Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

1-е воскресенье Адвента

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Тайна времени

 

Ис 2, 1-5; Пс 122(121), 1-2.4-5.6-7.8-9 (Пр.: ср. 1); Рим 13, 11-14; Мф 24, 37-44

 

         Время, в нашем человеческом понимании, которое мы делим на года, месяцы и часы, не имеет с богословской точки зрения, особого значения. Но если мы воспринимаем это время, как время «благоприятное», дарованное нам Богом для нашего спасения, оно приобретает более важное значение к бытию человека.  

И если мы желаем постичь значение времени в жизни Иисуса Христа, то мы приходим к осознанию того, что время является «тайной» - благодатью, которую дает нам Бог.

Речь уже не идет о времени, в привычном нам смысле слова, а о «времени благоприятном» - «времени спасения». Начало литургического года – время Адвента - заставляет нас задуматься о «литургическом времени» не только как о хронологическом измерении, но и как о символическом и таинственном измерении человеческой жизни в сравнении и связи со «временем» благодати и исторической жизнью Иисуса Христа. С литургической точки зрения фраза «ничто не ново под Луною» неверна. Каждый праздник, каждый новый литургический год, приносит нам всегда актуальное благовествование о Боге, которое никогда не может превратиться в нечто обыденное. Поэтому «наше время», благодаря празднованию тайн жизни Иисуса Христа, наполняется «Божиим временем» и его спасительной деятельностью. «Литургическое время» преображает наше время в его обычном понимании и придает ему смысл.

 

Время спасения

 

         Второе чтение из Послания св. ап. Павла к Римлянам призывает нас к христианскому пониманию истории. После размышления о деле спасения, которое осуществил Иисус Христос, апостол во второй – паренетической (паренеза - наставление) - части своего Послания к Римлянам переходит к размышлению об этических задачах христиан, от которых мы не можем отказываться, если хотим достоверно понять текущий исторический момент нашей жизни. Ночь невежества уже позади, ибо Христос пробудил нас от «догматического сна незнания Бога» и в крещении дал нам возможность войти в Его время, в день, озаренный вечным светом. Из этого исходит нравственное требование: «отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света».

         Поэтому наше настоящее время не праздное, не пустое, не бессмысленное, оно не является исключительно временем ожидания будущего и далекого спасения. Оно уже является временем спасения, временем обретения дара божественного света, временем присутствия благодати и жизни Христа в нас. В той мере, в которой мы облекаемся в Господа Иисуса Христа, мы получаем возможность жить новой нравственной жизнью, которая по-настоящему проявляет жизнь Христа в нас. Только Христос является источником и критерием добра и зла: только человек, «облекшийся» в Него, может обладать истинно нравственным поведением.

         Но это не значит, что мы исключаем возможность наличия добра, чести и любви вне видимых границ Церкви. Мы лишь подчеркиваем, что все добро исходит исключительно от Иисуса Христа, независимо от того, где оно проявляется. В начале одиннадцатого стиха тринадцатой главы Послания к Римлянам, апостол Павел напоминает нам, что мы должны осознать какое сейчас время: «Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали». Это первая христианская «заповедь»: понимать значение и ценность настоящего времени, наполненного присутствием Христа.

Именно к этому пониманию времени нас приводит литургия.

         Неупорядоченная жизнь, проводимая в кутежах и пьянстве, сладострастии и распутстве, ссорах и зависти, ведет к утрате осознания «смысла» времени. Такая жизнь превращается в бесплодную попытку забыть о прошлом, не думать о будущем, и в утрату «благодати» настоящего.

 

Мы в ответе за наше будущее

 

         Каким образом верующий человек несет ответственность за будущее? Ответ на этот вопрос мы можем узнать в первом чтении (Ис 2, 1-5). Пророк говорит о том, что произойдет в «последние дни», т.е. не в самом конце мира, но в определенном «будущем». В каком именно будущем? Пророк не называет точное время. Он лишь направляет наше внимание на возможность создания нового мира, иного, миролюбивого общества, в котором люди «перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».

         Но для подготовки этого мирного будущего необходимо, чтобы Божий народ, который в этом тексте символизируют гора Сион и город Иерусалим, шел по путям и тропам Господним и жил в соответствии с Господним законом и словом. Если сообщество верующих сможет создать модель миролюбивого и братского общества, оно привлечет к себе все человечество, вследствие чего «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню».

         Такова ответственность Божьего народа, стоящего «как холм на вершине гор, который выступает над всеми холмами!». Божий народ, по словам Иисуса, должен быть подобен «городу, стоящему на вершине горы», служить примером и светом для всех людей: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф 5, 14). Церковь, согласно документам Второго Ватиканского Собора, является знаком и путем спасения для всего человечества, т.е. несет огромную ответственность за будущее всего человечества.

 

Готовность и бдительность

 

         Весь сегодняшний отрывок из Евангелия (Мф 24, 37-44) призывает нас к бдительности. Его можно условно разделить на три части:

а) стихи 37-39 - эта часть ссылается на события прошлого, на время Ноя, когда люди жили, полностью углубившись в свои земные заботы, и «ничего не заметили»;

б) стихи 40-41: Христос придет. Он придет в конце времен, внезапно, и застигнет нас посреди нашей повседневной деятельности - и горе нам, если мы не будем готовы к Его пришествию!

в) стихи 42-44: мы должны бодрствовать и готовиться к пришествию Господню, живя согласно Евангелию.

         Бодрствовать означает не только «быть внимательными», но, по мнению Матфея, оно синонимично «практическому выполнению» слов Иисуса. Бодрствовать - значит по-настоящему действовать согласно Евангелию, воплощать Евангельские принципы на практике. В стихах 40-41 мы читаем о таинственном примере: двое работников выполняют в поле одну и ту же работу, две женщины мелют зерно в жерновах, но они отличаются друг от друга не по признаку внешней деятельности. Их деятельность одинакова, отличается лишь их внутреннее расположение. Из этого примера отчетливо следует, что «бодрствовать» означает прилежно трудиться с правильным внутренним намерением. Мы должны действовать бдительно в течение всей нашей жизни. Мы не были бы готовы к пришествию Господа, даже если бы знали его день и час, если бы при этом мы не пытались беспрерывно жить надлежащим образом. Итак, бодрствовать не означает непрестанно тревожиться или жить в страхе перед смертью. Бдительность - это не лихорадочное и беспокойное ожидание будущего, а спокойная и смиренная надежда человека, который ежедневно прилежно трудится и хранит верность Евангелию.

         В начале литургического года мы обращаем взор на второе, окончательное пришествие Господа нашего Иисуса Христа, т.е. на ожидание свершения всей истории. Этому способствует образ пути: «В дом Господень с радостью пойдем.» (припев ответного псалма). Действуя таким образом, мы научимся с помощью литургии (и библейских чтений) распознавать «смысл» времени. Тогда время перестанет восприниматься нами как обыкновенная бессмысленная последовательность событий и станет путем к истинной цели.

         «Господь ваш придет» (Мф 24, 42): мы не находимся на тупиковом пути. Но как же нам стать на путь, ведущий к Иисусу Христу? Говоря вкратце, мы должны соблюсти следующее условие: «Итак, отвергнем дела тьмы… облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа  -  бодрствуйте и будьте готовы!»

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More