Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Второе рядовое воскресенье

 

«Что вам надобно?»

 

1 Цар 3, 3b-10.19; Пс 40(39), 2 и 4аb.7-8a.8b-9.10 (Пр.: 8а и 9а) 1 Кор 6, 13с-15а.17-20;

Ин 1, 35-42

 

Иисус задал тем, кто последовал за Ним, такой вопрос: «Что вам надобно?» Таким образом Иисус предлагает нам осознать, объяснить самим себе смысл и предмет наших поисков. Как и все люди во все века и времена, мы идем по пути «поиска»: ищем счастья, благополучия, успеха, доброты, любви, радости, и т.д. Вся наша жизнь заключается в неутолимом желании множества неограниченных переживаний, дающих смысл и радость сердцу и разуму. Неудивительно: ведь мы были созданы не для того, чтобы просто существовать, подобно камню или горе, но чтобы «жить чем-то»: жить хлебом, жить радостью, жить справедливостью и т.д. Если бы мы ни к чему не стремились, мы умерли бы. Хотя бывают минуты, когда мы поддаемся апатии, не желаем больше ничего искать, хотим «плыть по течению», быть равнодушными и пассивными.

            Каким же образом Бог постоянно пробуждает в нас стремление к поискам? Каким образом Он заставляет нас преодолеть нашу склонность к лени, статичности и пассивности? Говоря иными словами: Каким образом Бог зовет нас из глубины, чтобы мы по-настоящему стали самими собой и даже более, чем собой? Божий  глас, Божий  зов, Божье призвание предваряет наши поиски, пробуждает их от сна, раскрывает, если они сокрыты от нас, и в то же время дает Свой ответ на них. Божий  зов – одновременно творец движущих сил наших духовных поисков и ответ на них.

 

Бог зовет Своим словом

 

            Героем первого чтения – прекрасного рассказа о призвании к пророческому служению - является молодой Самуил. Бог трижды зовет Самуила по имени, обращаясь к нему. В повествовании нет речи о видении, явлении Божьего лика - только слово: «воззвал Господь к Самуилу». Вся данная история ориентирована на Божье слово, решающее в жизни Самуила, призывающее его на службу Богу путем проповеди Божьего слова.

            Ответ Самуила представляет собой безоговорочное послушание и повиновение: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой». Это внимание Божьему голосу конкретизируется в решении выполнить Божью волю : «и не осталось ни одного слова его неисполнившимся». Данная фраза может означать как то, что Бог выполнил все пророческие слова Своего воззвания, так и то, что Самуил осуществил все Божьи слова и был им верен. Седьмой стих («Самуил еще не знал тогда голоса Господа, и еще не открывалось ему слово Господне») дает ключ к повествованию, ставя знак равенства между понятиями «познание Господа» и «откровение слова Господня». Бог должен явить Свое слово, чтобы люди могли Его познать.

            Божье слово – подлинное, главное действующее лицо повествования. Бог призывает и тех, кто Его не знает, подобно тому, как призвал Самуила, на тот момент не знавшего Господа. Божий  зов полностью свободен и бескорыстен. Давайте зададимся вопросом: где мы сегодня можем услышать Божье слово, зовущее нас? Прежде всего - в Божественной книге Священного Писания.

 

Христологический образ призвания

 

            Мы слышим Божий зов посредством Иисуса Христа, как описано в отрывке из Евангелия от Иоанна (1, 32-42), где идет речь о Божьем призвании. Иисус  спрашивает: «Что вам надобно?». Ученики в ответ задают вопрос: «Равви, где живешь?». Иисус отвечает: «Пойдите и увидите!». Мы видим выразительный, меткий диалог, проникающий в самую суть дела и состоящий из принципиальных вопросов и таинственных ответов. Ученик желает узнать, где обитает Иисус, чтобы с Ним остаться, и познать самого Иисуса, чтобы последовать за Ним. Иисус открывает Свою тайну, на которую указывают обращенные к Нему поименования: Агнец Божий, Равви (Учитель), Мессия. Встреча с Иисусом меняет образ жизни Его последователей. Эту перемену также выражает изменение имени Симона на Кифа (Петр). Иисус призвал Симона последовать за Ним и вверил ему решающую роль в Своей Церкви, чем всецело изменил его жизнь. Симона привел к Иисусу его брат Андрей. Еще раньше Иоанн Креститель привел к Нему двух учеников. Таким образом, один человек  приводит к Иисусу остальных. Их путь к Иисусу совместный, и каждый ученик становится для других вождем, ведущим к Иисусу.

            Цель Божьего зова, призывающего нас через Иисуса – следование за Иисусом. Мы призваны стать учениками Иисуса, и это – единственный путь, способный утолить наши поиски смысла и счастья жизни, дремлющие в каждом человеке. Чем искреннее человек  следует за Иисусом, тем больше он реализует себя. Призывая нас за Собой, Иисус дает нам новое имя, как Симону. Он преображает нас и дает нам силу и возможность изменить нашу жизнь. Хотя призыв Бога обращен к каждому из нас поименно, Он желает, чтобы мы пришли к Нему совместно с ближними. Подобно тому, как Андрей привел к Иисусу своего брата Симона, став таким образом проповедником Евангелия («Мы нашли Мессию»), каждый христианин обязан возвещать другим радостную и ободряющую весть о пришествии Мессии. Призыв Иисуса распространяется через Его учеников: призванные становятся призывающими. Призвание осуществляется через призванных. Вся христианская община призвана, а следовательно, она становится «Церковью» – собранием, несущим Божий зов каждому человеку. В наши дни в Церкви также звучит Божий зов, обращающийся к каждому из нас по имени «Самуил, Самуил!».

 

Господь и тело

 

            Второе литургическое чтение крайне редко соответствует остальным двум. Однако зачастую связь между ними находится не столько на вербальном, поверхностном, сколько на более глубинном уровне. В сегодняшнее воскресенье отрывок из Первого Послания Апостола Павла Коринфянам помогает нам наполнить Божье призвание образцовым и целостным содержанием. Мы призваны стать живыми членами Тела Христова и храмом Духа Святого всем своим существом. В этих двух определениях содержится суть христианского призвания и основа морального поведения христианина. Давайте подробнее рассмотрим этот отрывок.

            Святой Павел в свое время наблюдал распущенную жизнь христиан Коринфа,  поэтому в своем письме он говорит о теле с христианской точки зрения. Он формулирует три основных принципа, управляющие сексуальной моралью. Во-первых, тело – для Господа, а Господь для тела. Во – вторых, тело – член Тела Христова. («Тело христианина – часть мистического тела Христова, т. е. Церкви».)  В-третьих, тело – храм Духа Святого. Из этих предпосылок Павел извлекает результат: «Прославляйте Бога в телах ваших». Апостол не анализирует тонкие различия в казуистических прениях, он касается самого корня проблем и подчеркивает достоинство и величественность человеческой личности, возрожденной посредством таинства Крещения и призванной быть членом мистического Тела Христова и храмом Духа Святого. Мораль Апостола абсолютно христоцентрична, а мотивы нравственного поведения рассматриваются им сугубо на основании христианского вероучения. Христос спас человека полностью – не только его  душу, но и тело; человек воссоединяется с Ним, чтобы воскреснуть в славе; следовательно, чрезмерное сладострастие, похотливость и сексуальная распущенность христианина препятствуют  присутствию в нем Христа и Святого Духа.

            Мирская культура, окружающая нас, приводит противоположные аргументы. Вспомним хотя бы слоган: «Тело принадлежит мне, я его господин». Павел, напротив, говорит, что тело принадлежит в первую очередь не самому человеку, а Богу. Современная культура требует максимальной субъективной свободы человека в том, что касается его сексуальной жизни, тем самим радикально отвергая желание Иисуса Христа преобразить личную жизнь человека, в том числе и область сексуальности. Вышеуказанная опасность существовала не только во времена Апостола Павла, но и существует в наши дни: некоторые христиане считают, будто область сексуальных отношений не имеет никакой связи с их христианской жизнью. Разве не по этой причине многие не сознаются на исповеди в грехах, совершенных на сексуальной почве? Не соотвествует ли это отношение тому, что в подготовительном документе церковного собора «Сила таинства покаяния» называется «субъективизмом веры»? В документе говорится: «Мы видим, что отдельные люди, руководствуясь совестью, более – менее сознательно выбирают из объективного содержания Евангельской проповеди в Церкви то, во что они хотят верить. Этот выбор они осуществляют, исходя из собственных критериев, выводящихся из общего принципа совмещения отдельных религиозных вероисповеданий. Согласно этому критерию, каждый человек рассуждает и поступает в соответствии с культурой и обычаями, традиционными для него» (п.2.3.3.а). В сфере сексуальной морали такая субъективизация веры более заметна, нежели в других сферах жизни.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More