Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Хлеб свободы

 

Исх 16, 2-4.12-15; Пс 78(77), 3 и 4bc.23-24.25 и 54 (Пр.: 24b); Еф 4, 17.20-24; Ин 6, 24-35

        

            Американский философ М. Вальцер (M. Walzer) комментирует ропот Израильского народа в пустыне следующим образом: «Даже в рабстве существует определенная форма свободы. Одна из старейших политических теорий, близких, в первую очередь, к классическому и неоклассическому республиканству и кальвинизму, говорит, что существует тесная связь между тиранией и дозволенным. Люди безответные и наивные, рабы и крепостные крестьяне, свободны иным образом, нежели гражданин республики или благочестивый протестант. В свободе тоже существует определенная доля рабства: рабство закона, обязательств и ответственности. Подлинная свобода, по мнению раввинов, состоит в том, что они являются слугами Бога. Израильтяне были рабами фараона, затем в пустыне они были Божьими слугами (на еврейском языке понятия «раб» и «слуга» звучат одинаково). Поскольку они приняли Божий закон, Бог и Моисей жестко вели народ по пути к свободе. По мнению Ж.-Ж. Руссо (Rousseau), это было великим деянием Моисея. Моисей превратил массу «несчастных рабов», лишенных достоинства и отваги, в «свободный» народ. Новейшая философская литература жестко критикует - подчас даже справедливо - идею, что такое положение народа можно было охарактеризовать понятием «свободы». Она содержит глубокую истину, касающуюся процесса освобождения.»              

            Достаточно ли только одной манны, чтобы сделать человека по-настоящему свободным? Каков на самом деле хлеб свободы?

 

Манна

 

         Господь посылает Своему народу во время странствий по пустыне манну, но израильтяне могут собирать ее ровно столько, чтобы хватило на день. Они не должны заботиться о запасах на последующие дни. «Пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет».

            Даруя людям манну, Бог демонстрирует, что Он – подлинный всеблагой Царь Своего народа, чьи нужды Он великодушно удовлетворяет. Однако библейский текст объясняет, что этот дар одновременно является «испытанием», чтобы Бог увидел, будет ли народ соблюдать закон или нет. Народ не должен собирать манну в субботу. Израилю не полагается заботиться о завтрашнем дне, он обязан соблюдать субботний отдых и таким образом всецело полагаться на Бога. Манна - это хлеб, данный Богом, она непохожа на пищу, которую добывает или готовит человек. Принимая от Бога манну и завися от этой пищи, израильтяне ощущают «зависимость» от благости Бога. А соблюдая субботу, Израильский народ освобождается от труда и становится свободным для своего Господа.

         Бог посредством дара манны становится Спасителем Израиля – народа, который иначе умер бы от голода в пустыне. Яхве желает, чтобы Его народ жил, и жаждет вырвать его из лап смерти: поэтому Он освобождает его из египетского рабства.

         Также манна является символом Торы (Закона). Подобным символом стала и вода, которой Бог позволил излиться из скалы, и вода, при помощи которой Он исцелял больных в Маре. Ибо Моисей сказал: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Эта пища служит познанию Бога, как говорится в стихе 16,12: «Вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом - и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.»

      Признавая ежедневно посылаемую манну Божьим даром, Израильский народ учится признавать действенное, любящее и освобождающее присутствие своего Бога. Этому же служит дар Торы (Закона).

 

Освобожденные Христом

 

         Начиная с дня освобождения от египетского рабства, Бог хотел освободить  Свой народ, даровать свободу всем людям. Его замысел осуществился в деяниях Иисуса Христа.

         Христос освободил нас от «суетного образа мышления язычников», т. е. от поверхностного мышления, не задумывающегося об истинной проблеме – о подлинном смысле реального мира. Мы, христиане, «научились узнавать Христа», а через Него, т. е. через «истину, которая есть в Иисусе», мы узнали Бога. Познание Бога, дарованное нам через истину, имеющуюся в Иисусе, становится причиной радикального «духовного обновления путем изменения образа мышления», освобождает нас от бредовых, слабых и соблазнительных мыслей. Подлинная христианская свобода - прийти к истине Иисуса, по-настоящему освобождающей нас!

     Поэтому христианина можно назвать «новым человеком» - ибо вследствие глубокого внутреннего преображения в нем зарождается новое поведение, основанное на «праведности и святости истины». Такое поведение в человеке стимулирует новый образ мышления, т. е. способность видеть все творение через призму преображающего действия истины, воплощенной во Христе. 

         Мы не сможем стать по-настоящему свободными духом и сердцем, глубиной нашего внутреннего мира, покуда не будем обновлены единственной по-настоящему важной свободой - свободой Иисуса Христа. Только истина Иисуса избавляет нас от «суетности ума нашего» и «обольстительных похотей», т. е. от греха, мешающего нам быть свободными. Истина Иисуса идентична свободе, она помогает нам не стать ничьими рабами, дает нам истинное познание действительности, позволяет нам  принимать правильные решения, никого не подчиняет, никого не стравливает, не держит нас под влиянием какой-либо идеологии и дает нам возможность видеть реальность в ее полном объеме.

 

Вера, которая освобождает 

 

         Люди искали Иисуса, чтобы Он помог им разрешить множество малозначительных проблем: укрепить здоровье, услышать приятный ответ, увидеть, как Он творит чудеса и т. д. Но Иисус хочет дать им гораздо больше: Он желает, чтобы люди искали пищу, дарующую жизнь вечную. Иными словами, Иисус – не простой чудотворец, пришедший только с целью оптимального решения человеческих проблем, которые могут решиться и человеческими средствами. Более того, Он – не обычный человек. Хлеб, который предлагает Иисус – это не «немного благополучия», «немного мира», «немного здоровья», «немного справедливости». Иисус пришел, чтобы даровать нам гораздо большее.

         Иисус настоятельно требует: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий». Люди, идущие за Иисусом, поняли, что Он говорит о хлебе, дарованном Богом, и спросили: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» Эти люди считали, что им нужно заслужить этот хлеб, принеся Богу некое количество требуемых добрых дел. Они полагали, что Бог требует «оплаты» за Свои дары.

         На это Иисус отвечает людям, что Бог требует от них только одного - веровать в Него как в Божьего Посланника: «Вот дело Божье, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». На хлеб, питающий наше тело, мы зарабатываем трудом, однако на хлеб вечной жизни мы можем «заработать» только крепким и доверительным единением с Иисусом как с Божьим Посланником. Ибо хлеб, дарованный с неба – это и есть Сам Иисус: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда».

         Иначе говоря, истинным хлебом жизни является сам Иисус, а точнее - личное и преданное отношение человека к Нему. Этот хлеб необходим человечеству в гораздо большей степени, нежели материальный хлеб. Ибо Иисус дает смысл всей нашей жизни и раскрывает нам горизонты нового образа жизни, которые нам не в состоянии дать физический хлеб. Хлеб, которым является Иисус - это надежда и любовь, истина и свобода от зла, залог вечной жизни и познание Бога как Отца. Кто ест этот хлеб и живет им, тот никогда не умрет, но будет жить как Иисус и пребудет с Ним навсегда. И когда мы осознаем это, мы тоже воскликнем: «Господи! подавай нам всегда такой  хлеб!»

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More