Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

2-е воскресенье после Рождества 

 

Иисус  - Премудрость

 

Сир 24, 1-4.12-16; Пс 147, 12-13.14-15.19-20 (Пр.: Ин 1, 14); Еф 1, 3-6.15-18; Ин 1, 1-18

 

            Что значит "стать мудрым"? Под премудростью мы подразумеваем не образование или осведомленность в определенной специальности или научной дисциплине. Мудрым нельзя назвать и человека приобретшего общие знания, или хорошо знающего современную культуру общества. Премудрость представляет собой способность человека найти правильный образ жизни, который помогает человеку жить в гармонии с миром. Премудрость призвана помочь человеку достигнуть счастья.

         Такое определение премудрости подразумевает, что и сотворенный мир и общество движутся по определенным правилам, к достижению своей цели. Если мы будем верны этим правилам и будем относиться к ним правильно - тогда сможем достигнуть счастья. В таком ключе воспринимали "мудрость" библейские авторы. Для них мудрость значила познать скрытый смысл действительного мира, который им даровал Бог Создатель. Человек, которому удастся узреть такой смысл вещей, приобретает счастье и успокоение.

         То, что сегодня многие называют "поверхностным мышлением" – является системой взглядов и размышлений, отказывающаяся искать окончательный смысл действительности,  а теряющаяся и рассеивающаяся в дебрях второстепенных, частных вопросов.  Нам же необходимо иметь способность мыслить "вдумчиво", "основательно", то есть - задавать себе вопросы об окончательном смысле и  основах действительного мира и человеческой жизни.

 

Сущность премудрости

 

         Восхваление Премудрости (Сир 24), которое предлагается нам для размышления в первом чтении, описывается великолепный образ самой Божьей Премудрости, заключённой в самой сущности Вселенной и человеческой истории. В этом прекрасном гимне (его следовало бы прочесть целиком, чтобы лучше его понять) перед нами предстает реальный мир как единое целое, наполненное глубоким смыслом и пронизанное внутренними правилами, лежащими в основе его бытия.

         Премудрость представлена как личность, испытывающая личное отношение к человеку, познавшему ее. Она исходит от Самого Бога – Создателя и Устроителя всей Вселенной. Это значит, что не человек, а Сам Бог дарует миру его смысл и правила устройства. Поэтому Премудрость простирается вне границ времени и пространства и одновременно «пронизывает» их, ибо следует из самой сущности реального мира. Ничто из созданного не может обойтись без Премудрости. Поэтому среди всех предметов и явлений, сотворенных Богом, нет ничего бессмысленного. Все творение имеет смысл и пронизано таинственным присутствием универсального космического порядка, инициатором которого является Создатель.

         О Премудрости далее говорится: "укоренилась я в славном народе, в наследственном уделе Господа " (Сир 24, 13). Эти слова содержат открытый намек на народ Израильский, в вере и религиозных традициях которого, недвусмысленно проявляется и интерпретируется смысл мира. Премудрость доступна всем людям, поскольку она пронизывает весь реальный мир, однако особым образом она была дана Божьему народу через Пятикнижие - Тору: "Все это - книга завета Бога Всевышнего, закон, который заповедал Моисей как наследие сонмам Иаковлевым" (Сир 24, 25-26). В Торе, т.е. в откровении Бога Израилю, Премудрость, пронизывающая Вселенную, наиболее конкретизирована.

         "Премудрость" в вышеуказанном смысле соответствует тому, что апостол Павел в отрывке Послания к Ефесянам называет "благоволением Его воли", то есть плану Бога в отношении человечества. Иными словами, какими целями руководствовался Бог, создавая мир и помещая в его центр человека? В чем исполняется смысл всего творения? Святой Павел утверждает без колебаний, что Во Христе: "Он избрал нас прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе" (Еф 1, 4-5). Обратите особое внимание на последовательность отдельных действий Бога: Он нас избрал, чтобы мы осуществили Его премудрый план, стали Его  сыновьями. Когда мы достигаем состояния детей Божьих, все творение достигает своей цели.

         Следовательно, если сотворённый реальный мир имеет смысл, иными словами -  если в нем присутствует Премудрость, заложенная Богом, это означает, что мир был сотворен для того, чтобы Бог усыновил нас. Все мироздание был сотворено Богом с единственной перспективой – намерением нас усыновить. Исходя из вышесказанного, мы достигнем гармонии с Премудростью, созданной Богом и пронизывающей мир, только став детьми Божьими. Быть детьми Божьими - значит стать воистину мудрыми, приносящими много плодов и счастливыми людьми. Иными словами, быть Божьими детьми – это не роскошь и не излишество, не касающееся самой сущности нашего человеческого бытия, но цель, к которой призван каждый человек. Узнать Божью волю, открыть и принять ее вполности – вот высшая Премудрость.

 

Слово как Премудрость

 

         Отрывок из Евангелия от Иоанна в третьем чтении (Ин 1, 1-18) воспевает пришествие Слова и Самой Премудрости Бога, Его Сына Иисуса Христа. Он - Свет и Жизнь, значит Тот, Кто дарует миру жизнь, смысл и на Котором держится все мироздание.  Без Слова, мир представлял бы собой только тьму, хаос, беспорядочное сплетение предметов и явлений и, в конечном итоге, смерть. Но почему, с какой целью Слово обитало с нами? Иоанн говорит: "А тем, которые  приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Ин 1, 12-13).

         Те, кто уверовал Слову, ставшему плотью, и принял Его - стали детьми Божьими, рожденными Самим Богом, а не человеческими силами. Вера в Иисуса является условием для того, чтобы мы стали истинно мудрыми, то есть - Божьими детьми и таким образом исполнили Божью волю. В этом смысле, истинная Премудрость – это Вера.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More