Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

13-е рядовое воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Милосердие и эгоизм

4 Цар 4, 8-11.14-16а; Пс 89(88), 2-3.16-17.18-19 (Пр.: ср. 2a); Рим 6, 3-4.8-11; Мф 10, 37-42

            Внутри человека существует множество видов страстных привязанностей и желаний. Некоторые из них действительно дают силу и радость, другие приносят страдание и тяготы повседневной жизни. Некоторые из них могут овладеть нами сильно и внезапно, а потом исчезнуть. Другие остаются, несмотря на нашу фрустрацию и неудовлетворенность. Еще одни укоренятся в «сокровенных» местах нашего внутреннего мира, куда мы загоняем их, и откуда они могут обрушиваться на нас то в большей, то в меньшей степени, вызывая в нас чувство страха и различные трудности. Есть и другие формы привязанностей, которым мы позволяем жить в нас.

            Мы ежедневно испытываем соблазн поддаться этим страстным желаниям, тревожащим нашу совесть то слабее, то сильнее, искушающим нас пойти за ними, и позволить им руководить нами, без возможности сделать выбор. Все эти наши желания в некоторой степени безумны, безрассудны в том смысле, что они неизбежно несут с собой некоторую двусмысленность. Скажите, не правда ли, мы все ежедневно чувствуем соблазн хоть немножечко «поддаться» этому неразумию и двусмысленности?

            Сколько мужества нам требуется, чтобы всегда быть разумными и недвусмысленными! Иными словами, как трудно быть по-настоящему свободными и верить в разумную и ответственную волю! А именно это и есть единственный способ, чтобы жить полноценной человеческой жизнью, т.е. разумно и ответственно выбирать между этими желаниями и «не продаваться» всем им подряд, появляющимся в нашей жизни. На самом деле, эта нелепая привязанность к нашим желаниям очень похожа на эгоизм. Но подлинная свобода проявляется в милосердии.

 

Дар материнства

 

            В Четвертой книге Царств говорится, что одна богатая женщина из Сонама, которая вышла замуж за пожилого мужчину, но осталась бездетной, щедро угощала пророка Елисея. Она пригласила его сесть за стол и предложила ему маленькую горницу в доме, с кроватью, столом, стулом и светильником, где он мог бы отдохнуть. Эта женщина отнеслась к бедному и одинокому  «человеку Божию» по-матерински: он, собственно говоря, действительно чем-то похож на «ребенка», не имея ни собственного дома, ни работы, обеспечивающей ему экономическую самостоятельность, ни собственной семьи. Поведение женщины является настоящим духовным материнством, проявившимся в осуществлении благородных дел милосердия и бескорыстного великодушия.

            Гостеприимство этой женщины к «святому» пророку становится для нее источником благословения, благодаря которому сбылось ее наиболее сильное желание – стать матерью. Она получила дар, на который уже не надеялась, и поэтому отвечает Елисею: «Нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей!» (ст.16). Она не хочет жить в иллюзиях и предаваться несбыточным мечтам, но все-таки она верит в Божье слово, в обетование, предсказанное пророком. И Господь выполняет ее мольбу.

            Как и в случае с Авраамом, сын Сонамской женщины является плодом Божьего обетования. Подобно тому, как Бог Отец потребовал от Авраама, чтобы тот пожертвовал Ему своего сына Исаака, но потом вернул его в целости и сохранности, так и сын этой женщины умрет, но пророк Елисей воскресит его и вернет матери. Это - испытание веры! Бог бескорыстно подарил женщине сына. Но ее благородство и щедрость не дают ей права требовать чего-либо. Бог жаждет от нас любви и бескорыстного милосердия, а не «торговых отношений» вроде «ты мне – я тебе». И Сам Бог поступает так, как хочет, чтобы поступали мы. Если Он берет что-либо у нас, то берет не для Себя, а только для того, чтобы вернуть нам дар, чтобы мы таким образом познали абсолютную бескорыстность Его любви. 

 

Смерть и эгоизм

 

            Смерть Иисуса была последствием греха и человеческого эгоизма, достигшего высшей степени жестокости. Но Бог воскресил Иисуса из мертвых и уничтожил грех. Отныне Иисус, «воскресший из мертвых Славой Отца», больше не умирает, и «смерть уже не имеет над Ним власти». Воскресший Христос победил грех и живет в Боге, т.е. живет с Ним в единстве вечной и нерушимой божественной жизни. «Сила» воскресшего Иисуса сильнее смерти, это - сила жить вечно и полноценно, т.е. обрести Божественную жизнь.

            Апостол Павел говорит, что в крещении мы стали причастниками воскресения Иисуса, ибо «мы погреблись с Ним крещением в смерть» (ст.4). Следовательно, и мы должны считать себя «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе» (ст.11).

            Но это не значит, что мы получили окончательный "иммунитет" против греха: напротив, грех непрестанно соблазняет нас и угрожает нам своими смертоносными кознями. Святой Павел подчеркивает, что Иисус благодаря Своей победе над грехом присоединил нас к Себе, и теперь зависит от нас, объединимся ли мы с Ним, ибо в той степени, в которой мы будем едины с Иисусом, мы сможем жить Божественной жизнью и преодолеем грех. Иисус  Христос освободил нас от греха, от безнадежного рабства и от неизбежного зла. Не существует никакого непреодолимого инстинкта, которому мы не могли бы сказать «нет».

            Следовательно, мы свободны, и нет никакой слепой «любви» к злу, которая тянула бы нас к греху против нашей воли. Мы должны только быть ответственными, внимательными, бодрствовать вместе с Христом, Который по-настоящему способен преобразить нашу жизнь, чтобы мы смогли жить для Бога. Но если мы выберем любовь к самим себе, эгоизм и уверенность, что мы способны спастись самостоятельно - мы действительно погибнем  и обречем себя на унылую, безнадежную и бесплодную жизнь.

 

Бо́льшая любовь

 

            Кажется, что наиболее «древним», крепким и естественным видом любви является любовь отца или матери к детям и любовь детей к родителям. Но мы не выбираем родителей, да и родители, по сути дела, не выбирали конкретно нас, они просто хотели, чтобы у них был ребенок. Иисус говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня» (ст.37). Иисус требует от нас «бо́льшей» любви, любви, порожденной свободным выбором нашего ответственного и разумного сознания. Он требует от нас любви, не основанной на инстинкте, любви, полученной нами уже «от природы», но имеющей корни в благодати, которую Иисус дает каждому человеку.

            Это значит, что Иисус как в отношении родителей, так и детей, непрестанно требует любви, которую мы свободно выбрали, любви решительной, рассудительной, любви, целиком соединяющей нас с Ним. Иначе это не настоящая «любовь», а только инстинкт, расположение, симпатия, иррациональная  наклонность, умственно необоснованное чувство. Объяснение дается следующим образом: «Сберегший душу свою потеряет ее а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (ст.39). «Потерять свою душу» синонимично выражению «взять свой крест»: необходимо отречься от своего желания самому управлять своей жизнью как от единственного критерия выбора и высшей жизненной цели. Иисус добавляет, что нам следует «идти вслед на Ним» и «потерять душу ради Него». Это означает, что мы должны избрать то, что выбрал Он, владеть тем, чем владел Он, и стать такими, каким был Он.

            Истинное значение выражений «нести свой крест», «потерять свою душу» и «следовать за Иисусом» состоит в том, чтобы выйти за рамки своего эгоцентризма и соединить свое сердце  с Иисусом. Если мы соединим наши сердца с Ним, мы сможем любить свободно, разумно и горячо и не будем «инстинктивно» поддаваться нашим страстным желаниям, не всегда рациональным, зачастую эгоистическим и ведущим к насилию.

            Подражание Иисусу в действиях наглядно объясняет «заповедь» принимать проповедников Евангелия «Кто принимает вас,...пророка,… праведника,…малых сих» (см.41.42), т.е. учеников Иисуса: важна прежде всего любовь между христианами, причем слово «праведники» в этом случае приобретает значение «христиане» (срав. Мф 13, 17).

            Любовь, которую мы избрали и ради которой решили добровольно соединить наши сердца с Иисусом, должна великодушно проявляться, прежде всего, в христианском обществе. Если христианское общество будет вести себя таким образом, оно станет для всех очевидным знаком новой и исключительной способности любить, исходящей от Господа нашего Иисуса Христа.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More