Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Господи, научи нас молиться

 

 Быт 18, 20-32; Пс 138(137), 1-2a.2b и 3.6-7ab.7c-8 (Пр.: 3a); Кол 2, 12-14; Лк 11, 1-13

 

         Если перефразировать известную пословицу, мы можем без преувеличения заключить: «Скажи мне, как ты молишься, и я скажу тебе, кто ты». Характер нашей жизни в действительности зависит от того, как мы молимся или не молимся. Молитва в жизни занимает важное место. Но в наши дни многим людям кажется, что сбылись слова одного вольнодумца: «Бог мертв, мертва и молитва». Молитва кажется нам трудной, вызывает возражения, становится проблемой, а не чем-то, что мы спокойно и бесспорно принимаем. По сути, мы сталкиваемся с одинаковыми возражениями: молиться – это пустая трата времени, молитва никак не влияет на ход событий, молитва - это бегство от себя, выражение слабости или иллюзия, якобы мы можем повлиять на Бога, молитва бесполезна и неэффективна и т.д. Вот некоторые другие возражения по отношению к христианской молитве: она якобы «ограничивает» наше свободное время, подходит лишь для небольшой группы людей, хороша только молитва «в свободной форме», не связанная ни с каким установленным обрядом. Иначе говоря, на сегодняшний день «проблема» молитвы касается самого смысла молитвы. Современный секуляризм подавляет способность человека выйти за пределы своей природы и открыться абсолютной Божией тайне. Таким образом, наш горизонт сужается до скоротечных, рациональных и практически «полезных» вещей.

 

Молитва Авраама

 

         В Книге Бытия (Быт 18, 16-33) Авраам заступается перед Богом за города Содом и Гоморру, полные различных пороков и грехов. Авраам знает, «что Бог хочет сделать» (ст. 17), т. е. он знает о наказании, которое Бог желает послать на эти города. А поскольку ему известно также, что от него «произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли», он вмешивается в ход истории своей просьбой, высказанной в форме дерзновенного «диалога» с Вышним Судьей. Авраам апеллирует к Божественной Справедливости: «неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? …Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (ст. 24-25). Очевидно, что вера Авраама в Божию справедливость основана на уверенности в несправедливости наказания невиновных. Возмущение Авраама базируется на мысли, что вследствие наказания виноватых могут пострадать и невиновные. Авраам без колебаний решительно обращается к Богу, хотя при этом он сознает свою собственную недостойность: «вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:» (ст. 27). Авраам проявляет свою веру не молчаливо, как Иаков, а в форме «протеста» и сомнения

         По мнению Авраама, большей несправедливостью было бы умертвить нескольких невинных, нежели сохранить жизнь множеству безбожных. Но до каких пределов может дойти человек, «ведя переговоры» с Богом? Вопрошая Бога, Авраам, будучи уверенным в Его справедливости, высказывает предположение о сорока пяти, затем - сорока, тридцати, двадцати, в конце концов - десяти праведников, ради которых Бог был бы готов не карать грешные города. Но почему он останавливается на числе десять? Очевидно, не потому, что он считал Божье милосердие ограниченным, а потому, что он не решился «торговаться» с Божьей готовностью прощать. После этой беседы Авраам понял, что Бог согласен с его протестом против несправедливости и зла, и что Бог не требует от нас ни фатализма, ни отказа от борьбы, ни пассивного подчинения.

         Поэтому молитвой является и «громкий плач» перед Богом, и «борьба» с Богом, и совместный с Богом протест против зла. Бог, Который справедлив и благ, не желает смерти и уничтожения человека. Однако, покров тайны страдания и смерти сохраняется по-прежнему.

 

Крест - Божия сила

 

         В отрывке из Послания св. апостола Павла Колоссянам мы продолжаем размышлять о тайне зла.  Иисус Христос искоренил грех, «пригвоздив его ко кресту» (ст. 14), уничтожил «рукописание, которое было против нас». Иисус взял на Себя человеческое беззаконие и несправедливость и пригвоздил  их к древу Креста. Распятый Христос  - это ужасающий результат восстания человека грешника. Но от него же приходит победа Бога над злом, прощение наших грехов. Эта победа сияет в воскресении Иисуса божией силой («…в силу Бога, который воскресил Его из мертвых» ст.12). Благодаря вере мы становимся соучастниками воскресения из мертвых: «в нем вы и совоскресли верою в силу Бога», «и вас… оживил вместе с Ним».

         Подобно тому, как молился Авраам, но с еще большей верой и знанием молится каждый христианин; именно так молился Распятый. Но Он молился не для того, чтобы потребовать мщения и поражения врагов, а чтобы сказать: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают.» (Лк 23, 34), а также: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой.» (Лк 23, 46).

         Итак, молиться для нас значит обновлять память о Кресте Иисуса и Его воскресении из мертвых, «напоминать себе» о том, что Иисус пожертвовал Своей жизнью за нас и воскрес, чтобы мы могли вечно жить в единении с Ним. Мы не можем молиться, не вспоминая о земной жизни Иисуса, Который в полной мере открыл нам милосердную любовь Отца. Теперь мы молимся не так, как Авраам, хотя и ощущаем подобное искушение «считать на пальцах» возможности Божьего прощения. Если мы будем жить, памятуя о смерти Иисуса и Его воскресении из мертвых, милосердная любовь Бога, прощающего наши грехи, станет для нас непоколебимой опорой жизни.

 

Отче наш

 

         Евангелие сегодняшнего воскресенья состоит из трех разных частей: из молитвы «Отче наш» (ст. 1-4), притчи о молитве - о настойчивом просителе (ст. 5-8) и общего поучения о молитве (ст. 9-13).

         Ученики просят Иисуса, чтобы Он научил их молиться. Иисус учит их обращаться к Богу как к Отцу. Молитва может быть прославлением, настойчивой просьбой, вопросом «почему?», даже протестом, но она всегда должна быть проявлением и выражением послушания и подлинного доверия к Отцу. Каждое слово молитвы должно находиться в рамках следующего понимания: Тот, с Кем я говорю – мой Отец.  «Если у нас есть перспектива найти Того, с Кем мы говорим, если мы не сомневаемся, что Он – наш Отец, если в начале и в конце стоит Его милосердие, способное дать нам окончательный ответ – не тот, который исходит от нас самих – например, на вопрос о трагедии смерти - тогда в нас формируется пространство, дающее возможность видеть все ситуации и проблемы в правильной перспективе» (Г. Мойоли).

         «Да святится имя Твое» - Мы просим Бога, чтобы Он продемонстрировал нам святость Своего имени в нас, подобно тому, как в книге пророка Иезекииля (36, 22-24) Он собирает Свой народ и внутренне преображает его. В книге Иезекииля сказано: «когда выведу вас из народов и соберу вас из стран, по которым вы рассеяны, и буду святиться в вас перед глазами народов…. И узнаете, что Я - Господь, когда буду поступать с вами ради имени Моего, не по злым вашим путям и вашим делам развратным» (20, 41.44). Таким образом, смысл формулировки молитвы «Отче наш» таков: «собери и преобрази Свой народ. Позволь нам стать по-настоящему Божиим народом».

         «Да приидет Царствие Твое» - Эта просьба в первую очередь поднимает тему апостольской надежды, выраженной в Книге пророка Даниила, об окончательном Божием деле в истории. Только Бог может установить Свое «Царствие», т.е. видимо осуществить в истории Свою абсолютную власть. Очевидно, что власть Бога не может утвердиться без помощи Божиего народа, потомучто в нем она проявляется и успешно и эффективно осуществляется, поскольку народ принимает ее.

         «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» - Мы просим Бога, чтобы Он «всем нам» дал хлеб, необходимый для жизни. Мы просим этого у Него, поскольку мы из-за своего эгоизма зачастую способствуем тому, что у многих наших братьев нет этого «хлеба». Здесь мы просим Бога, чтобы никто не остался без хлеба насущного, иными словами: «Не допусти, чтобы мы лишили кого-либо насущного хлеба».

         «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» - Мы просим Бога дать нам ощутить Его прощение и таким образом сами научились прощать. Только человек, признавший, что нуждается в Божьем прощении, и умеющий принять это прощение, научится прощать других людей.

         «Не введи нас во искушение» - Если христианин уже обратился, он молится, чтобы Бог уберег его от дальнейших нравственных падений. «Падение» или «искушение» - это, в первую очередь, вероотступничество, отпадение от веры. Это не значит, что Бог нас искушает, ибо, согласно Посланию Иакова, «В искушении никто не говори: “Бог меня искушает“, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (1, 13).

         В притче наше внимание обращено не на друга, который обращается с просьбой, а скорее на человека, которого он решился побеспокоить ночью. Это говорит о двух основных мотивах притчи. Первый  мотив: Бог слышит и отвечает на просьбы людей. Второй мотив: мы должны просить Бога непрерывно и настойчиво. Если даже человек, которого настойчиво просят о чем-либо, выполняет эту просьбу, то тем паче Бог услышит молитвы того, кто обращается к Нему с верой и надеждой!

         Наконец, Иисус уверяет нас, что наша молитва будет услышана: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете». Однако, это не значит, что любая просьба будет выполнена «автоматически». Молитва – это не монетка, брошенная в автомат, реагирующий так, как его запрограммировали. Как видно из опыта, зачастую молящийся получает не то, о чем он просил. Бог воистину знает лучше, чем мы, что нам нужно на самом деле и что полезнее для нашего спасения. Но если отец всегда готов прислушаться к сыну, тем паче Бог услышит наши молитвы! Причина, по которой Бог выслушивает нас - это Его отцовство, а не наши заслуги. Если наша молитва искренняя, Бог непременно дарует нам Духа Святого. Иными словами, в молитве мы встречаемся с Богом, который приходит разделить с нами события нашей жизни.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More