Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Путь жизни

 

3 Цар 19, 4-8; Пс 34 (33), 2-3.4-5.6-7.8-9 (Пр.: 9a); Еф 4, 30-5, 2; Ин 6, 41-51

        

       У каждого из нас есть свой опыт путешествия. приобретенные в пути впечатления сегодня стали обыденностью настолько, что уже не оставляют значительного следа в душе, и путешествие почти утратило свое былое богатое символическое значение. На самом деле, «путешествие» символизирует нашу жизнь. С самого момента рождения мы находимся в пути, хотя мы не выбирали ни станцию отправления, ни станцию назначения. Поэтому мы задаемся вопросами о  происхождении нашего пути и о его окончательной цели, а также о том, как сделать, чтобы это таинственное путешествие было нам в радость. Как не превратить нашу жизнь в бегство от цели или бессмысленное «движение ради движения» согласно глупому лозунгу: «пока лодка плывет, позволь ей плыть куда угодно». Единственное условие, необходимое, чтобы не сбиться с пути, не зная ни станции отправления, ни станции назначения – это узнать смысл своего происхождения и окончательную цель жизни.  Малодушие, скука, жалобы на тяготы жизни – постоянные соблазны в пути, где нет радости, поскольку смысл этого пути человеку неизвестен.

 

Путь пророка  

 

         Даже такой великий пророк как Илия, одержавший победу над лжепророками (3 Цар 18), может переживать агонию психологической фрустрации и разочарования (3 Цар 19,1-8). В такие моменты человеку больше всего на свете хочется убежать, укрыться где-нибудь в незнакомом месте, умереть. То же самое случилось и с Илией, который, испуганный и подавленный угрозами царицы Иезавель, «встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою», «ушел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом и просил смерти себе».

         Господь послал Ангела, который принес пророку пищу. и «подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божьей Хорива». Встретившись с Богом, Илия вновь получил призвание: «Пойди обратно своею дорогою...!» (срав. ст. 15).

         То, что для Илии поначалу было «бегством», становится «паломничеством» на гору Явления - Хорив. И хотя вначале он бежал из-за угрозы царицы Иезавель, но на гору Хорив его привела Божья сила. Именно на горе Хорив (другое название горы Синай) зародился израильский народ. Илия путешествует к источнику Божественного Откровения и веры своего народа и там находит духовную энергию для своей дальнейшей жизни. Сперва пророк бежал с целью спастись, потом – с целью умереть, однако Бог дарует ему жизнь!

         Путешествие Илии проходит по предельным граням человеческого бытия, там, где подстерегает смерть: отчаяние, усталость от жизни, пустыня. Таинственную и удивительную встречу с Богом на горе Хорив он тоже воспринимал как нечто опасное и ужасающее. В действительности эта встреча стала для пророка источником жизни. Благодаря «пище», которую дал ему Бог, Илия преобразился, выдержал испытание и смог начать новый этап своей жизни. Пророк не знал, что Бог Сам привел его в пустыню, чтобы дать ему эту пищу, слово и Свое присутствие. Он полагал, что пришел туда по своей воле, однако Бог направлял его шаги. Илия признается: «остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее». (ст. 10). Но, подкрепленный божественной пищей, Илия почувствовал, что он не одинок, и перестал бояться смерти.

 

Поведение в пути  

 

         Апостол Павел в своем Послании к Ефесянам перечисляет условия спокойного и приятного путешествия: «Не оскорбляйте Святаго Духа Божья, всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Все перечисленное Павлом соответствует плодам, которые Илия ощутил в своей жизни после вкушения небесной пищи, так что он смог продолжить путешествие. Сила этой пищи идентична действию Святого Духа, которого мы получили в Крещении, как об этом пишет святой Павел в вышеуказанном фрагменте. Это наставление представляет собой «проповедь» христианам, только что принявшим Крещение, которым они запечатлены на день искупления.

         У христианина есть великолепный образец Путника - Иисус Христос.  Апостол Павел наставляет нас подражать в поведении Иисусу, «как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу». Жить по-христиански означает «пройти земной путь» также, как Иисус - с любовью и самопожертвованием ради других. А подражая Иисусу, мы подражаем Самому Богу, поскольку в Иисусе воплотилась полнота Божественного Откровения.

         Но Иисус – не только образ или символ;  Он также дарует нам силу Своего Духа, чтобы мы могли вести себя в «пути», как Он – т.е. чтобы мы путешествовали в любви. Только так наша жизнь может стать «приношением и жертвой Богу, в благоухание приятное», т. е. мы сможем жить в единении с Богом, и возвращаться к Его  источникам и пить из них.

 

Хлеб жизни

 

         Жизнь Израильского народа в ветхозаветные времена представляет собой путешествие из Египета через пустыню к свободе в Земле Обетованной. Об этом напоминает Иисус, говоря: «Отцы ваши ели манну в пустыне». Бог заботится о Своем народе и питает его манной.

         Жизнь - это путь, целью которого является Сам Бог. Поэтому Иисус обещает нам не только землю, где люди остаются смертными, но и воскресение и жизнь вечную («...и Я воскрешу его в последний день;... верующий в Меня имеет жизнь вечную»). «Обетованная земля», окончательная цель человеческого пути – это вечная счастливая жизнь в единстве с Богом. Иисус пришел, чтобы открыть для нас этот путь. Именно поэтому Он «сошел с небес». Эта фраза повторяется в данном литургическом отрывке четыре раза (Ин 6, 41-51).

         Иисус говорит о необходимых условиях для достижения этой цели. Прежде всего, Иисус - это Путь (Ин 14, 6). Следовательно, мы должны прийти к Нему (формула «придите ко Мне» повторяется очень часто). Но чтобы прийти к Иисусу, мы должны позволить Отцу привлечь нас к Себе, т.е. слушать Его внутренний голос и внимать Его Слову, которое дается нам в Священном Писании и посредством учения Церкви. Все это включает в себя веру. Ибо вера - это путь, по которому мы идем к Иисусу.

         Также в сегодняшнем фрагменте евангелия Иисус называет Себя «Хлебом, сшедшим с небес». Иисус – это Хлеб Небесный, дарующий жизнь: «ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Хлеб, даруемый Иисусом – это Его  «Плоть», т.е. сама Его жизнь, принесенная в жертву ради других. Этими словами Иисус говорит о Своем намерении пожертвовать Собой вплоть до крестной смерти - о даре своей конкретной человеческой жизни в истории ради спасения мира.

         Так где же мы можем найти Бога и силу, необходимую для жизни? Иисус предлагает нам Свой «хлеб», включающий в себя таинственную привлекательность Небесного Отца, написанное и проповеданное Божие Слово и сам дар Иисуса в Пресвятой Евхаристии. Во время каждой Святой Мессы мы присоединяемся к пути Иисуса и учимся жертвовать своей «плотью» ради жизни мира, как это сделал Он, чтобы достичь воскресения из мертвых в последний день.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More