Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Божий  народ

 

Иер 23, 1-6; Пс 23(22), 1-3a.3b-4.5.6 (Пр.: 1); Еф 2, 13-18; Мк 6, 30-34

        

            Что такое Церковь? Давайте прочитаем интересный текст, изданный Международной богословской комиссией: «Церковь является тайной, ибо ее сотворил Дух Святой во исполнение тайны Иисуса Христа – ее Главы (т. е. Откровения Троицы), и одновременно она является подлинным историческим субъектом. Второй Ватиканский Собор (1962-1965) ясно подчеркивает этот аспект Церкви, используя категорию «Божьего народа». Существенная характеристика этого народа, отличающая его от всех прочих народов - то, что он живет, памятуя об Иисусе Христе и в ожидании Его пришествия, и в связи с этим имеет миссионерские обязательства». Церковь – это Божий народ, собранный вокруг Иисуса и находящийся «в путешествии», либо  к прошлому Иисуса, память Которого она хранит, либо к будущему Иисуса, окончательного пришествия Которого она ожидает. Церковь является «незавершенной» и предлагает человечеству не саму себя с позиции гордыни и превосходства, а только Того, Кого она приняла в дар, т. е. Самого Господа Иисуса Христа. Церковь - это народ, преисполненный смирения и веры и видящий в верности своему Господу единственный способ обрести счастливую и осмысленную жизнь.

 

Мой народ

 

         В отрывке из Книги пророка Иеремии Бог упрекает пастырей, которым поручено пасти «Его» народ. Следовательно,  у Бога есть народ, принадлежащий Ему и являющийся «Его» народом. Пастыри - не владыки народа, не его «господа», поскольку Божий народ не является их собственностью. Божий  народ основывается не на себе самом, свою жизненную энергию он получает от Господа Бога. Это - народ, непрестанно хранящий память о дарах, полученных от Господа, и живущий в «ожидании» будущего, которое Бог открывает ему.

         Пророческая речь, которую мы сегодня читаем, составлена с перспективой ожидания того, что Бог осуществит в будущем. Он говорит: «И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их... И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться… Иуда спасется, и Израиль будет жить безопасно». Эти слова изображают мирное, плодотворное, упорядоченное будущее объединенного и сплоченного народа на земле, дарованной ему Богом. Согласно этому видению, Божий народ сформирован в виде общины, а не государства. Поэтому Иеремия тщательно избегает слов о царях, князьях и прочих политических или военных структурах. Справедливая Отрасль будет разумно править народом как истинный царь, однако Иеремия не говорит, кто будет этим царем! Образ царской власти указывает, что в обществе Божьего народа будут установлены «закон и справедливость», т. е. качества любого хорошего царя.

         Говоря словами Международной богословской комиссии: «Члены Божьего народа не образуют какой-либо особой группы, чьи повседневные обязанности отличались бы от обязанностей иных групп людей. Деятельность членов Божьего народа не отличается от деятельности, при помощи которой все прочие люди, кем бы они ни были, формируют мир».

         Следовательно, народ Ветхого Завета может вести политическую и общественную деятельность, может объединиться с другими народами (хананеями) в целях создания государства, поскольку Божий народ не идентичен государству. Весь Ветхий Завет строго подчеркивает это отличие, о котором  часто забывают. Верующие иудеи делают то же, что и другие люди, они живут также, как остальные, но «по-иному» - т. е. руководствуясь верой. Суть проповеди Иеремии - не план политической реформы, а весть о преображении мира и жизненной обыденности в духе веры в Бога.

 

Божий мир

 

         Отрывок из Послания к Ефесянам открыто призывает к единству тех, кто «были некогда далеко», т. е. язычников, с теми, кто был «близко», т. е. иудеями, в рамках единого Божьего  народа. Иисус Христос объединил обоих в единый народ, чтобы из двух создать единого нового человека, а также чтобы установить мир и посредством Креста обоих примирить с Богом.

         Ключевым словом здесь является «примирение» или «мир».  Церковь – Божий народ - является  местом мира и примирения между Богом и людьми и в равной степени местом мира и примирения людей между собой. Все «стены», разделяющие нас, разрушены, любые проявление расовой дискриминации невозможны, любые войны осуждаются, любая классовая борьба исключена. Христос - это наш мир. Следовательно, Божий  народ призван жить в братской солидарности (прежде далекие становятся близкими) и полноценном взаимном общении.

         Источником «христианского мира» в Церкви, выраженного в солидарности и добровольном общении с братьями и с Богом, является исключительно Дух Христов, дарованный всем членам Божьего народа. Послание к Ефесянам особенно подчеркивает единство язычников с иудеями, тем самым указывает, что Церковь является преемницей Ветхозаветного Божьего народа. Церковь не просто замещает  Божий  народ Ветхого Завета, но в ней  находит исполнение своего призвания, осуществленного во Христе Иисусе.

 

К Иисусу

 

         «И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, что сделали и чему научили». Евангелист Марк называет Двенадцать «апостолами» всегда, когда  он говорит об их миссии. В сегодняшнем отрывке они тоже возвращаются с миссии, заключавшейся в «деле» и «проповеди». Миссия Апостолов идентична миссии Иисуса, она черпает свое содержание и методы из содержания и методов миссии Иисуса. Апостолы «рассказали» Иисусу все - но также они все, что делали и чему учили, делали в полном единении с Иисусом.

         Далее Иисус призывает их: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного». Апостолы должны научиться «быть с Иисусом» (срав. Мк 3, 14) и «отдыхать с Ним» в уединении  - вернее, в глубоком духовном союзе с Ним. Кроме того, они должны жить в единстве с жизненным ритмом Иисуса, о Котором говорится, что Он «вышел, и удалился в пустынное место, и там молился» (срав. Мк 1, 35). Однако, отдыхать только физически рискованно: время миссии – не самое подходящее время для отдыха. Но стоит ли отказываться и от «духовного» отдыха?

         Когда Иисус и Его Апостолы отплыли в лодке на пустынное место, многие поняли, куда они направляются, и пришли туда по берегу пешком, опередив их. Так что, «отдых» длился недолго. Когда Иисус с Апостолами причалили к берегу, Иисус  «выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их». Иисус приводит на место отдыха не только Апостолов, но и толпу, желающую слушать Его слово. Своим учением Иисус  превращает «овец, не имеющих пастыря» в единый народ, т. е. одно стадо с одним пастырем. Иисус как Добрый Пастырь дает Своим овцам, в том числе и Апостолам, отдых и пищу.

         Апостолам поручена особая миссия, но и они должны учиться у Единого Учителя. Как и остальные, они призваны к уединению в «пустыне», где находится только Иисус,  и где звучит только Его слово. Когда Божий  народ собрался благодаря Его слову, Иисус насытил его - умножил хлеб и отдал Своим ученикам, чтобы те его  раздали (ст. 41). Таким образом, Иисус привлекает Апостолов к Своему служению в качестве Доброго Пастыря. Иисусово слово и преломление хлеба, раздаваемого Апостолами – вот два элемента, укрепляющие Божий народ и дающие ему возможность жить по образцу жертвенной любви Иисуса в Евхаристии, которую мы сегодня прославляем.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More