Литургический год 2019-2020\ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

1-ое воскресенье Великого Поста 

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Путь обращения

 

Быт 2, 7-9; 3, 1-7; Пс 51(50), 3-4.5-6а.12-13.14 и 17 (Пр.: ср. 3a); Рим 5, 12-19; Мф 4, 1-11

 

         Время Великого поста - это время обращения, подразумевающего необходимость признать собственную греховность и попытку начать новую жизнь. То, что мы - грешники, мы узнаем прежде всего из библейских чтений. Но никто из нас не рождается «грешником». Так называемый «первородный» грех - грех Адама, грех прародителей - не вменяется никому из нас в личную вину. Бог не станет считать меня грешником только потому, что другой человек, например, Адам, совершил грех. Но правда и то, что мы рождаемся в этот мир в состоянии, лишенном Божьей благодати, в высокомерии, с непреодолимой склонностью к эгоизму, который активно влечет нас к личным грехам. Из греха Адама следует «упадок» человечества, его склонность ко греху, которую способна исцелить и преодолеть только благодать Господа Иисуса Христа.

 

Происхождение зла

 

         Отрывок из первого чтения - это известнейшая глава Священного Писания, которую было бы полезно прочитать целиком, а не только избранные отрывки, указанные в книге литургических чтений. Для того, чтобы правильно понять ее, необходимо прежде всего правильно воспринимать ее содержание. Это - не типичное историческое повествование и не легенда. Это - глубокое размышление о Божьей Премудрости, в котором применяется мифологически-символическая речь. В этой книге даются ответы на основные вопросы человека: каково происхождение человека и откуда в мире взялось зло и грех? Кто создал мир, и почему существуют проблемы, боль и смерть?

         Адам - человек, представляющий все человечество: Бог создал мужчину и женщину и поселил их в Едемском саду. Бог делает все в благо первых мужа и жены, Он целиком отдается человечеству. Бог не скуп и дарит людям все без остатка.

         Сатана приносит в мир искушение, желая, чтобы человек нарушил Божью заповедь (срав. 2, 16-17). Бог установил закон, чтобы человек смог прийти к познанию Его благости. Но сатана извращает смысл закона и описывает Бога как скупого ревнивца. По лживым словам искусителя, нарушение закона даст прародителям возможность уподобиться Богу, самим стать богами. Непослушание закону было последствием ошибочного представления о Боге, которое приняли Адам и Ева: сатана выступает как вестник атеистической идеологии, считающей Бога лишь тормозящим и запрещающим фактором, а Его Заповеди - табу, которое ннеобходимо устранить.

         Повествование из Книги Бытия очень выразительно рассказывает нам о происхождении греха: от описания внешнего проявления, когда женщина вкусила плод с запретного древа, текст переходит к описанию обольщенного и соблазненного сердца. Таким образом становится понятно, что соблазн сердца возникает из-за пристального внимания людей к словам дьявола. Этой ложной вестью и является искушение. Если человек принимает весть сатаны, его сердце впадает в соблазн, внешним проявлением которого является грех. Весть сатаны состоит в его желании убедить человека, что, если тот овладеет всем («добром и злом»), если он попробует все, выйдет за пределы, назначенные Богом творениям, он сможет в полной мере реализоваться как человек и даже сравняться с Богом. Но действительно ли человек сможет по-настоящему реализоваться, отвергнув свое положение Божьего создания и восстав против Бога, давшего ему все?  Отнюдь нет, это всего лишь иллюзия.

 

Победа Христа

 

         Второе чтение тематически связано с первым чтением, но его общая атмосфера и перспективы радикально новы. В великолепном отрывке из послания св. ап. Павла мы подчеркнем только некоторые аспекты.

         Святой Павел рассматривает тему, прежде всего, с точки зрения жизни и деяний Иисуса Христа. Этот факт является решающим для точного понимания текста Павла. Святой Павел не говорит об Адаме, о грехе, о смерти, о распространении греха, прежде чем затронуть дело спасения, совершенного Христом. Вместо этого, апостол Павел опирается на жизнь Иисуса Христа как на отправной пункт, исходя из которого следует размышлять обо всей истории человечества. Именно из-за взгляда на историю через призму Иисуса Христа, Павел воспринимает ее как историю спасения, в которой царство смерти и греха побеждено радостной и удивительной победой Иисуса Христа. Иными словами, Иисус Христос - это Свет, дающий нам возможность понять, сколь глубока и беспощадна человеческая нищета, насколько человечество пропитано ею уже с момента возникновения, и как эта нищета лишает нас способности любить Бога превыше всего. Бог же озаряет нашу пропасть греха, поскольку Он - Освободитель и Спаситель. Если спасение, которое нам принес Иисус, настолько великолепно и могущественно, то сколь огромное и глубинное разорение и опустошение причинил грех!

         Основной мыслью в этом, весьма богатом по содержанию, тексте является выстраивание противоположной паралели между Христом и Адамом. Поступок Адама в начале времен привел к великой трагедии, в следствии чего, пострадали все люди, оказавшись в положении грешника, подлежащего смерти и осуждению. Существует таинственная связь между греховным преступлением закона первыми людьми и жалким положением всего человечества. Все люди словно заражены смертельной болезнью. Нарушение равновесия человека во всех его сферах, произошедшее в начале времен, постоянно возобновляется и пускает корни как неустранимо извращенное состояние. Всем людям необходимо  вновь обрести «равновесие», которое способен дать только Иисус Христос.

         Паралельно с вредоносным воздействием греха развивается его противоположность - исцеляющая деятельность Иисуса Христа, возвращающая людям «равновесие». Ибо Иисус одарил нас Своей «благодатью», справедливостью, и искупил нас, чтобы даровать нам Свою Божественную жизнь и сделать нас праведниками. Его дело и учение радикально меняет положение человечества, оно целиком бескорыстно, превосходит все и обладает истинной универсальностью.

 

Искушение Христа

 

         В сегодняшнем чтении из Евангелия, повествующее нам об искушениях Иисуса,  подчеркивается, что человек, которого дьявол искушал в пустыне, является истинным Сыном Божьим (стихи 3.6), и что этот титул указывает на Его статус Мессии. Иисус Мессия в пустыне сталкивается с сатаной. Искушение имеет три вида. Иисус отвергает перспективу жизни в богатстве и изобилии, в иллюзорной уверенности, которую создают материальные блага (Мф 4, 3-4); Он руководствуется исключительно Божьим словом, «вменяя его в пищу». Иисус также отвергает путь чудесного и волшебного утверждения Своей власти (Мф 4, 5-7); Он принимает решение положиться на Бога и не искушать Его, Он не диктует Богу никаких условий, но уповает на Него сверх надежды. Наконец, Иисус также отвергает путь политического мессианства, основанного на власти и силе (Мф 4, 8-10): Он решает стать слугой единственного Господа, Он не мечтает о царствовании и не гордится Собой, не пытается возвысить себя. Ибо только Бог является единственным «истинным»  Правителем на этой Земле.

         Победа Иисуса над искушениями сатаны заключается в Его полном и безоговорочном доверии Богу, выраженном словами Священного Писания: «Ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

         Мы не можем читать эту главу Евангелия с мыслями, что на самом деле сатана не искушал Иисуса, что Он только притворился, будто преодолевает искушения, чтобы дать нам пример и показать, как преодолевают искушения. Иисус реально участвовал в судьбе человечества, Он действительно отождествился с человечеством и преодолел все искушения. Он, Божий Сын, абсолютно непорочный, без греха, возжелавши бороться с трудностями, иллюзиями и конфликтами, терзающими всех людей, Он выдержал испытания, именно благодаря Своей невинности и абсолютной преданности Богу. Борьба Иисуса с сатаной заканчивается только Его смертью и воскресением из мертвых - т.е. окончательной победой над искусителем.

         Стоит также отметить, что искушения в Евангелии связаны с описанием крещения Иисуса. Быть может, это напоминание о том, что каждый христианин в Таинстве Крещения становится сопричастником Христу, соединяется с Ним и Его победой над сатаной.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More