Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

19-е рядовое воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Где же Господь?

3 Цар  19, 9a.11-13; Пс  85(84), 9ab-10.11-12.13-14 (Пр.: 8); Рим 9, 1-5; Мф 14, 22-33

             В истории религий и философских учений человечества мы видим несметное количество путей, проторенных человеком  в течение веков в поисках Бога. В этих поисках человек опирался либо на Вселенную, либо на человеческий опыт и историю. Давайте рассмотрим космологический путь, использующий опыт человечества в качестве отправной точки для познания Бога. Человек нередко - прежде всего, вследствие неустойчивости, изменчивости и случайности событий мира сего - ссылался на Бога как на неизбежную объединяющую силу.

            В этом случае может статья, что человек, размышляя о сути познанных вещей и явлений, «создаст» представление о Боге, похожем на Свое творение, либо отождествит Его с неограниченной властью. Возникает соблазн воспринимать Бога как некое таинственное и могущественное Творение, т.е. отождествлять Его с идолом. Но Священное Писание показывает нам Бога, Который отличается от человека и является не предметом и не явлением, а Личностью и Целью, которых мы не сможем целиком постичь ни поисками, ни ожиданием, ни слушанием.

 

Присутствие Господа

 

            Пророка Илию преследуют враги, желая предать смерти, поэтому он бежит из  царства Ахава в пустыню, к горе Хорив. Его «путешествие» на Божью гору символизирует возврат в прошлое, к источникам веры израильтян, поскольку Хорив отождествляется с горой Синай. Илию зовет Господь, Который желает явиться ему. Господь говорит ему: «выйди и встань на горе пред лицем Господним» (ст.11). Но каков наш Господь? Божье присутствие обыкновенно проявлялось в вихре, в землетрясении, в огне. Но Илия не находит Господа в вышеперечисленных явлениях. Господь является ему на горе Хорив в веянии тихого ветра.

            Ханаанский бог Ваал считался богом грозы, повелителем грома и молний, перед которым тряслась вся земля. Но Господь совершенно непохож на Ваала. Бога Яхве можно ощутить в «веянии тихого ветра» (ст.12), т.е. в парадоксе, объединяющем «звук» и «тишину». Мы действительно ощущаем Бога одновременно как присутствующего и как неприсутствующего, как близкого и как отдаленного, как звук и как тишину. Его «присутствие» состоит в том, что Он «проходит». Илия понимает, что Бог является невообразимой и непонятной тайной, которую нельзя сравнивать с сотворенными предметами и явлениями, Он всегда находится «вне» земных явлений и «намного их превышает».

            Бог дается и отнимается, Он является и скрывается. Бог Илии - это близкий Бог, Который говорит с ним и призывает его, но при этом Он абсолютно трансцендентен, сверхестественен, таинственен. Бог находится там, где человек ищет Его, подобно Илии, но Он никому не позволяет «поймать» Себя. Бог является другом Илии, спутником в пути, ходатаем, наперсником, но Он всегда превышает и отличается от человека, для которого является Господом.

 

Бог израильтян

 

            Апостол Павел изначально был фарисеем, он никогда не скрывал своего иудейского происхождения, более того - у него была «великая для него печаль и непрестанное мучение сердцу его» из-за его братьев, «родных ему по плоти», ибо они не уверовали в Иисуса Христа. Он открыто заявляет, что желал бы «сам быть отлученным от Христа за братьев моих». Бог действительно избрал Израильтян в качестве Своего народа и открыл перед ними подлинный путь к спасению: «усыновление, и славу, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования, и отцов». Прежде всего, «от них по плоти происходит Христос».

           Поэтому иудеи и христиане обладают огромным общим духовным богатством: израильский народ является корнем христианской Церкви, «ибо дары и призвание Божие непреложны» (Рим 11, 29). Согласно словам апостола, подтвержденным Вторым Ватиканским Собором, «…народ, в отношении к избранию возлюбленный ради отцов, ибо дары и призвание Божие непреложны (ср. Рим 11, 28-29)» (Догматическая конституция о Церкви  Lumen Gentium 16). Поэтому Церковь осуждает и отвергает всякую форму антисемитизма и ищет Бога совместно с иудеями - не для того, чтобы возвратиться к Ветхому Завету, но для того, чтобы стать спутницей тех, из чьего народа родился Иисус Христос. Бог Иисуса Христа обретается также и в Ветхом Завете и в израильской вере.

 

Божий Сын

 

            Иисус идет навстречу Своим ученикам «по морю», что, согласно Священному Писанию, является типичной деятельностью Бога (срав.Иов 9, 8;38, 16). Когда ученики увидели, как Он идет по морю, они встревожились и восклицали в страхе: «Это призрак!». Они не сразу узнали Иисуса, который является «с нами Бог» (Мф 1, 23). Иисус обращается к ним словами: «это Я» (ст.27), пользуясь при этом выражением, означающим Самого Бога (срав.Исх 3, 14; Ис 43, 1.3.10-11).

            Петр также хотел принять участие в божественной власти Иисуса, поэтому попросил Иисуса дать ему возможность ходить по воде. Иисус ответил ему: «Иди!». Но Петр заблуждался, думая, что он сможет отвергнуть свое человеческое естество с его проблемами, неуверенностью и ограничениями. Он полагал, что Иисус пришел для того, чтобы «освободить» человека от его человеческого естества явным и заметным чудом. Поэтому он начал тонуть и воскликнул: «Господи! спаси меня.» А Иисус упрекнул его: «Маловерный! Зачем ты усомнился?».

            Петр усомнился в том, что Иисус - действительно Сын Божий, что Бога следует искать именно в Иисусе. «Бывшие с Ним в лодке» - это христианская община, исповедующая: «истинно Ты Сын Божий». Бог действительно открылся нам в Иисусе! Нам следует искать Его не в чудесах, как считал Илия, а в благословенном и таинственном Провидении, с которым Он наблюдает за нами и оберегает нас в любой момент нашей жизни, тогда, когда Его присутствие подобно «веянию тихого ветра».

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More