Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Действовать, чтобы понимать и жить

 

Втор 30, 10-14; Пс 69(68) 14 и 17.30-31.33-34.36ab и 37 (Пр.: ср. 33); Кол 1, 15-20; Лк 10, 25-37

 

         Одно из частых искушений, с которыми мы сталкиваемся – это желание отделить «действие» от «знания», любовь от истины, теорию от практики. Такое отделение, прежде всего, опасно в религиозной сфере. На самом деле, любовь в вопросах религии предваряет познание и плодотворную практическую деятельность и делает возможным понимание и свободное решение следовать за истиной. Верующий находится как будто в состоянии влюбленности, а люди не влюбляются по «разумным» причинам! Влюбленность нельзя основывать на причинах, условиях, определенных предпосылках, она - новое проявление личной свободы, из которой следует новое познание и принятие новых решений. Через любовь мы постигаем ценности, которых раньше не замечали или не придавали им значения. Чтобы постигнуть любовь, человек должен внимательно наблюдать, обдумывать и задавать вопросы. Таким образом, мы можем придти к новому пониманию действительности.

 

 Иудейский богослов

 

         Один иудейский законник, т. е. знаток Закона и специалист по вопросам религии, обратился к Иисусу и попросил Его ответить на сложнейший вопрос в человеческой жизни: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Этот вопрос исключительно важен. Но в этом случае он был задан Иисусу скорее из любопытства, нежели по искреннему побуждению сердца. Этот вопрос в большей степени открывает разум богослова, нежели человеческое сердце иудея. Иисус воспринимает вопрос с максимальной серьезностью и в ответе ссылается на Закон, выраженный в книге Второзакония (6, 5); «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк 10, 27). Иисус дает знатоку Закона ответ, который тот уже знал, и добавляет: «Так поступай и будешь жить».

         Таким образом, законник задал совершенно напрасный вопрос: он уже знал ответ, но ему хотелось подискутировать, поумствовать. Хотя было бы достаточно воплотить его знания на практике. Вместо этого, он продолжает: «А кто мой ближний?». Это – совершенно неправильное богословие! Кто не трепетал перед этой суровой заповедью, кто не обдумывал ее, затаив дыхание, кто с ужасом не осознавал огромную пропасть, лежащую между этими прекрасными и требовательными словами и своей реальной жизнью, тот подобен этому поверхностному и легкомысленному иудейскому законнику.

         Однако, Иисус терпеливо отвечает и на второй вопрос, рассказывая знаменитую притчу, известную всем нам: твой ближний - это каждый, кто нуждается в твоей помощи, и кому ты можешь сделать что-либо доброе. В этом случае Иисус также завершает Свой ответ суровыми словами: «Иди, и ты поступай так же.».

         Любовь стоит превыше всех обрядов и догматов. С этой точки зрения, притча является строгим мерилом для каждого христианина. Священник и левит «увидев этого несчастного, прошли мимо». Как часто так поступаем и мы! Самарянин из притчи не был ортодоксальным иудеем: «Для проявления любви ему не нужны были ни подлинно религиозная мотивация, ни благие намерения, обретенными благодаря духовным упражнениям. Он действует исключительно по голосу своего сердца и тем самым пристыжает и священника, и левита, и меня, и многих из нас» (М. Зервик).

         Итак, Иисус не решает теоретический вопрос о том, кто является моим ближним, а переносит его из богословской теории в житейскую практику. Разве не правда и в нашем случае, что за множеством вопросов о нашей собственной «тождественности» и «тождественности» других людей скрывается нежелание что-либо делать? «Действуй!» - это  лучший  путь для обретения ответа, в том числе и теоретического. «Действие» ведет к «пониманию», жизнь ведет к истине. Главное, чтобы человек не был глупцом!

 

Повиноваться слову Господа

 

         Отрывок из Пятой книги Моисея - Второзакония – продолжает описанную выше логическую систему: от послушания слову Божьему человек приходит к обращению, т. е. к признанию Бога. «Если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, [соблюдая и исполняя все] заповеди Его... и если обратишься к Господу» (Втор 30, 10-11). В той же главе говорится, что Бог «обрежет» сердца (ст. 6), иными словами, радикально духовно преобразит нас, чтобы дать человеку способность «любить» и, следовательно, быть в полной мере послушным слову Бога. Мы можем сказать, что принцип милосердия («обрезание сердца» Богом) связан с повиновением Закону, т. е. воле Божьей.

         Израиль не может возражать, что слово Божие - «заповедь сия» невыполнима для него («Кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам?»), или что оно слишком далеко от него («Кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам?»). Напротив, «весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (ст. 14). Если Слово Божие запечатлено в таких глубинах сердца, что Израиль знает его наизусть, до какой степени оно должно пронизать все его поведение! Поскольку Божие слово близко к нам, запечатлено в глубине нашей души, оно может и должно проявляться в нашей практической деятельности (срав. Рим 10, 6-8). Только если человек решил отвергнуть Божию волю и закрыл свое сердце от Божией благодати, его сердце останется «необрезанным», и он не воспримет Божие слово. Следовательно, фундаментом «познания» Божией воли является добрая воля человека, его готовность действовать и Божья благодать.

         Итак, текст Второзакония (30, 10-14) подчеркивает, что если человек хочет услышать Божие слово и быть ему послушным, ему не нужны ни сверхчеловеческие усилия, ни тайная, эзотерическая мудрость. Достаточно только принять Божью деятельность, которая преобразит нас изнутри, «обрежет» наши сердца. Теперь давайте зададимся вопросом: почему многие проповеди оставляют нас безучастными? Быть может, они слишком сложно сформулированы, слишком далеки от нашего понимания, банальны или утратили актуальность? Или нас уже не трогает ни чтение Священного Писания, ни его толкование, ибо мы на самом деле не желаем преображения наших сердец в той степени, чтобы мы слушали Божие слово с пользой и применяли услышанное на практике?

 

Первенство Христа

 

         На основании отрывка из Евангелия и фрагмента Пятой книги Моисея мы можем заключить, что христианин стоит лицом к лицу перед законом, перед требованием любви, перед словом, обязывающим нас. Теперь, благодаря второму чтению, мы сможем избежать подобной трактовки, поскольку, согласно его словам, чтобы получить спасение, возлюбить ближнего и обрести подлинное счастье, мы вначале должны познать Иисуса Христа. У Иисуса Христа действительно есть «во всем первенство», «в Нем обитает всякая полнота», «посредством Его Бог примирил с Собою все», «Им создано все». Поэтому Иисус Христос является первым объектом познания, первой и абсолютной ценностью, которую следует свободно избрать и возлюбить.

         Каким образом мы можем получить подлинную мудрость, принять ее и строить настоящую жизнь на ее основе? Начало подлинной жизненной мудрости - принять Христа как центр, как сердце, как Альфу и Омегу в иерархии ценностей и истин. Мудрость - это не абстрактное знание, оторванное от любви. Подлинная любовь ко Христу, помогает нам правильно познавать, понимать и любить Его. Если не будем исходить из любви к Иисусу, не познаем что Он – Истина. Тогда,  рискуем, что Истину которой Он является, перепишем под себя.

         «Первенство» Христа, о котором говорит отрывок из Послания Колоссянам, означает, что Иисус является «смыслом» и «истиной», решающей и основной «ценностью» не только для христиан, но и для каждого человека. Павел говорит: «Им все создано». А если все люди берут начало в Иисусе Христе, это значит, что Иисус является смыслом и целью каждого человека, стремящегося жить полноценной жизнью. Не опираясь на Иисуса, мы не сможем правильно понять ни происхождение, ни цель жизни человека. Только в Нем мы можем думать о совершенной реализации человека, о полноте и истине человеческой личности. Поскольку Иисус – Сын Божий, Он является непревзойденным абсолютом всего подлинно человеческого. Следовательно, человек обретает центр и меру своего бытия не в себе, а вне себя. В результате, если человек хочет полностью реализовать себя в жизни, он должен научиться во всем следовать за Иисусом, вести себя как Он, любить как Он, т. е. стать Его учеником. А когда мы становимся учениками Христа, тогда два вида деятельности – «понимать» и «хотеть», «действовать» и «жить» становятся единым целым, ибо весь человек соединяется со своим подлинным «Центром».

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More