Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Истинное сокровище человека

 

 Еккл 1, 2; 2, 21-23; Пс 95(94), 1-2.6-7a.7b-9 (Пр.: ср. 7b-8a); Кол 3, 1-5.9-11 – Лк 12, 13-21

 

         Многие люди в наши дни живут в страхе и неуверенности в завтрашнем дне. Папа Иоанн Павел II писал в энциклике «Искупитель человека» (Redemptor hominis, 04.03.1979): «…человека все больше охватывает страх… Может возникнуть вопрос: как случилось, что мощные творческие способности, изначально данные человеку для обладания землею, обратились против него, вызывая понятное чувство тревоги, чувство осознанного или неосознанного страха, чувство по-разному проявляющейся угрозы, ныне ощущаемой всей человеческой семьей.» (п. 15). Страх и малодушие в Книге Екклесиаста (Проповедника) четко описывает ситуацию множества современных людей, ищущих смысл жизни и определенную цель, ради которой они живут. Евангелие сегодняшнего воскресения написано в том же духе: богач из притчи - это эгоистичный материалист, думающий только о себе и стремящийся избавиться от страха, накапливая богатства. Отрывок из Послания апостола Павла тоже описывает «ветхого» человека, жаждущего, прежде всего, «иметь» как можно больше богатства, а не «быть», т. е. «состояться как личность». Если Христос не станет нашим «сокровищем», человек подчинится власти своих ложных иллюзий, беспокойству, страху и необузданным желаниям, влекущим его во все стороны и лишающим его надежного наставника, не преходящей радости и нерушимой духовной обители.

 

Смысл труда

 

         Труд - это один из множества аспектов жизни, который критикует Книга Екклесиаста. В отрывке, автор спрашивает: «Что пользы работающему от того, над чем он трудится?» (срав . 3, 9). Человек не владеет плодами своего труда, не может распоряжаться по своему усмотрению тем, что у него есть. Например, Екклесиаст говорит: «потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это - суета и зло великое!» (2, 21). На это можно сказать: «Это абсурдно!» Но так случается нередко в жизни, хотя это неразумно и несправедливо. Но зачем тогда человеку много трудиться, страдать, переживать из-за различных обстоятельств (срав. 2, 22)? Таким образом, человек проводит всю жизнь в «страдании»: «даже и ночью сердце его не знает покоя. И это - суета!» Даже труд в этой перспективе кажется чем-то малозначимым, тщетным, «мыльным пузырем» (именно так переводится слово  hebel, означающее «суету»).

         Однако, Екклесиаст не останавливается на этом. В последуюших стихах (24-25) он рассматривает положительный аспект труда. Жаль, что в книге литургических чтений эти стихи пропущены! По мнению Екклесиаста, человек должен научиться радоваться жизни (ст. 24) как дару, полученному от Бога. Кто способен признать, что у него как Божьего создания есть свои ограничения, и умеет с благодарностью принимать дар жизни из Божиих рук, тот умеет по-настоящему радоваться даже по самому малому поводу. Екклезиаст считает, что все наши проблемы основаны, прежде всего, на том, что мы не знаем жизни после смерти и считаем, что со смертью все закончится. Человека охватывает страх и ужас из-за абсурдного присутствия смерти в человеческой жизни, но он знает, что все в мире основано на благодати (Еккл 3, 11: «всё соделал Он прекрасным в свое время»). Мы не можем знать ни божественной логики мироздания, ни божиих тайн, поэтому жизнь кажется нам кораблем, плывущим над глубиной и непостижимой пропастью, который мы не в силах остановить. Мы не знаем, откуда он приходит и куда следует. При этом, Бог присутствует в нашей жизни, даже если нам кажется, что Он далеко, что Его нет в наших повседневных переживаниях. В заключении, можно сказать: «бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» (Еккл 12, 13). Положиться на Бога как на истинное сокровище нашей жизни означает довериться милосердной Тайне, а не слепой судьбе.

 

«Ненасытная жадность»

 

         Этим выражением апостол Павел обозначает желание владеть как можно большим количеством вещей (в греческом языке этот термин звучит как «плеонексия»). Речь идет о необузданном желании обладать, которое является источником разнообразных грехов, поэтому Павел называет его «идолоcлужением». И действительно, каждая нравственная провинность порождается ненасытным желанием иметь что-либо. Между тем, если человек стремится жить лучше, счастливее и спокойнее, он должен хотеть «быть», а не «иметь». Екклесиаст понял бесполезность накопления сокровищ, ибо они не приносят счастья, не дают ответа на жизненно важный вопрос «зачем я живу?». Богатый человек в притче из Евангелия, которую мы сегодня читаем, хотел «иметь» все больше, а не «быть»  - поэтому он потерпел крах. «Плеонексия» - это желание использовать других в качестве орудия прибыли или наслаждения. Из нее следуют «блуд, нечистота, страсть, злая похоть и любостяжание» (Кол 3, 5). Когда человек соблазняется жадностью, он готов пойти на все. Жажда наслаждения, власти и богатства - глубинная причина наших грехов.

         Согласно апостолу Павлу, крещение порождает новую жизнь: «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового» (Кол 3, 9). Глаголы указаны в прошедшем времени, говоря о том, что случилось во время крещения. Но христианин должен переживать свое крещение ежедневно. Всю жизнь он должен будет совлекать с себя «плеонексию» и облекаться в сокровище жизни Христа. Христианская жизнь - это не статичное «состояние», в которое входят раз и навсегда, а состояние живое и динамичное. Человек, принявший крещение и ставший «новым человеком», обязан ежедневно «обновляться в познании по образу Создавшего его» (Кол 3, 10).

         Новая жизнь включает в себя также новый критерий для определения ценности человека. Отныне человека нельзя оценивать по расе, национальности, по жизненным обычаям, богатству, цвету кожи или по физическим и умственным способностям. Павел говорит: «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем - Христос» (Кол 3, 11). Христос для христианина становится единственным обязательным критерием оценки. Он становится «Сокровищем», которым мы владеем не в эгоистическом смысле - для угнетения, эксплуатации или унижения других, но в качестве основы для определения достоинства и судеб других людей, и для того, чтобы служить им, как это делал Иисус Христос.

 

Жизнь не зависит от денег

 

         В сегодняшнем Евангелии говорится, что какой-то человек пришел к Иисусу и сказал Ему: «Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство». Но Иисус ответил ему: «Кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк 12, 14). Итак, Иисус решительно отказывается рассудить дело о наследстве, так как Он пришел не для решения  подобных вопросов. Он пришел не для того, чтобы научить народ правовой, экономической или социальной системе. Он не пожелал взять в Свои руки никакую власть - ни экономическую, ни политическую. Иисус проповедует справедливость, любовь к беднейшим, освобождение от любой формы рабства. Но Его проповедь - это не человеческая идеология, не какая-либо экономическо-социально-политическая теория. Любая идеология, которую в этом случае обычно подразумевают, несет риск превратиться в повод для самооправдания человека, отвергшего собственное сверхъестественное предназначение. Попробую объяснить этот момент подробнее. У человека есть два пути: либо преодолеть себя, победить свою замкнутость, признать, что «центр тяжести» его жизни (его «сокровище») находится вне его, и осознать, что спасти его может только Бог. Либо человек делает себя «центром мироздания», творит самого себя «сокровищем», возводит свои собственные эгоистические интересы в ранг закона, строит жизнь, основываясь исключительно на собственных силах. В первом случае человек приходит к обращению, к стремлению к жизни согластно Божьей воле, а во втором случае - ко греху и к идеологии, оправдывающей любые грехи.

         Таким образом, если какая-либо идеология пытается дать абсолютный ответ на проблему бытия, она становится оправданием отчуждения человека от Бога.

         Человек из первой притчи, пришедший к Иисусу, ищет только авторитетного толкования закона, которое даст ему возможность заполучить свою часть имущества. Богач из второй притчи думает только о том, как накопить богатство, чтобы жить спокойно и безбедно. Первому человеку Иисус не отвечает напрямую, косвенно указывая, сколь узок его жизненный горизонт, когда Он говорит другим: «жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Второго человека Он упрекает, что тот обогащается исключительно в своих целях («собирает сокровища для себя»), т. е. из эгоистичных побуждений, не думая ни о Боге, ни о смысле и цели своей жизни.

         На самом деле, «идеология» имеет прво на существование только как способ направлять людей, но она всегда временна и относительна. Идеология способна дать только частичный ответ, не охватывающий все аспекты бытия; по сравнению с Евангелием, идеология нуждается в постоянных исправлениях. Иными словами, мы не сможем достичь спасения, построя идеальный экономический, социальный или политический строй. Следовательно, мы должны будем всё снова и снова пытаться найти ответ на  новые вопросы, сознавая, что мы не находимся на уровне «абсолюта» - Бога.

 Суть не в том, чтобы принимать определенные законы или проводить определенную политику; суть в том, чтобы человек обратился к истинному Богу, Который явил и даровал ему Себя в Иисусе Христе. Только новый человек, спасенный Иисусом Христом, может породить новый мир! Победа над человеческим отчуждением, т.е. способность существования в истине и любви является Божьим даром.

         «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк 12, 21). Каждая идеология удерживает человека в самозамкнутости, ибо она не принимает Бога в расчет, или нарпротив, пытается противостоять Богу.

Евангелие отрицает любые формы проявления идеологии. Евангелие не является теорией: ни политического, социального или экономического строя. Однако оно имеет силу направлять человеческие взаимоотношения, ибо обращение человека к Богу, является единственным критерием человеческого поведения.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More