Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Вера и соучастие 

 

Деян 4, 32-35; Пс 118(117), 2-4.16-18.22-24 (Пр.: 1); 1 Ин 5, 1-6; Ин 20, 19-31

 

          Первое чтение предлагает нам идеальную картину христианской общины, в то время как в отрывке из Евангелия говорится о сомнениях и маловерии апостола Фомы. Возникает соблазн считать первое чтение образом идеальной Церкви, а отрывок из Евангелия – более реалистичной картиной.  В реальной жизни  вера и сомнения, братское соучастие и конфликты тесно переплетены в жизни Церкви, именуемой «casta meretrix» (т. е. «непорочная грешница»). Кто знает, в которой из описанных картин мы узнаем себя! Скорее всего, в обеих.

          В качестве темы для нашего сегодняшнего воскресного размышления хотелось бы задать вопрос: какая вера более характерна для нас – пасхальная, подвергаемая мучительным испытаниям, но в конце концов, все-таки побеждающая вера Фомы или вера первых христиан, деливших с остальными все своё имущество? Иными словами, на чем больше основывается наша вера: на любви к ближним или на вере в воскресение Иисуса? Нам необходимо осознать, что Божий Сын стал человеком не только для того, чтобы мы научились любить ближнего, ведь любви к ближнему так или иначе учат все религии. Именно воскресение Иисуса дает нам победу над смертью. Без подлинно христианской веры невозможно размышлять об этой благой вести и даже просто принимать ее.

           Мы, христиане, не ограничиваем нашу веру одной лишь любовью к ближнему. Разумеется, она необходима и должна практиковаться, но в первую очередь мы несем миру Благую весть о том, что человек – Иисус Назарянин – одержал победу над смертью и дал людям возможность обрести вечную жизнь.

 

Все у них было общее

 

    Полноценный образ христианской общины с указанием всех видов деятельности данной общины, приведенный в Деяниях апостолов, безусловно, является идеальной картиной, а не обычной хроникой. В Деяниях говорится об обществе друзей, а ещё ранее, Аристотель в своей «Никомаховой этике» писал: «Имущество друзей общее, и дружба на самом деле проявляется в общности». Общее имущество – один из способов дружбы. Речь идет не только о распределении материальных благ, т. е. распределении на экономическом уровне. Дружба – это прежде всего единство сердец: «У них было одно сердце и одна душа». Но для воплощения данного жизненного идеала особое Божественное влияние не требовалось. Подобный стиль жизни предлагали уже античные философы. Платон, описывая золотую эру Афин, говорил о категории людей, не имевших личной собственности, но ценивших собственность общественную (Crisia, 110).

      Отрывок из Деяний апостолов, написанных Евангелистом Лукой, наиболее верно характеризуется следующим изречением: «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех них». Первые христиане находили мотивацию для братских взаимоотношений не в философском идеале дружбы, а в вере в воскресение Иисуса из мертвых. Благодаря этой вере они осознали, что материальное богатство не может их спасти, что земные блага недолговечны и не освобождают от смерти, и объединились в общину искупленных исключительной смертью и воскресением Господа Иисуса. Люди, уверовавшие в Воскресшего Иисуса, создают основы нового мира, новый образ жизни.

 

Вера - это победа

 

           Что может дать нам силу идти против течения в мире, где безраздельно господствуют эгоизм и насилие? Святой Иоанн говорит: «И сия есть победа, победившая мир, вера наша». Вера в Иисуса, Сына Божия, открывает нам новые горизонты ценностей и помогает планировать жизнь, радикально  отличающуюся от мирской жизни. Не одни только добрые дела и благие намерения изменяют мир, а вера в Иисуса. Вера – это прежде всего верность любви, которой Бог возлюбил нас, и уверенность, что Сам Бог пришел, чтобы преобразить мир. Только верующий в Иисуса как Сына Божьего «побеждает» мир, т. е. имеет в себе Божественную силу, способную изменить мир. Воскресший Иисус дает нам эту силу, изменяющую мир - любовь Самого Бога, ниспосланную в наши сердца. Мы знаем, что если мы любим Бога, т. е. предаемся Ему с верой, в нас будет пребывать любовь Самого Бога, которая сделает нас способными любить наших братьев, как Бог любит нас.

         Мир стоит благодаря силе власти и лжи. Мы можем победить мир, только если в наших сердцах будет пребывать Дух воскресшего Иисуса, дарующий нам Истину Иисуса. А из «истины» Иисуса, которому мы призваны подражать и познавать, следует новая, преображенная жизнь, побеждающая мир.

             Где же победоносная сила Божественной любви проявлена ярче, чем в воскресении Иисуса? Человеческая ненависть и жажда насилия привели Иисуса к крестной смерти, но любовь Бога-Отца воскресила Его Сына. Верить, что Иисус – Сын Божий означает верить, что Божия любовь сильнее смерти, что абсолютная сыновья преданность Иисуса Его Отцу дала Ему возможность воскреснуть и вечно жить новой жизнью.

 

Господь мой и Бог мой!

 

           Фома был одним из Двенадцати Апостолов, т. е. был среди тех, кто имел опыт личного общения с Иисусом во время Его земной жизни. Фома был предан Иисусу, принимал Его учение, верил в чудеса, совершенные Иисусом. Однако он не смог понять, что Иисус победил смерть. Его вера более характерна для Ветхого Завета, нежели для Нового Завета. Услышав весть о воскресении Иисуса, он засомневался: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Фоме недостаточно свидетельства христианской общины, он требует персональное доказательство, и Иисус дает ему такое доказательство. То, чего требует Фома, и что дает ему Иисус, является свидетельством «непрерывного физического существования», «физического продолжения»  Распятого в воскресшем Иисусе. Воскресшее тело Иисуса – не новое, вновь сотворенное тело, это все то же распятое тело, имеющее «следы» распятия, хотя и преображенное  и прославленное. Прославленное тело Иисуса – это Его земное, распятое тело.

           Восемь дней спустя, когда ученики вновь собрались, и среди них был Фома, «пришел Иисус, когда  двери были заперты». Воскресший присутствует в общине верующих, Он находится в ней, когда Фома «узнает» Воскресшего и исповедует свою веру: «Господь  мой и Бог мой!» Фома не принял весть, принесенную общиной, однако Иисус явился ему именно тогда, когда Фома находился в общине, а не за ее пределами.

           Фома увидел и поверил. Слово «видеть» касается только знамений, а не о непосредственном «видении» Воскресшего. Таким образом, Фома благодаря знамению обретает веру. Но Иисус говорит: «Блаженны невидевшие и уверовавшие». Это означает: Блаженны те, кто, в отличие от Фомы, примут свидетельство слов общины верующих - Церкви - и благодаря этому свидетельству придут к вере. Наше счастье не меньше, чем у Фомы, ибо мы получили живое свидетельство общины верующих, в которой присутствует воскресший Иисус, и которая непрестанно исповедует Его воскресение из мертвых. Таким образом, мы приходим к истине, выраженной в первом чтении, об общине первых христиан, в которой Апостолы „свидетельствовали о воскресении из мертвых  Господа нашего Иисуса».

           А что можно сказать о нас? Действительно ли мы являемся общиной, свидетельствующей о воскресении Иисуса? Быть может, мы хотя бы в какой-то степени даем свидетельство любви к ближнему. Однако мы как христиане обязаны нести в мир не только свидетельство нашей любви, но и свидетельство о Божией  любви, «избавившей» Иисуса от смерти и таким образом открывшей нам новое будущее.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More