Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

Второе воскресенье Адвента 

 

Приготовьте путь Господу!

 

Ис 40, 1-5. 9-11; Пс 85(84), 9ab и 10. 11-12. 13-14 (Пр.: 8); 2 Петр 3, 8-14; Мк 1, 1-8

 

         Первое чтение повествует о тяготах пребывания израильского народа, изгнанного со своей родной земли,  в вавилонском плену. Лишившись и дома, и всего нажитого, евреи, тем не менее, сохранили в сердце твердое убеждение, что Бог непременно вмешается, чтобы освободить их. Наша сегодняшняя жизнь также переполнена беспокойством, несмотря на то, что у нас есть и родная страна, и дом.  Зачастую мы закрываемся, «замуровываемся» в домах так, будто вокруг нас одни враги; нас охватывает страх, стоит лишь подумать о происходящем на улице; мысли о несправедливости и насилии, творящихся вокруг, наводят на нас ужас и тревогу. С этой точки зрения мы чем-то напоминаем еврейский народ в изгнании, однако, к сожалению, многие из нас не ждут божественного Освободителя. Многие утратили надежду на какую-либо свободу.  Разве неправда, что одиночество, страх и тревога заставляют нас чувствовать себя скитальцами в этом мире? Существует ли какая-либо  возможность спасения в этой пустыне, которую мы зовем «жизнью»?

 

Приготовьте путь в пустыне

        

Первое чтение, которое мы сегодня слушали, взято из начала книги великого безымянного пророка времен иудейского изгнания, которого мы называем Второ- Исаией (главы 40-55 книги пророка Исайя). Он проповедовал в последние годы вавилонского плена (587-538 годы до Р. Х). Цель слов пророка -  вложить в сердца изгнанников надежду и веру на скорое возвращение на родину. Обращаясь к евреям, великий пророк утешает их вестью о новом счастливом будущем. Будто страж, наблюдающий первые проблески нового дня, пророк провозглашает радостную весть: «Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью» (ст. 10).

 Обещанное Спасение придет не благодаря политической или военной мощи иудейского народа, не как награда за их добродетель  и не от вмешательства других народов, но исключительно благодаря Божьему присутствию и Его могуществу. По словам пророка, несмотря на противоречивые события истории и обилие человеческого эгоизма, Бог придет, чтобы освободить Свой народ. Поэтому мы должны приготовить путь Господу, открыть свое сердце навстречу Ему. Обратим внимание: речь идет не о «пути людей», а о «пути Бога».

         В пустыне человеческих надежд имеется один «Божий  путь»: путь Бога, грядущего навстречу человеку. Поэтому пророк призывает людей приготовиться должным образом: ведь Бог придет только к тем, кто будет готов. Вопрос возвращения еврейского народа из плена пророк рассматривал не как политическую проблему, но в первую очередь как вопрос духовного возвращения к Богу. Возвращение евреев в Палестину было бы только видимым последствием, воплощением его подлинного возвращения к Богу. Приготовить путь Господу – значит обратиться к Богу, то есть, устранить препятствия, мешающие Его пришествию.

 

Божье время

        

Второе чтение зримо погружает нас в атмосферу бытия первых христиан, убежденных, что «второе» и окончательное пришествие Господа уже не за горами. Святой Апостол Петр в своем Послании укрощает их нетерпение энергичным  восклицанием: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». Да, Божье восприятие времени отличается от нашего! Пришествие Бога невозможно спрогнозировать, поскольку день Господень придет «как тать ночью» (ст.10), и никто  не в состоянии предвидеть, когда исполнится это обетование. Это вовсе не значит, что Бог нетерпелив к нам и не предоставляет каждому человеку «время» для покаяния, или же хочет застать нас врасплох, когда мы творим что-то недолжное (ст.9). Вовсе нет! Напротив, Он говорит нам, что хочет от нас веры в Божье обетование о новом небе и новой земле (ст.13) и в Божью любовь, жаждущую исключительно нашего спасения, чтобы мы могли «жить в мире» (ст.14). Тревога и боязнь пришествия Господа в корне противоречат  спокойному доверию Богу, которое испытывает по-настоящему верующий человек.

         Как же мы далеки от первых христиан! Даже когда мы все-таки боремся за справедливую и лучшую жизнь, за новую землю и новое небо, к сожалению, мы не умеем согласовывать нашу борьбу ни с верой в Божье обетование, ни с радостным ожиданием  Его скорого пришествия. Зачастую нам недостает надежды. В этом мы так похожи на евреев, томящихся в вавилонском плену, к которым обращается Второ-Исайя, вселяя в их сердца  веру и  надежду на скорое пришествие Господа.

 

Божья инициатива

 

          Зачастую в сердцах людей так же мало надежды, как воды в пустыне. Но Бог, видя нашу нужду, берет инициативу в Свои руки и приходит к нам в лице Иисуса Христа, несущего нам слово спасения. Перед самым пришествием Христа Бог послал Своего вестника – Иоанна Крестителя – в пустыню нашего бытия, где он призывал нас «приготовить путь Господу». Голос Иоанна Крестителя возвестил: «Идет за мною Тот, Кто сильнее меня... Он будет крестить вас Духом Святым». Таким образом, Иоанн провозгласил пришествие Иисуса.

         Внешний вид, одежда и образ жизни пророка Иоанна Крестителя, напоминают нам пророка Илию (см. 4 Цар 1, 8), который одевался, как и он, в одежды из верблюжьей шерсти и блуждал по пустыне, питаясь традиционной пищей кочевников (см. Быт 43, 11). Иоанн Креститель воплощает в себе все ветхозаветные чаяния, устремленные к Иисусу Христу, тому самому Сильнейшему, о котором он говорил. Согласно проповеди Иоанна Крестителя, «обратиться» - значит не только отказаться от греха, от аморальных, бесчестных поступков, но, в первую очередь, открыть свое сердце Спасителю, Который грядет и несет нам дар Духа Святого, который снизойдет на нас посредством Крещения и нашего погружения в Божию силу  (ст.8).

 

         Голос Иоанна Крестителя назван „гласом вопиющего в пустыне“ - то есть, там, где нет жизни, нет ожидания спасения или надежды на освобождение, где царит темнота, безысходность и бесплодность. Разве не таков наш нынешний мир? Но нельзя забывать, что, несмотря на всю сумрачность и боль окружающего мира - есть  Бог, Который выходит нам навстречу в Иисусе Христе.  Он любит нас, несмотря на наше недостоинство; Он продолжает доверять нам даже тогда, когда мы не доверяем Ему; Он желает нашего спасения, даже когда мы сами не ожидаем спасения. Мы не можем полностью вычеркнуть Его в нашей жизни, однако, мы можем продолжать жить как будто „в пустыне“, то есть так, будто Бога не существует. Если мы выбираем одиночество - мы останемся одни; если нам нравится быть эгоистами - мы остаемся эгоистами; если нам нравится быть больными - мы не исцелимся от болезней и бед, останемся с ними один на один, замкнемся в своем узком мирке и не сможем преобразить мир. Но если мы примем Господа, когда Он  придет к нам - пустыня вновь зацветет и принесет обильные плоды. Давайте задумаемся, не хотим ли мы принять приглашение Второ-Исайа «приготовить путь Господу» или «обратиться», согласно словам Иоанна Крестителя?

 

         «Обратиться к Богу» и «Приготовить путь Господу» подразумевает множество аспектов человеческой жизни. В частности, согласно документу итальянского церковного собора в г. Лоретто (9 - 13 апреля 1985 г.) «La forza della riconciliazione» «Сила таинства покаяния», одной из областей, где необходимо стремиться к истинному примирению, является семья. Как сказано в документе, в наше время «повышается уязвимость семейных уз - прежде всего, с точки зрения единства, супружеской верности и взаимопонимания между поколениями. Достаточно малости, чтобы кризис охватил многие семьи – как в отношениях между супругами, так и между родителями и детьми. Нас беспокоит и тревожит отсутствие общения, диалога внутри семьи, а также неприятие отдельными членами семьи друг друга» (п.2.3.1).

 

         Можно ли сравнивать наши дома и семьи с пустыней, о которой говорят Второ-Исайа и Иоанн Креститель? Что означает «приготовить путь Господу» в пустыне нашего бытия? Чтения сегодняшнего воскресенья, бесспорно, говорят об одном: Бог действительно хочет прийти в нашу пустыню и избавить нас от голода, жажды и бесплодной жизни.

 

 

- о – о –О – о – о –

 

 

 

 

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More