Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Час призвания

 

Ам 7, 12-15; Пс 85(84), 9аb-10.11-12.13-14 (Пр.: 8); Еф 1, 3-14; Мк 6, 7-13

        

            В наши дни, после кратковременного периода затишья, понятие «миссии» вновь становится актуальным. План пастырского служения итальянской Церкви в восьмидесятые годы был назван итальянскими епископами «Общество и миссионерская община». Данный документ учительства Церкви открывается словами: «Церковь, вдохновляемая Вторым Ватиканским Собором (1962-1965) и опытом Обще-Итальянского синода в г. Лоретто, на данном этапе своего пути обретает поручение «миссионерского развития» под эгидой Папы Иоанна Павла II. Миссионерская задача проповеди и свидетельства Евангельской истины в атмосфере современной культуры требует правильной оценки возникающих ситуаций, объяснения знамений времени, пастырского различения». Далее в документе сказано: «Вся Церковь имеет миссионерское призвание». Итак, каждый из нас, будучи членом Церкви, принимает участие в миссионерском призвании всей Церкви: «Все крещенные в Церкви являются субъектами и участниками миссионерского призвания  посредством благодати Крещения. Христианское призвание по своему духу является в том числе призванием к апостольству. В Церкви имеются различные служения, но «единое призвание». Сегодняшние чтения из Священного Писания дают нам импульс к размышлению на эту тему.

 

Пророческое призвание

 

         Прежде всего, мы видим тяжелое призвание пророка Амоса, богатого землевладельца из Фекои – городка расположенного примерно в двух часах хотьбы на юг от Вифлеема, которого Бог призвал к пророческому служению в трудных и неспокойных социальных условиях. Амос призван воспротивиться испорченным общественным нравам, социальной несправедливости, эксплуатации беднейших людей, обществу роскоши, где властвуют жадные угнетатели – т. е. обществу, в котором пала нравственная и духовная жизнь, где царит ложь политиков, подхалимство на службе сильным мира сего и всевозможное «преклонение перед властью». Пророчествовать, т. е. провозглашать Божью волю в обществе, настолько искаженном  в социальном, политическом и религиозном плане - было нелегкой и опасной задачей. Эта задача требовала отваги, бескорыстности, смелости и готовности пострадать в случае необходимости.  

        Где же Амос находит силу для осуществления своего призвания? Над его  пророческой миссией насмехаются, его слова подвергают сомнению, на него клевещут. Его обвиняют, якобы он стал пророком только ради прибыли, т. е. принадлежит к одной из групп «сынов пророческих», требующих изрядной оплаты за свои «услуги». Отвечая на эти вопиющие обвинения, Амос открыто признается в призвании, полученном им от Господа. Ему было сказано: «Провидец! Пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй!» т. е. «там ты будешь зарабатывать себе деньги на пропитание». Но Амос стал пророком не из корыстолюбия, не потому, что ему это нравилось (как сказали бы в наши дни – «таково было его хобби»), а потому, что его призвал Бог. От Него Амос получил призвание, пылающее, как пламя, которое нельзя укрыть в себе.

         Вот что Амос ответил Амасии: «я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: "иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю! "». В другом случае Амос говорит: «Господь Бог сказал - кто не будет пророчествовать?» (Ам 3, 3-8).

         Строгие и беспощадные слова, адресованные испорченному обществу - не  собственные слова пророка, они порождены не жаждой власти или карьеры. Это – слова Бога, которые Амос принял и о которых размышлял в глубине души. И для Амоса, и для нынешней Церкви пророчествовать – означает честно и открыто нести Божие слово, а не пропагандировать личные интересы или идеи какой-либо политической партии или общественного течения. Если Божье слово при проповеди не стоит на первом месте, значит, мы недостаточно хорошо отвечаем на наше пророческое призвание.

         Подобно Амосу, мы живем в мире, преисполненном насилия, несправедливости, угнетения, ложной фарисейской набожности, компромиссов со злом. Быть миссионером, как для нас, так и для Амоса, означает в первую очередь объединять наши сердца и разум с воплощенным Божьим Словом – Иисусом Христом. Церковь, от всего сердца желающая мыслить и действовать, подобно Иисусу – воистину миссионерская, ибо она по-настоящему любит Бога и ближнего. Трудности, связанные с осуществлением миссионерского призвания – по большей части не внешние, а внутрицерковные, ибо члены Церкви не всегда готовы к полному единению с Иисусом Христом.

 

Цель призвания    

 

      Какова цель призвания? Об этом открытым текстом говорится во втором чтении: исповедовать и провозглашать тайну Божьей воли, согласно которой Бог «избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей».

         Миссионерская Церковь проповедует не саму себя, а Иисуса Христа и Божью волю усыновить всех нас, явленную в Иисусе Христе. Из сущности Церкви вытекает, что, живя в человеческой повседневности, она оживляет «память» об Иисусе Христе  в ожидании Его славного пришествия. Каждый христианин, переживающий тайну Божественного усыновления, становится «миссионером», «посланником», если  он включается в существующие и реализуемые человеческие планы не для того, чтобы заменить их собственными планами и намерениями, а для того, чтобы преобразить их изнутри согласно Евангельским заповедям Иисуса Христа.

      О каком «предназначении» говорится в Послании к Ефесянам? Чтобы правильно понять смысл христианского предназначения, мы должны тщательно изучить библейский текст: «В Нем мы и сделались наследниками, будучи предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей». Следует отличать предназначение Христа от предназначения христиан. Предназначение Христа – в том, что Он осуществил бескорыстную, всеобъемлющую и непогрешимую Божью волю сделать нас Его приемными сынами. Дав нам Иисуса, Бог даровал нам полноту всего.

          Иисус Христос был первой мыслью Бога, воплощающей Божию волю сделать нас в Христе Божьими детьми. «Человеческое предназначение» состоит в том, что, принимая дар, полученный от Бога в Иисусе Христе, мы участвуем в Божьем замысле и становимся подлинными Божьими детьми в единстве с Иисусом Христом. Даже если мы отвергнем Его, наше проклятие будет вечно вопиять о том, что Бог хотел  уподобить нас Самому Себе через Иисуса Христа.

 

Миссия Двенадцати

 

         Церковь коренится в Иисусе, основавшем Ее. Сегодняшний отрывок из Евангелия говорит нам о призвании и послании на проповедь  Апостолов. Уже на заре своего существования новый Божий народ объединяется вокруг Иисуса посредством пастырей (Двенадцати), которых Иисус избрал и назначил вождями Своего народа. «Эта Божественная миссия, вверенная Христом Апостолам, продлится до скончания века (ср. Мф 28, 20), ибо Евангелие, которое должно передаваться ими, во всякое время является для Церкви началом всей жизни. Поэтому Апостолы позаботились поставить своих преемников в этом иерархически устроенном обществе.» (Догм. Конст. о Церкви Lumen Gеntium, 20). Папа и епископы являются преемниками Апостолов, пастырями во имя Иисуса, правящими Церковью на пути выполнения воли Иисуса и в ожидании Его  Второго и окончательного пришествия.

         В отрывке из Евангелия Марк подчеркивает, что миссия Апостолов продолжает миссию Иисуса, и что ее характерными чертами является изгнание бесов и применение власти Иисуса над злом, избавление от любых форм жадности, бескорыстность, сила «исцелять» людей от болезней, обязанность проповедовать покаяние, чтобы мы могли принять Иисуса Христа как своего Спасителя. «Двенадцать Апостолов» представляют  «двенадцать колен Израиля», т. е. всю Церковь; следовательно, их поле деятельности простирается на весь  Божий народ.  

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More