Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Христианское призвание

 

3 Цар 19, 16b.19-21; Пс 16(15), 1-2a и 5.7-8.9-10.11 (Пр.: ср. 5a); Гал 5, 1.13-18; Лк 9, 51-62

 

 

         В первом чтении и в отрывке из Евангелия развивается основная тема сегодняшней литургии: если Бог зовет нас, мы должны с радостью оставить все и последовать за Ним. Это означает, что Бог требует от человека бескомпромиссного, безусловного решения, безоговорочного повиновения и совершенной гибкости. Божие призвание невозможно предвидеть. Илия набрасывает на Елисея свой пророческий плащ, тем самым говоря ему, что он призван на службу Богу; Елисей же в это время пахал землю, и ему даже в голову не приходило, что его жизнь могла бы  измениться столь резко. Именно так зачастую Бог призывает человека: неожиданно вторгаясь в его размеренную жизнь с условием всецело отдаться своему призванию, хотя это условие кажется нам слишком суровым, иногда почти жестоким.

         На самом деле эти условия необходимы, чтобы человек мог вести воистину  полноценную жизнь и полностью посвятить себя Богу и другим. В перспективе, показанной в дальнейших литургических чтениях, второе чтение развивает тему Божьего призвания  в двух направлениях: вначале оно объясняет с христианской точки зрения действие Духа, через Которого Бог дает нам услышать Свой призыв, а потом указывает, на что ориентировано призвание, сообразно со свободой человека. Бог призывает человека, в конечном счете, для того, чтобы он стал по-настоящему свободным.

 

Призвание Елисея

 

         Цикл историй об Илие и Елисее, в котором прослеживаются черты народных легенд, свидетельствует о непрестанном присутствии Божьего слова в жизни пророков. В сегодняшнем случае, Илия является прототипом пророка, уступающего свою роль Елисею, накинув на него свой плащ. Речь идет о плаще, который пророки носят как «униформу», как символ своего призвания. Этот плащ соткан из шерсти животных. Надеть на кого-нибудь плащ означало соединить его судьбу со своей, сделать свое призвание его призванием. Пророк принимал свое посвящение не так, как цари и, в более позднее время, священнослужители. Илия зовет Елисея, чтобы тот последовал за ним в качестве ученика, и переносит на него своего пророческого духа (срав. 4 Цар 2, 9).  Библейский текст гласит: «опочил Дух Илии на Елисее» (4 Цар 2, 15).

         Пророк Илия позволяет Елисею поцеловать на прощание отца и мать, в отличие от того, к чему призывал Иисус (срав. Лк 9, 61-62). В нашем случае различие еще большее: Илия делает Елисея своим учеником и преемником в деле проповеди Божьего слова, в то время как ученик Иисуса не занимает места своего Учителя и не становится Его преемником. Ученик Иисуса, в отличие от ученика Илии, никогда не станет равен своему Учителю.

         Как мы видим в сегодняшнем отрывке из Евангелия, человек получает призвание неожиданно, внезапно. Сам Бог вторгается в жизненный путь человека и дает ему осознать свое призвание к служению Ему. Речь идет о проповеди Божьего Царства, т. е. Божьего дела спасения.  Елисей, как и безымянный человек из Евангелия, полагает, что его жизнь уже расписана, что он по-прежнему будет выполнять свою привычную работу, но Бог вносит изменения в его планы. Давайте зададимся вопросом, не случалось ли нам ощутить Божие призвание, и каким образом это случилось. Воспринимаем ли мы свою жизнь как служение Царствию Божьему или же служим только самим себе, своим интересам, собственной радости и удовлетворению?

 

Мы призваны быть свободными

 

         Апостол Павел настойчиво подчеркивает инициативу Христа: Христос – единственный, Кто может даровать нам спасение. «Христос освободил нас, чтобы мы стали свободными». Освобождение - не дело рук человеческих, а добровольный дар Христа. Только Он способен по-настоящему освободить нас.

         «К свободе призваны, вы братия!» Освобождение Христом вводит нас в новое жизненное пространство, в пространство подлинной свободы. «Свободу» в этом смысле следует понимать как аутентичность, полную самореализацию, полноценную жизнь. Иными словами, человек свободен только тогда, когда он таков, каким должен быть. А он становится таковым только тогда, когда его освобождает Иисус Христос, а Дух Его руководит им.

         «Поступайте по духу». Дух Иисуса - это принцип аутентичности и свободы, т. е. божественной силы, преображающей нас согласно Божьему призванию. Христос освобождает нас не только Своим словом, т. е. Своим учением, но и силой Своего Духа, обогащающего наши души всеми дарами, которыми Христос хочет нас одарить.

         Настоящая свобода - это не произвол, не отсутствие закона. Дух Христа - это сила и жизненный принцип, делающий нас способными целиком соблюдать закон, подытоженный в заповеди «люби ближнего твоего, как самого себя». Мы можем по-настоящему возлюбить ближнего только тогда, когда позволим Духу Христа действовать в нас и умножать в нас Его плоды. Дух Христа - это любовь Божия, влитая в наши сердца. Кто принадлежит Христу, тот больше не является рабом какого-либо внешнего закона, но носит в себе источник подлинной нравственности – Духа Святого, пребывающего в нем.

 

Следовать за Иисусом

 

         Иисус идет в город, где свершится Его судьба, в город, являющийся центром повествования Евангелия от Луки - в Иерусалим. Никто не в состоянии отговорить Его. Учитель идет к цели Своей жизни, которая должна завершиться в Иерусалиме. Он идет решительно, без колебаний, без сомнений. Два нижеуказанных случая служат хорошей иллюстрацией, как ученик должен твердо и без колебаний следовать за учителем.

         В первом случае Иисуса сопровождают ученики, которые должны научиться идти вслед за своим Учителем. Иисус наставляет их в пути. Первое наставление касается жестокосердия самарян. Ученики хотели поступить подобно Илии, т. е. уничтожить врагов: «…чтобы  огонь сошел с неба и истребил их». Иисус отвергает это желание, ибо Он не хочет, чтобы Его отождествляли с ветхозаветным пророком. Своим поведением Он наглядно продемонстрировал учение «Нагорной проповеди» (срав. Лк 6, 29: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку».)

         Следующий случай, демонстрирует, как подражать Иисусу. Он состоит из трех эпизодов: три человека хотят последовать за Ним. Он объясняет, какие условия должны соблюсти те, кто желает стать Его учениками и следовать за Ним по Его пути. Они должны осознать, что, при выполнении обязанностей, связанных со следованием за Ним, они неизбежно натолкнутся на проблемы и конфликты. Первому человеку Иисус говорит, что если тот хочет последовать за Ним, то у него не может быть ни дома, ни семьи, ни вещей, которые люди считают необходимыми для повседневной жизни: даже у животных  условия жизни гораздо лучше! Второй человек выдвигает на призвание Иисуса свои условия. Иисус не отказывает ему, однако подчеркивает, что призвание проповедовать Божие Царство стоит выше семейных отношений: «…предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие». Третий человек спонтанно принимает решение последовать за Ним, но с определенной оговоркой, напоминающей призвание Елисея: «…позволь мне проститься с домашними моими». У Иисуса совершенно другой подход, нежели у Елисея: следование по Его пути требует жертв, не терпит ни колебаний, ни рассеяности. Божие Царство - это абсолютная ценность, ради которой стоит пожертвовать даже кровными узами.

         В связи с такими радикальными требованиями может возникнуть вопрос: возможно ли вообще идти по пути Иисуса? Возможно ли дать иной ответ, нежели тот, которой Он требует? Ответ дается нам во втором чтении: Дух Иисуса дает нам способность ответить на призыв Господа Иисуса, вести жизнь, подобную Его жизни. Это учение повторяет также Второй Ватиканский Собор: «Божественный Наставник и Образец всякого совершенства, Господь Иисус, всем и каждому из Своих учеников, в каких бы условиях они ни жили, проповедовал святость жизни, в которой Он и Начальник и Совершитель (срав. Евр 12, 2): «Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» (Мф 5, 48). Ибо во всех Он послал Святого Духа, чтобы Он изнутри побуждал их любить Бога всем сердцем, всей душою, всем разумением и всей крепостью своей (срав. Мк 12, 30), а любить друг друга, как Христос возлюбил их (срав. Ин 13, 34; 15, 12).» Догматическая конституция о Церкви, 40 (Lumen Gentium).

         Заметьте: Все люди призваны стать святыми и могут стать таковыми в жизни, ибо все они получили Духа Святого. Следует добавить, что требования Иисуса применимы в той степени, в которой находится община верующих: в местах, где человек находится в изоляции, лишенный общества братьев, которые вместе с ним следуют за Христом, христианская  жизнь становится очень тяжелой и трудной, почти невозможной. Дело в том, что действие Духа Христа ориентировано на появление Церкви - общества Иисуса: только внутри семьи Иисуса евангельский радикализм возможен.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More