Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

15-е рядовое воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Плодотворное слово

Ис 55, 10-11; Пс 65(64), 10abcd.10e-11.12-13.14 (Пр.: Лк 8, 8); Рим 8, 18-23; Мф 13, 1-23

            Все мы знаем, сколько слов падает в бездну как пустые звуки, исчезающие без следа. Знаем мы и то, что определенные слова имеют огромную силу, вторгаясь в душу и становясь причиной радости или печали, предают мужество, или ввергают в малодушие. Следовательно, слова - это не просто чистые звуки, но также «жесты» или «поступки». Мы можем игнорировать их или внимательно собирать, отвергать или принимать, искать или забывать о них. Поскольку слово является носителем «истины», оно дается только тому, кто жаждет его, выбирает и принимает его.

            Словом можно попытаться привлечь внимание (крик, шум, восклицание), но оно не принесет истинных плодов, если не будет принято добровольно. Можно предположить, что в какой-то степени мы «принимаем» даже слово, которым не желаем делиться с другими, которое причиняет нам страдания, которое мы отвергаем с негодованием и которому возражаем. Но есть упреки, похвалы, нападки, которые нас не касаются, поскольку не находят в нас питательной среды, чтобы укорениться в глубине нашей души. Аналогично обстоит дело и с Божьим словом. Только наше предрасположение, готовность искать слово, желание понять и принять его и желание  применять его на практике могут помочь ему укорениться в наших сердцах. Божье слово призывает нас к свободе, о чем и говорится в притчах.

Если мы захотим слышать, мы услышим!

 

Действенность Слова

 

            Первое литургическое чтение является прекрасным стихотворением, посвященным Божьему слову. Этим текстом завершается книга так называемого «Второисаия» (Ис гл.40-55), целиком пронизанная темой Божьего слова. Израильтяне в изгнании упрекали пророка в том, что он говорит красивые утешительные слова, являющиеся не более чем прекрасной, но бесплодной мечтой. Пророк возражает утверждением, что Божье слово – это не пустое утешение, поскольку оно обладает силой преображать ситуацию. Притча о дожде и снеге описывает определенную закономерность: Земля не сможет принести урожай, если ей не хватает воды, поэтому дождь и снег необходимы для богатого урожая. Так и Божье слово является безошибочно действенным, ибо - как говорит Господь - «оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (ст.11).

            В Божьем слове нет никакой двусмысленности. Божье слово пришло не для того, чтобы или принести урожай, или не приносить его. Если оно не принесет плодов, это зависит только от почвы, не принявшей его, или от недоброкачественного семени. Божья деятельность всегда однозначна и безошибочно успешна, однако добровольное отрицание человека может свести на нет его действенную силу. Образ дождя и снега связан с «хлебом насущным»: плод - это жизнь. Пророк поэт преднамеренно не говорит в тексте, что вода (дождь или снег) может и уничтожать, разорять, губить. Он говорит только о положительном воздействии и хорошем результате воздействия воды. Однозначность образа преднамеренна, так как автор хочет подчеркнуть, что Божье слово предназначено для жизни человека. В Божьем замысле никогда не было желания предложить человеку две противоположные возможности: жизнь и смерть. Бог хочет исключительно того, чтобы мы жили.

            Таким образом, пророк поощряет нас не только понять Божье слово, но и выбрать его и принять как слово, имеющее силу преобразить нашу жизнь. Что же мы должны сделать? Понять Божье слово или поверить в его жизненную силу?  Безусловно, нам следует сделать и то, и другое, чтобы слово принесло плоды.

            Весь отрывок из Послания к Римлянам, который мы слышим во втором чтении, сконцентрирован на размышлении о современном отношении мира к уже свершившемуся спасению и об ожидании нового мира. «Тварь покорилась суете не добровольно..., но в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих» (ст.20.21). Следовательно, уже начался процесс рождения нового, искупленного мира, уже имеющего зачатки в нас и во всем творении. Мы не знаем, как долго будет существовать мир, что произойдет в будущем, какие человеческие достижения и перемены будут иметь место. Но мы знаем, что Бог непременно приведет Мир к тому, что в конце времен Его дети обретут Его славу.

 

Плач творения

 

            Не стоит совершать «рискованных прыжков», чтобы увидеть связь между этим отрывком и темой Божьего слова, о которой говорится в первом чтении, и которая повторяется в сегодняшнем Евангелии. Но все-таки, мы можем в рамках нынешнего размышления воспользоваться этим прекрасным отрывком из Послания к Римлянам. Божье слово, воплощенное в наших человеческих словах, стало «составной частью» сотворенного мира: оно содержит обетование нового мира под внешне слабой оболочкой слова человека. Человек, добровольно полагающийся на Божье слово, сможет увидеть его выразительность, точность и огромный клад, содержащийся в нем - наше великолепное будущее во славе Божьей. Это слово дарует нам нерушимую надежду, вопреки всем бедам и скорбям сего мира. Иисус окончательно спас этот мир и открыл ему путь будущей славы, которая уже нынче присутствует в нас благодаря Святому Духу.

            Притчи представляют собой сложные зашифрованные рассуждения, удивлявшие даже апостолов, которые не понимали их суть до конца. Поэтому они спросили Иисуса, почему Он говорит народу притчами. Иисус ответил: «…потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат и не разумеют…» (ст.13). Притчи – это аллегорические повествования, призывающие слушателя задуматься над ними. Они понятны и очевидны для тех, кто искренне ищет Иисуса и готов последовать за Ним. Но они сокрыты и непонятны для тех, кто доверяет только своим чувствам и вообще не стремится искать высший смысл чего-либо. Притчи требуют, чтобы их читатели и слушатели уже сделали выбор в пользу Иисуса. Поэтому Иисус  говорит: «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (ст.12). Мы могли бы истолковать эти слова и так: «Кто желает и хочет иметь, у того будет; кто не желает и не хочет иметь, не получит ничего». Ибо Божья истина, сокрытая в Божьем слове, - это подлинный дар, который получает только тот, кто жаждет его, ищет и принимает его.

 

Сеятель

 

           Почва, на которую падает семя Божьего слова, в действительности разнообразна. Она символизирует различные типы людей. Бог в надежде сеет Свое слово, у Него нет предубеждений ни к кому, Он ни к кому не проявляет исключительного внимания. Он сеет Свое слово среди всех людей, не делая никаких различий. Не судит несправедливо или предвзято, не действует из страха. Но люди реагируют на Его слово по-разному.

            Дорога символизирует человека, «не внемлющего» Божьему слову – следовательно, он не примет Его слово в свое сердце как наивысшее благо, не будет считать его своей жизненной нормой. Дорога - это публичное место, зачастую полное человеческого любопытства, злоречия, болтовни и несерьезности. Но Божье слово должно войти в самую глубину души, в сердце, чтобы человек сохранил его там.

          Каменистое место означает несерьезного человека, который быстро воодушевляется, но неспособен выдержать соблазны и трудности. Это - переменчивый человек, который одинаково легко загорается какой-нибудь идеей и столь же быстро остывает. Это - человек  без корней, без глубины.

            Земля, заросшая тернием, означает человека, которым владеют заботы века сего и погоня за богатством. Такой тип человека следует всем веяниям моды, пропаганды, рекламы - и эта бессмысленная погоня «заглушает» в нем слово Божие.

            Плодородная земля означает человека, понимающего Божье слово, который это слово принимает как жизненное руководство, следует ему на практике и питается им.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More