Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Второе воскресенье Великого Поста

 

Тот, Кто явил Отца

 

Быт 22, 1-2.9-13.15-18; Пс 116B(115), 10 и 15.16-17.18-19 (Пр.: 116(114), 9); Рим 8, 31b-34; Мк 9, 2-10

 

            Кто даст нам возможность познать Бога? Чтобы составить представление о Боге, нам приходится исходить из собственного человеческого опыта, обдумав его как следует и очистив, а затем преподнести его Богу. Но наш житейский опыт так или иначе запятнан грехом, обусловлен нашими интересами и амбициями и совершается в мире, на котором лежит печать греха. Познавая Бога таким образом, мы рискуем придать Богу то лицо, которое нам хотелось бы. Наверняка у каждого человека были бы свои личные представления о Боге. С другой стороны, мы неспособны искать Бога в Небесах – там мы не сможем узреть какие-либо Его черты. Нам следует искать Бога здесь, на Земле, среди нас, а вернее - в человеке Иисусе Христе. От Него мы сможем узнать, каков Бог на самом деле. Наблюдая тишину звезд, величие и красоту мира, чувствуя побуждения совести, или каким-либо другим путем мы можем осознать, что Бог действительно существует. Но этого мало, чтобы составить полное представление о Боге. Истинный лик Бога демонстрирует нам Его Сын, Иисус  Христос. Поэтому давайте поднимемся вместе с Апостолами на Гору Фавор, Гору Преображения, чтобы познать Иисуса, а в Нем - Самого Бога.

 

Возлюбленный Сын

           

            Сама по себе Гора Преображения напоминает гору  Синай - «гору Божию», место величественной теофании Бога. В начале отрывка, пропущенного в литургическом чтении, говорится: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна...» Преображение и явление Иисуса совершилось на седьмой день, подобно тому, что описано в Книге Исхода (24, 16): «и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака». Белый цвет одежд Иисуса имеет символическое значение, свидетельствуя о принадлежности Иисуса к сфере небесного. Рядом с преображенным Иисусом появляются Моисей и Илия – двое свидетелей ветхозаветного откровения Бога. Моисей и Илия разговаривают с Иисусом: следовательно, Ветхий Завет не чужд Иисусу – напротив, Иисус «ведет диалог» с ним. Все Божие откровение достигает своего апогея и исполнения в Иисусе Христе - и не только в Его  исторической земной жизни, но и во всем «пути» Иисуса, включая Его воскресение из мертвых, которое предвосхищает Евангелист Марк своими словами о «преображении» Иисуса.

            Петру хотелось бы «остановить» это мгновение, продлить его вечно: «Сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии». В нем говорит одновременно страх и стремление увековечить это мгновение, чтобы оно никогда не кончалось. Евангелист отмечает, что Петр «не знал, что сказать». Апостолы еще не сумели по-настоящему принять откровение Иисуса.

            Из облака, знаменующего Божие Присутствие, раздается голос Отца : «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Отныне всякий, желающий слушать Отца, должен слушать Сына. После этого небесного откровения апостолы, «осмотревшись вокруг, никого более с собою не увидели». Дальнейшие слова крайне важны: «кроме одного Иисуса». Ученикам более не нужен кто-либо другой: в Иисусе они имеют все. А потеряв Иисуса, они утратили бы все. Жизнь вдали от Иисуса, жизнь без Него превращается не более чем в теоретическое размышление о Боге. То есть – мы сами создаем ложное представление о Боге, опираясь на собственные желания. Утратив Иисуса, мы теряем Самого Бога, а в результате этого - истинный смысл человеческой жизни. Следовательно, только Иисус, явившись нам как истинный Бог, дает нам высший и подлинный смысл человеческой жизни.  

 

Если Бог с нами, кто против нас?

 

            Второе чтение помогает нам продолжить размышления, сконцентрированные на Иисусе.  Итак, каков Бог на самом деле? Мы познаем Его в Иисусе Христе : Бог с нами, Он на нашей стороне, и это нашло выражение в том, что Он отдал нам все, что у Него есть - Своего Сына. Единственное, чего желает Бог - «оправдать» нас, т. е. освободить нас от зла и смерти. Иисус, умерший за нас и воскресший из мертвых, ходатайствует за нас. Он  являет нам великую истину: если  Бог с нами, кто против  нас? Никто – кроме наших собственных грехов!

            Бог позволил нам познать Его и даровал нам Себя в Своем Сыне, умершем и воскресшем ради нас. Мы не сможем найти Бога на иных путях, кроме тех, по которым шел Иисус в Своей земной жизни. Поэтому, если мы действительно верим в Бога, было бы логичным поверить в Бога Иисуса Христа. Именно жизнь Иисуса являет нам Бога.

            Период Поста, как мы уже слышали в первое воскресенье Великого поста - время для поиска Бога и обращения к Нему. И если мы искали Бога всерьез и искренне – значит, мы, прежде всего, искали Иисуса. Давайте просить в молитве о том, чтобы обрести «понимание Иисуса», то есть – по-настоящему осознать, кем должен стать Иисус в нашей христианской  жизни.

 

Жертва Авраама

 

            Традиционное христианское понимание отрывка из Книги Бытия о жертвоприношении Авраама тесно связано с текстом святого Апостола Павла, который мы слышали во втором литургическом чтении сегодняшнего воскресенья.  Бог «Сына Своего не пощадил».  В  Исааке мы видим прообраз Иисуса Христа. Именно с этой точки зрения отрывок называется «жертвоприношение Исаака», так как в центре события находится не Авраам, а Исаак.

            Сегодня мы услышали иную трактовку фрагмента из Книги Бытия, более соответствующую тексту. Уже в начале повествования дается определение: «Бог искушал Авраама». Главным действующим лицом является Авраам, его вера, подвергаемая испытанию.

            Испытание таково: кажется, что Бог, даровавший Аврааму сына, внезапно противоречит Самому Себе, требуя от него пожертвовать сыном, принеся его в жертву всесожжения. Так каково же подлинное лицо Бога? Давшее Аврааму обещание – а впоследствии и сына, или потребовавшее человеческой жертвы? Бог, явившийся Израилю, абсолютно свободен в том, что Он дает и что забирает, и никто не имеет права спросить у Него: «Что Ты делаешь?» (Иов 9, 12; Дан 4, 32); данная трактировка является основой нашего повествования (G. von Rad). Но теперь кажется, что этот самый свободный и самый таинственный Бог, явившийся Аврааму, противоречит Самому Себе и желает отобрать собственный дар.

            В этом случае возникает вопрос, звучащий так: каково подлинное лицо Бога? Бог одаривающий нас или Бог дающий и отнимающий?

            Ответ на этот вопрос таков: Бог не противоречит Себе, Он только желает испытать Авраама, то есть, узнать, действительно ли Авраам считает сына чистым и бескорыстным даром Божьим, на который он сам не имеет права. Если Авраам действительно верит, что Бог не скуп и не беспощаден - он сумеет вернуть Богу Его бескорыстный дар. Именно так и случилось. Авраам выдержал испытание, узнав истинный лик Бога - Бога, дающего нам бескорыстные дары, к которым, однако, человек не может предъявлять права и требования.

            Итак, данная история побуждает нас задуматься над тематикой остальных чтений, т. е. задуматься над истинным образом Бога. Поразмыслив над воскресением Иисуса из мертвых, мы можем умозаключить, что Бог желает исключительно нашей жизни и вечного спасения.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More