцеление - спасение - это не обыденное «простое» существование. Исцеление невозможно без личного отношения, личной веры в Иисуса.

         Иаир просит Иисуса, чтобы тот «исцелил» его умирающую дочь (ст. 23). В это время слуги пришли сообщить Иаиру, что его дочь уже умерла. Услышав, что говорят эти люди, Иисус сказал отцу девочки: «Не бойся, только веруй!». Иаир пришел к Иисусу, потому что верил, и Иисус  требует от него «только верить». Прежде всего, необходимо поверить, что Иисус способен исцелять, но далее требуется еще большая вера - что Иисус способен воскресить из мертвых. Т. е. требуется прогресс, возрастание веры!

         Стоя у постели мертвой девушки, Иисус говорит: «Девица не умерла, но спит». Окружающие посмеялись над Ним, ибо не было в них веры. Однако Иисус воскрешает дочь Иаира - единственного человека, который не утратил веры.

         Вера вписана в тело и душу обеих женщин в виде физического и духовного исцеления, в виде полноценной счастливой жизни. Для того, кто верует, больше нет никаких границ. Ни болезнь, ни смерть более не препятствуют Иисусовой спасительной силе. Животворящая сила Иисуса воплощается только в личном отношении к Нему; Иисус желает беседовать о вере, чтобы помочь собеседнику открыться  Его слову, создать подходящую  «атмосферу», в которой Он может действовать. Вера необходима, ибо жизнь - это не просто существование, а любовь к жизни; она - полнота ценностей и дар «счастья», ниспосланный Богом.

 

Бедность и самоотдача

 

         Логика чтения из Второго Послания святого Павла Коринфянам совпадает с логикой первого чтения и Евангелия. Иисус Христос, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою. Смысл высочайшей степени бедности Иисуса - вплоть до смерти на Кресте - в том, что Он Сам отдает себя ради счастья других. Для Иисуса смысл человеческого бытия – не в том, чтобы «владеть», но чтобы «даровать» себя.

Если наша жизнь не является даром для других, мы замыкаемся в себе, эгоистично отдаляемся от ближних и противостоим им. Но человеческая жизнь не может быть полноценной, если ею руководит только принцип отстранения и противостояния другим людям. Если человек не дарит себя другим, его жизнь лишается трансцендентного измерения, т. е. своей основной характеристики. Эгоизм опровергает саму онтологию человеческого бытия.

         Апостол Павел поощряет братьев отдаться служению прочим братьям, делиться с ними избытком и таким способом преодолевать взаимное разделение. Он уверяет, что они смогут обрести счастье, когда будут не только «пребывать в своем доме», но и смогут выйти из «дома» навстречу другим братьям, чтобы даровать  им себя.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More