Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

14-е рядовое воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Кроткий и смиренный сердцем

Зах 9, 9-10; Пс 145(144), 1-2.8-9.10-11.13cd-14 (Пр.: ср. 1); Рим 8, 9.11-13; Мф 11, 25-30

           По мнению современных людей, такие понятия как кротость, умеренность и смирение ценятся не слишком высоко. Гораздо больше люди ценят так называемых «сильных личностей», гордых, самоуверенных, которые не стесняются пренебрегать другими людьми и их интересами. И действительно, если в нашем жестоком обществе кто-нибудь хочет сделать карьеру, он должен уметь «расталкивать локтями», уметь пробивать себе дорогу. Несмотря на то, что многие требуют прекращения войн и разоружения, мы видим, что гонка вооружения продолжается, причем оружие становится все более совершенным и опасным. Хотя большинство людей на словах защищает малых и слабых, в действительности из-за человеческого эгоизма, зачастую ведущего к жестокости, в обществе растет число страдающих и обездоленных. Согласно этой теории, жизнь представляет собой более или менее жестокую «борьбу» одних против других, «конкуренцию», не исключающую насильственных методов.

            Если понимать жизнь как борьбу и конкуренцию, очевидно, что кротость, умеренность и смирение сердца не пользуются у людей большой популярностью, не ценятся и воспринимаются как слабость и трусость. Причина подобного восприятия жизни в том, что «истину» люди отодвигают на задний план, а на первое место ставят успех, власть, богатство и безудержное наслаждение. На самом деле, быть смиренным и кротким может только тот, кто твердо верит в силу «истины».

 

Справедливый и смиренный Мессия

 

            Пророк Захария призывает нас с радостью ожидать пришествия Мессии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима!» (ст.9). Только благодаря пришествию Спасителя наш мир обретет справедливость. Но эта справедливость будет установлена не силой «колесниц и коней», т.е. военной силой, уничтожающей все на своем пути: «Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук» (ст.10). Мессия не будет царем, а следовательно - не сядет на коня, как это делали цари (срав. 2 Цар 13, 29; 3 Цар 1, 33). Но Он воссядет на осла, детеныша ослицы, подобно судьям (срав. Зах 5, 10; 10, 5; 12,14), ибо Мессия придет, чтобы «судить», т.е. чтобы принести истину, которая поможет исправить человеческое мышление.

            Мессия «возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки (Евфрата) до концов земли» (ст.10), т.е. Его власть будет универсальной. Это будет не обыкновенный потомок рода Давида, а Сам Бог. Его «владычество» будет лишено насилия, Он не будет притеснять никого, ибо будет справедливым и смиренным. Пророк рисует образ кроткого, справедливого и смиренного Мессии, Который для установления Своего Царства не будет пользоваться ни политической, ни военной силой. В одиннадцатом стихе пророк добавляет, что Мессия-освободитель заключит завет со Своим народом.

            Божья власть непохожа на жестокую, угнетающую власть людей - она является  освобождающей. Божий народ слышит призыв к жизни в радости, в смиренномудрии, в мире, произрастающем из веры в присутствие Божьей спасительной силы. Но если мы хотим добиться сугубо человеческой «власти», нам придется избрать путь политической и военной силы, насилия и конкурентной борьбы.

            Евангелисты упоминают об этом, описывая вход Иисуса в Иерусалим (Мф. 21,4). У Иисуса нет власти, подобной власти богачей, сильных мира сего, однако благодаря истине Своего Евангелия Он имеет власть, способную принести подлинное спасение. В Евангелии Иисус личным примером показывает нам, что мы должны избрать Божью власть, несущую освобождение, а не власть людей, несущую угнетение.

            Грубость, жестокосердие и надменность, безжалостное подавление других и борьба против них являются плодом эгоизма, или того, что апостол Павел называет «властью тела». «Тело» в понимании апостола Павла является сферой необузданного эгоизма человека: если вы «живете по плоти», говорит Павел, «то умрете». Эгоизм приносит плоды смерти, мешает жить по-настоящему. Эгоист не ищет блага для других, не хочет жертвовать собой ради жизни других, стремится использовать людей, пока не доведет их до смерти. Из эгоизма произрастает только гордыня, жестокость, насилие, бесчувственность, гибель. Эгоизм полностью противоречит смирению и кротости сердца, которые являются плодом любви.

            Христианин - это человек, в котором  «обитает дух Божий», или «Дух Христа». «Дух» означает путь и силу, способность жить и любить, отдать себя ради блага других. Ниспослав нам Своего Духа, Иисус даровал нам способность жить так, как жил Он, т.е. быть кроткими и смиренными сердцем.

            «Духом», говорит Павел, «вы умерщвляете дела плотские», т.е. все, что противоречит Богу и человеку. Дух Иисуса дает нам возможность жить вечно, ибо Он воскресит нас из мертвых, подобно тому, как воскресил Иисуса. «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Иисуса оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас».

            В то время, как «плоть» или эгоизм являются царством смерти, Дух Христа - это царство жизни. Плодами Духа являются: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5,22). Власть Духа - это не поле боя одних против других, а источник кротости и смирения людей, умеющих любить и бескорыстно отдавать себя ради жизни других.

 

Придите ко мне

 

            Иисус предлагает Себя в качестве примера и источника жизни. Он приглашает нас к Себе: «Придите ко Мне» (ст.28), т.е. зовет нас последовать за Ним и жить так, как жил Он. Он говорит, что знает тайну правильной оценки жизни, т.е. тайну «закона», который спасает, а не «ига» (выражение «иго» в еврейском понимании обозначало Тору), которое  порабощает и угнетает: «Возьмите иго Мое на себя». Раввины говорили об «иге заповедей», чтобы подчеркнуть, как трудно человеку соблюсти Закон. Во времена земной жизни Иисуса выражение «преклонить голову под иго мудрости» означало строго следовать Закону в своей жизни.

            Иисус вносит в Тору «Свое» иго, не угнетающее своей тяжестью, а напротив - легкое и благое, ибо Иисус не стремится подчинять и угнетать других. Он служит всем, ищет добра для всех. Иисус действительно «кроток и смирен сердцем». Но это не значит, что Он легкомысленно относится к Закону – напротив, Он подчеркивает необходимость соблюдать его и даже выдвигает еще более радикальные требования, не признавая никаких компромиссов. Кротость и смирение Иисуса идентичны Его воле не применять силу и власть для подавления или порабощения людей. Он обещает: «Я успокою вас... и найдете покой душам вашим» (срав. ст.28.29), т.е. успокоение, утешение, мир, счастье и радость. Поэтому Он призывает: «Научитесь от Меня!» (ст.29). Только у Иисуса мы можем научиться истинной Торе, которая не обременяет, не порабощает, не угнетает и не позволяет угнетать. «Бремя» ежедневной жизни может стать легким и благим, приятным, если мы будем следовать Иисусу со всей серьезностью и последовательностью. Иначе то же благочестие превратится в источник страха, ужаса, страданий и тревог.

            Но «учиться» у Иисуса, в первую очередь, означает принять Откровение, в котором Он дает нам познать Бога как Отца и Иисуса как Сына Отца: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (ст.27). Это и есть «познание», способное по-настоящему и глубинно преобразить нашу жизнь! Это познание не является сомнительной гордыней, «мудростью» человека, уверенного в своей правоте, убежденного, что истина имеется у него «в кармане». Оно является смиренным и доверительным принятием Божьего откровения посредством веры.

            Человек, считающий себя разумным и образованным по собственным заслугам, воспринимающий истину как свою собственность, становится высокомерным, жестоким и бесчувственным по отношению к другим. Таким людям Бог «не открывается», ибо для откровения Он избирает «младенцев» - смиренных и кротких сердцем. Божья истина - это не подавляющая сила, не собственность, которую можно использовать для власти над другими, не оружие для борьбы, а любовь Бога Отца, открывшаяся через Иисуса Христа. Эту истину обретет только тот, кто «мал» перед Богом и ближними, т.е. смиренный и кроткий. Божья истина преисполнена огромной любви и радости.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More