Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Время принимать решение

 

Прем 18, 6-9; Пс 33(32), 1 и 12.18-19.20 и 22 (Пр.: ср. 12); Евр 11, 1-2.8-19; Лк 12, 32-48

 

         Основная тема проповеди Иисуса резюмирована в Евангелии от Марка (Мк 1, 15): «Исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». Присутствие Иисуса определяет осуществление спасения в полной мере: это время, когда приходит спасение, это время принятия решения, т. е. обращения и выполнения Божьей воли. Если мы заглянем в глубину нашей души и посмотрим вокруг себя, нам наверняка покажется, что ныне - время нерешительности, неуверенности, сомнений и страха. Или, наоборот, время  властителей, время надменной и гордой самоуверенности.

         Иисус призывает нас стать настоящими, аутентичными людьми, в то время как современная культура, зачастую, толкает нас стать частью серой массы, подчиниться философии толпы. Навязывает нам страх пред трудностями и страданиями, потакает нежеланиям человека принимать решения и нести ответственность. Не только у отдельных лиц, но и в обществе существует возможность прогресса, роста и развития – либо напротив, деградации, упадка и разложения. Сомнения во всем,  длительная неуверенность и нерешительность, неспособность принять основные решения - это  недвусмысленные признаки  упадка.  Осознаем ли мы настоящее, в котором живем,  умеем ли мы радикально, разумно и ответственно принимать решения?

 

Главный выбор

 

         Сегодняшний отрывок из Евангелия состоит из двух притч: притчи о бодрствующих слугах (ст. 35-38) и притчи о благоразумном домоправителе (ст. 39-40). Положение ученика Христова в настоящее время характеризуется «бодрствованием», т. е. необходимостью ждать и делать выбор. Эта радикальная необходимость вызвана чрезвычайной важностью текущего момента: именно сейчас мы принимаем решение, определяющее нашу вечную жизнь - а именно, решение веровать или не веровать.

         Слуги должны быть всегда «на службе»: «препоясанные чресла» (ст. 35) обыкновенно были у тех, кто собирался куда-либо идти, работать или сражаться. «Горящие светильники» (ст. 35) указывают, что слуги бодрствуют «ночью» в ожидании своего господина  (ст. 36). Эти два выражения означают, что слуги должны занимать позицию готовности, решимости и бдительности. Мотивом такой позиции является возвращение господина (ст. 36). Неважно, когда он вернется, придет ли он к полуночи или под утро (ст. 38). Час возвращения не важен, он может свершиться раньше или позже. Важна  готовность и бдительность.

         Во второй притче (ст. 39-40) сравниваются не Сын Человеческий с вором или ученики - с хозяином, а две ситуации: бдительность хозяина и бдительность учеников. Это наставление касается сиюминутного поведения, мотивированного пришествием «неизвестного»,  вора или Сына Человеческого.

         В центре этого поучения стоит пришествие (парусия) Сына Человеческого. Из этого следует необходимость обращения и покаяния, которые и означают готовность и бдительность. Пришествие Христа свершится «ночью» (ст. 38) или «в час, когда не думаете» (ст. 40). Строить апокалиптические расчеты здесь невозможно. Эта «ночь» означает момент настоящего времени, однако конкретный час возвращения Господа остается неизвестным. Пришествие Господне будет означать начало вечного дня спасения. В нашем мире, погруженном во тьму и находящемся под властью лукавого (срав. 1 Ин 5, 19), христианин обязан бодрствовать. Но эта бдительность – не призыв к отречению от мира, а активное участие в борьбе (ст. 35). Бдительность и верность Господу - это напряженное ожидание Его будущего пришествия, а не безразличие к текущей жизни. Прежде всего, бдительность требует нашего обращения и нашей веры, решительного избрания Бога и Его власти, нашей готовности предстать на Суд Божий. Бдительность для нас является возможностью, данной нам в настоящем. Последний день будет «плодом», который долго «вызревал» в течении каждого момента настоящего. Здесь и сейчас мы готовимся к последнему дню – встрече со Христом.

         Бдительное ожидание встречи с Иисусом Христом принесет нам награду - вечное блаженство (ст. 37-38). Но это блаженство ожидает нас не только в далеком будущем, ибо ученик Иисуса уже сейчас знает, что участвует в нем, потому что пришествие Божьего Царства не является исключительно вопросом будущего. Каждый момент ценен и наполнен счастьем, ибо любое мгновение настоящего может стать моментом встречи с Господом. В этом свете даже смерть перестает казаться страшным и ужасным событием, превращаясь в единение с воскресшим Иисусом. С другой стороны, смерть может прийти в любой момент и если мы не будем бдительны, мы можем утратить все. Иисус говорит об этом следующим образом: «…что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк  22, 46).

 

Избрать веру

 

         Отрывок из Послания к Евреям призывает нас сделать свободный выбор в пользу веры и приводит пример праотцов, «героев» и образцов веры. «Вера же есть осуществление ожидаемого» (ст. 1), она является добровольным повиновением Богу («Верою Авраам повиновался  призванию...», ст. 8), ожиданием и надеждой («ожидал города... которого художник и строитель – Бог», ст. 10), уверенностью в неисчерпаемых Божьих возможностях, как в случае с Саррой (срав. ст. 11-12), поиском небесного отечества (ст. 14),  уверенностью, «что Бог силен и из мертвых воскресить» (ст. 19). Итак, вера означает свободное повиновение человека Богу и надежду на Его бескорыстное милосердие и спасительное действие, которое невозможно предугадать. И когда Бог явит Себя, все человеческие устремления и чаяния исполнятся в степени, превосходящей всякую меру. Вера рождается тогда, когда человек умеет ждать неожидаемого, предвидеть непредвидимое!

         Решение избрать путь веры - это не выбор, совершаемый на основании заранее известных человеческих норм и условий, а выбор, который делается на основании неожидаемого и непредвидимого события, когда Бог идет навстречу человеку. Непредвидимое осуществилось в Иисусе Христе, и мы призваны Им к выбору. Мы можем  попытаться превратить Иисуса в «реальность», не имеющую для нас большого значения, критиковать Его или вовсе изгнать из наших душ, чтобы избежать необходимости принимать решение, но это было бы недостойным и безответственным поступком.

 

Ночь спасения

 

         Первое чтение из Книги премудрости Соломона показывает нам, как верующий еврей не избегает требования, связанного с воспоминаниями о прошлом, о времени перед празднованием первой Пасхи. В это пасхальное воскресенье евреи отмечали праздник спасения: «Та ночь была предвозвещена отцам нашим (т. е. праотцам)». Это то же самое, что сказать: Бог испокон веков думал о спасении Своего народа! Спасение было обетованием, и поэтому «народ Твой ожидал спасения праведных…» (ст. 7).

         Автор применяет местоимение «мы», причисляя себя и поколение своего времени к этому пасхальному событию. Также каждый читатель в соответствующий момент подразумевает под этим «мы» себя и своих современников. Пасхальное событие - это не событие прошлых времен, а событие, современное каждому поколению людей. Отмечая это событие, верующий народ обретает свою тождественность, принимает «Божий закон», т. е. божественный завет, и берет на себя обязательство делиться всем с братьями («…чтобы святые равно участвовали в одних и тех же благах и опасностях», ст. 9).

         Мы переживаем «спасение праведных» (ст. 7) во время литургии, прежде всего - в пасхальной жертве, как обязательство и решение верующего народа принимать участие в Божием даре. Поэтому литургическое празднование не содержит ничего «магического». Оно требует серьезного и свободного жизненного усердия, задействования человеческой свободы для заключения союза с Богом, и реализуется в крепкой братской любви.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More