Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Искушения и верность Богу

 

Втор 26, 4-10; Пс 91(90), 1-2.10-11.12-13.14-15 (Пр.: ср. 15b); Рим 10, 8-13; Лк 4, 1-13

 

         Начинается Великий пост. В этом моменте, мы задаемся вопросом: что мы должны делать, чтобы продуктивнее прожить время Великого поста? Многие пассивно ожидают рекомендаций и прямых «указаний с кафедры». Среди великого множества проповедей и предложений есть все-таки одна рекомендация, заслуживающая более пристального внимания, к которой призывает нас сегодня апостол Павел. Это - призыв обратиться к Богу,  твердо уверовать в Него: «всякий, верующий в Него, не постыдится». Все прочие предпринятые инициативы должны помогать нам возрастать в нашем обращении к Богу и в вере в Него. Это означает, что время Великого поста является для нас призывом поставить Бога на первое место – прежде и превыше всего. Мы переживем время Великого поста «правильно», только если ощутим в глубине души и безоговорочно уверимся в том, что без Бога мы не сможем жить. Если мы в это время поймем, что Бог необходим нам более, чем хлеб, слава или «прибыль» любого рода – значит, мы переживем Великий пост правильно.

 

Три искушения

 

         Искушения Иисуса типичны: они включают в себя большинство искушений, касающихся каждого из нас. В начале сатана искушает Иисуса, чтобы тот превратил камень в хлеб, став благодетелем человечества. Мы также испытываем искушение полагать, что разрешим все проблемы людей, дав им достаточно пищи, обеспечив благосостояние, стабильную работу и уверенность в завтрашнем дне. Почему эти вроде бы хорошие вещи становятся искушением? Послушаем, что Иисус ответил сатане: «Написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божьим». Иисус говорит, что людям в первую очередь необходим Бог, Который является гораздо большей ценностью, чем хлеб. Хотя мы и помним момент Евангелия, в котором Иисус помог людям, утолив их голод умножением хлебов – это было не самое важное Его деяние.

         Даже если бы, как во время искушения, Иисус стоял перед альтернативой накормить людей или открыть им путь к Богу,  - Он избрал бы второе. Хлеб не спасет людей от отчаяния и смерти, от зла и страданий. Но Бог сильнее смерти, поэтому только Он делает людей счастливыми, дает им полноценную жизнь. Не будем забывать, что великопостное время –  это время совершения дел милосердия: молитва, пост и милостыня. Будем стараться помочь людям на пути к Богу, и не забывать о наших ближних, нуждающихся в помощи.

         Вторым искушением является стремление господствовать над всем миром. Мы тоже испытываем соблазн верить, что власть дарует величайшее благосостояние и счастье, что она дает нам возможность самим жить хорошо и активно помогать другим. Но Иисус отвечает на это искушение так: «Написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». Власть не приносит спасения, не делает людей счастливыми, не улучшает их жизнь, а напротив - угнетает, уничтожает, ведет к смерти. Единственный, кто может даровать нам жизнь - это Бог. Власть помогает нам заполучить многое, но эти приобретения не делают людей по-настоящему счастливыми. Бог же дарует нам Себя Самого, Свою жизнь, Свою истину. Бог дает нам подлинную жизнь и счастье. Мы проведем время Великого поста с пользой, если нам удастся избавиться от необузданного желания обладать, обогащаться и властвовать. Если мы действительно поставим Бога превыше всего, если мы будем поклоняться Ему,  а не разврату, богатствам, наслаждениям, власти и славе, тогда наш пост будет истинным и настоящим. Время поста – подходящее время, чтобы уничтожить всех идолов и отречься от упования на все другие «силы», кроме Единого Бога.

         Третье искушение - самое сильное и опасное: мы считаем, что способны подчинить своим желаниям даже Самого Бога. Иисус говорит: «не искушай Господа Бога твоего». А мы часто придумываем какого-то «бога» для личного применения и в соответствии с нашими потребностями, «бога», к которому мы можем относиться, как нам заблагорассудится. Само собой разумеется, этот «бог» не является истинным Богом - абсолютно свободным и трансцендентным, таинственным и непогрешимым. Бог – это абсолютная Свобода: такова истина, которую сообщает нам Иисус. Смысл нашей жизни – не в каких-либо предметах или даже живых существах, а в абсолютной и любящей Любви. Нам хотелось бы «влиять» на Бога и признавать только Бога, полностью соответствующего нашим, зачастую, ничтожным замыслам и желаниям. Сложность веры состоит именно в трудности полностью и с доверием предать себя в руки абсолютной, неизведанной и непредсказуемой, но всегда милостивой Божией воле. Мы продуктивно проведем время поста, если научимся, подобно Иисусу и вместе с Ним, полностью и безоговорочно доверять Богу. Это значит, что мы должны научиться перестать полагаться только на себя при планировании нашей жизни. Мы должны преодолеть самих себя и отказаться от предубеждения, что мы должны «что-то» оставить для себя, оставить в своем сердце «кусочек» пространства, в которое мы не хотим пускать Бога, не осознавая при том, что обманчиво считаем себя и только себя хозяевами нашей жизни. Иисус же говорит, что только Бог дает нам возможность жить.

         В начале Великого поста чрезвычайно важно, чтобы мы познали самих себя: кто мы и какие мы? Давайте зададимся вопросом: «Чего я больше всего желаю в этой жизни?» И мы обнаружим, что три искушения Иисуса – это и наши искушения. Но Иисус на собственном примере показал нам, как мы можем и должны их преодолеть, а именно - полагаясь только на Бога! Будем же усердно исполнять наши повседневные дела и обязанности, всецело полагаясь на Бога, поставив Его на первое место в своей жизни. Тогда наша жизнь изменится, и мы вновь обретем радость.

 

Слово веры

 

         Иисус отвечает на соблазны сатаны, ссылаясь на написанное Божие слово. Будучи верным Богу, отвергает дьявольские искушения.

В таком ключе, продолжаем размышлять о словах апостола Павла из сегодняшнего второго чтения: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».

         Здесь апостол Павел резюмирует суть христианской веры: уверовать, что «Иисус является Господом». Человек из Назарета воскрес из мертвых, Он живет с Богом и в Боге и является Господом, несущим нам спасение и оправдание. Если мы уверуем всем своим естеством («сердце» и «уста» означают всего человека), то мы обретем спасение от Господа Иисуса. Веровать означает действовать так, как действовал Иисус во время искушений – т. е. полагаться на Бога более, нежели на кого-либо или что-либо иное. Веровать – означает предоставить Богу возможность управлять нашей жизнью, отказавшись от соблазнительного желания быть хозяевами собственной жизни, оставляя за собой «последнее слово». Бог дает нам единственную возможность  жить по-настоящему.

 

История спасения

 

         Наша вера является продолжением веры,  которую исповедовал иудейский крестьянин, приходя в храм, чтобы пожертвовать Богу первые плоды из нового урожая. Его исповедание веры выглядело как повествование об истории спасения, пережитой израильским народом, в первую очередь - о «существенном периоде» этой истории, начиная с Авраама («странствующего Арамеянина») и вплоть до прихода в Землю обетованную. Подобным исповеданием веры человек признает, что Божие спасение действительно присутствует в истории человечества: Израиль ощутил его на себе. Но это  переживание спасения в истории «включено» в жизнь Иисуса Христа как историческое и исключительное событие. Каждое событие в истории становится событием истории спасения по отношению к «исключительному» историческому событию - жизни Иисуса - и находится в зависимости от него.

Время поста приглашает нас заново открыть спасение, приходящее от Иисуса Христа, как в личной повседневной жизни, так и в жизни общины: только Христос может дать нашей жизни окончательный смысл и спасительную ценность. Кроме Него, нет никого другого, кто мог бы даровать нам жизнь и спасение. Мы сможем продуктивно провести время поста как время обращения и веры, если заново откроем для себя Иисуса как нашего Спасителя.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More