Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

17-е рядовое воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Ценнейшее сокровище

3 Цар 3, 5-12; Пс 119(118), 57 и 72.76-77.127-128.129-130 (Пр.: 97a); Рим 8, 28-30; Мф 13, 44-52

            Что в жизни человека по-настоящему ценно? В «Рождественской оратории» Уистен Хью Оден (W. H. Auden) трое волхвов рассказывают о своих причинах последовать за звездой, приведшей их к Иисусу. Первый из них говорит: «Я следовал за звездой, чтобы узнать, как в наше время стать настоящим человеком». Второй говорит: «Я следовал за звездой, чтобы узнать, как следует жить в нынешнее время». Наконец, третий говорит: «Я следовал за звездой, чтобы узнать, как должно любить в нынешнее время».

            Следовательно, самое ценное в нашей жизни – это быть истинным, искренним, жить и любить, т.е. быть человеком. Сегодня Иисус говорит нам: стать истинным христианами равнозначно тому, чтобы стать настоящими людьми. Мы все мечтаем быть настоящими людьми, полными жизни и аутентичными; этого сокровища мы страстно желаем в глубине наших душ. Но современная культура возбуждает в нас подозрения, что быть христианином означает придумать себе образ доброго Бога Отца для подкрепления нашего духа, который боится всего таинственного. Таким образом возникает ложное мнение, что «человек» и «христианин» - это две различные, а не тождественные реальности, одну из которых возможно воплотить без другой.

            Современная культура подавляет и ограничивает нас, побуждая замкнуться в нашем собственном «Я». Она внушает нам мнение, что у нас не может быть иного сердца, души и духа, кроме того, что существует у нас, а желать иного сердца, души и духа - самообман. Таким образом она лишает нас подлинного сокровища, которым является Сам Бог, а не мы.

 

Мудрость

 

            Мы можем быть влиятельными и богатыми, но если у нас не будет мудрости, мы утратим и влияние, и богатство. Великий царь Соломон, согласно первому чтению, просит у Господа именно  этого дара: «Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?» (3 Цар 3, 9). Это повествование, несмотря на отдельные легендарные черты, содержит историческую суть, согласно которой Соломон изображается как пример разумного человека. Мудрость означает «умение правильно действовать», т.е. это практическая способность, или, как говорят в наши дни, «технология». Мудрость - это также способность правильно говорить, ибо слова - это не только звуки, но и в определенном смысле действие. Мудрость, прежде всего, означает умение отличать добро от зла и способность поступать по справедливости. Резюмируя, мы можем сказать, что мудрость - это «умение управлять собой или другими»: именно этого Соломон просит у Бога.

            Соломон не просил ни долгой жизни, ни богатства, ни смерти своих врагов. Он просил «уметь различать, управляя людьми». Поэтому Бог дал ему «сердце мудрое и разумное». Уметь понимать суть вещей и делать правильный выбор - гораздо ценнее, нежели иметь огромное богатство и при этом быть неразумным. Думать, что «обладание» равноценно «познанию» или «мудрости» - трагическое заблуждение. Но, к счастью, Соломон не таков.

            Мудрость - это не плод человеческих усилий, а Божий дар, о котором Соломон просит в молитве, зная, что не сможет жить без Божьего дара. Но ежедневный опыт зачастую демонстрирует нам противоположное. Некоторые люди считают, что не смогут выжить без хлеба, без предметов, которыми они обладают или о которых мечтают, но при этом они убеждены, что смогут прожить без Бога.

 

Быть Божьими детьми

             

            Соломон обрел истинное сокровище: чтобы жить по-настоящему, мало обладать властью. Нам нужен Бог. Бог воистину имеет большую ценность, нежели все остальное. Благодаря Божьему дару мы становимся аутентичными, жизнеспособными и подлинными людьми. Чтобы жить настоящей человеческой жизнью, мало обладать какими-либо богатствами. Дар Божьей мудрости помогает нам осознать, что Бог - это Сокровище превыше всех остальных сокровищ.

            Бог стоит превыше всего остального, потому что Он не только дает нам материальные блага, необходимые для жизни, но и задумал сделать нас Своими детьми по образу Своего Сына. Бог не ограничивается только тем, чтобы давать нам необходимые знания, Он хочет коренным образом  изменить качество нашей жизни. Он хочет сделать нас истинно человечными и даже более, чем человечными: Он желает сделать нас Своими детьми. Апостол Павел говорит нам во втором чтении: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями» (Рим 8, 29).

             Если твердая и непоколебимая Божья воля такова, то у нас есть огромная надежда. Ибо мы знаем, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (ст.28). Ценны не успех или неудача, которыми мы оцениваем жизнь, радость или страдание, которые мы переживаем, то, чем мы владеем или не владеем. Все – и радость, и боль, и то, чем мы владеем, и то, чего нам недостает - Бог использует во благо тех, кто любит Его. Бог способен преобразить в «сокровище» и то, что нам кажется недостатком или не имеющим ценности. Если Бог стал нашим сокровищем, вся наша жизнь изменится. Ибо Бог всегда способен помочь тому, кто беден, кто страдает, кто одинок, кто в отчаянии. Но современная научная и технократическая культура считает, что приносит человеку «добро» уже самим фактом обещания ему множества вещей. Но она не предлагает ему никакого выхода из его ежедневных неудач и разочарований.

            Бог всегда выполняет Свои обещания, ибо «кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (ст.30), как утверждает святой Павел. У Бога нет никакого недостатка: все осуществляется безошибочно (предопределение, призвание, оправдание, прославление). Все уже осуществилось в Иисусе Христе: если Он станет нашим сокровищем, все будет принадлежать нам: с самого начала времен и до наших дней.

 

Сокрытое сокровище                

 

            Мы не чувствуем себя счастливыми. Возможно, мы обладаем множеством предметов. У нас множество желаний и мечтаний. Но мы не чувствуем себя счастливыми. Зачастую мы обращаем внимание окружающих на то, что мы терпим недостаток в чем-нибудь, что наши желания превосходят то, чем мы обладаем. Мы часто стремимся удовлетворять наши желания, убеждая себя, что мы должны довольствоваться тем, что у нас есть, и не требовать большего. Но таким образом мы обманываем самих себя.

            То, что мы ищем и чего не находим, Иисус описывает в двух прекрасных и понятных притчах. В поле было закопано сокровище. Человек нашел его, перепрятал и, преисполнен радости, продал все свое имущество, чтобы купить это поле. Один торговец искал драгоценные жемчужины и, найдя особо ценную, продал все, что у него было, и купил эту жемчужину. Эта два человека были богаты, у них было «имущество», но не было «скрытого сокровища», и «драгоценной жемчужины» а только эти две вещи могли наполнить счастьем их жизнь.

            Что мы можем считать этим сокровищем и драгоценной жемчужиной? Это - Тот, Кто ценнее всех богатств, которыми владеет человек. Это Сам Иисус Христос, дарующий нам Царство Небесное. Трудно было обнаружить в Иисусе присутствие Божьего Царства, ибо Его Божество было «сокрыто» под пеленой Его обычной человеческой природы, подобно тому, как драгоценная жемчужина скрывается среди многих поддельных жемчужин. Но тот, кто воистину желает обрести Бога, обретет истинное сокровище и подлинную жемчужину.

            Но случается и так, что некоторые люди отвергают это сокровище или жемчужину, либо им недостает решимости сделать правильный выбор. Иисус рассказывает еще одну притчу. Рыбаки опускают сеть в море, и туда попадают самые разные виды рыбы. Когда сеть наполняется, ее вытягивают на берег, перебирают рыбу, отделяя хорошую от плохой, после чего хорошую рыбу кладут в сосуды, а плохую выбрасывают. То же самое произойдет и в конце веков.

            Если мы не хотим закончить жизнь подобно этим «выброшенным» рыбам, достойным лишь стать отбросами, мы должны уметь делать правильный выбор.  Мы не можем жить равнодушно, подобно сети, в которую попадает вся рыба. Это неправда, что все решения имеют одинаковую ценность, что все «истины» одинаковы, что любой образ жизни является достойным, как нам навязывает определенный современный стереотип мышления. Как не всякая рыба хороша, так не всякий образ жизни хорош. Чтобы стать настоящими, жизнеспособными и подлинными людьми,  мы должны научиться различать, делать правильный выбор и претворять в жизнь то, что имеет подлинную ценность и несет нам истинное счастье. Если мы неспособны избрать истинное сокровище, мы подобны мухам, слетающимся осенью на закрытые окна и надеющимся, что смогут выбраться из ловушки.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More