Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Жить в мудрости

 

Притч 9, 1-6; Пс 34(33), 2-3.10-11.12-13.14-15 (Пр.: 9a); Еф 5, 15-20; Ин 6, 51-58

        

          Каждый из нас хочет не просто жить, а жить мудро и счастливо. Но в чем заключается подлинная мудрость? Здесь мнения расходятся. Для мудрой жизни  необходима «суть», т.е. мудрость, не подлежащая каким-либо ограничениям или определениям. Однако мудрость не идентична тому, чем мы обладаем или хотели бы обладать. Она не является ни суммой накопленных знаний, ни пустой мечтой: чаще всего ее именуют «здравым смыслом» или «правильной интуицией». Священное Писание учит нас, что мудрость - это практическое знание правил мироустройства и жизни в целом, что она открывает таинственный смысл реальности. Такая мудрость действительно открывает нам путь жизни, ибо без точного знания высшего смысла реальности настоящая человеческая жизнь невозможна. Этот таинственный смысл реальности именуется «Божьей волей». Поэтому стать мудрым означает познать Божью волю и действовать согласно ей, явленной нам в Иисусе Христе. Исходя из этого, мы можем говорить, что Иисус - это Премудрость, неисчерпаемый источник жизни и ее смысла. Он раскрывает нам понимание высшего смысла реального мира и дает нам силу жить в согласии с нашей целью – счастливой жизнью.

 

На трапезе «Премудрости»

 

         Госпожа «Премудрость» воздвигла себе дом и зовет всех людей на свою трапезу (Притч 9, 1-6). В стихах 13-18 этой же главы Книги притчей мы находим иную персонификацию - персонификацию глупости, изображенной в виде женщины. Премудрость адресует свое приглашение «неразумным», «скудоумным» (ст. 4-8), т. е. тем, кто неспособен найти правильный жизненный путь. Премудрость приглашает этих людей в свой дом, построенный на семи столбах (число «семь» символизирует полноту, совершенство). Она предлагает гостям знание и нравственную дисциплину, необходимые для успешной жизни. Также она приносит им «хлеб и вино», т.е. жизненно необходимые пищу и напиток. Итак, все, что дарует Премудрость, жизненно полезно: «оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума». В самом деле, без мудрости человек неспособен жить полноценной жизнью, поскольку у него нет ни знаний, ни нравственности, необходимых для упорядоченной и успешной жизни.

         Поэтому слова олицетворенной Премудрости призывают человека оставить беспорядочную, поверхностную и  пустую жизнь - жизнь, не имеющую смысла, и приобрести интелектуальную, моральную и религиозную зрелость, необходимые для настоящей, полноценной, полнокровной жизни. Пока человек жив, он не достигает полной зрелости, ибо зрелость - это непрекращающийся процесс обретения мудрости. Поэтому приглашение Премудрости касается всех без исключения. Каждый день мы попадаем в новые жизненные ситуации, поэтому мы должны всякий раз черпать новую энергию, чтобы выработать уравновешенный и рассудительный подход к жизни.

 

Понимать Божью волю

 

         Отрывок из Послания к Ефесянам, как и первое чтение, призывает нас вести себя не как неразумные, но как мудрые люди, и жить настоящим временем, ибо «дни лукавы», жизнь трудна, а каждый день приносит тысячу возможностей наделать ошибок и впасть в грех.  В своем настойчивом призыве Апостол объясняет нам, что такое настоящая мудрость: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божья». Подлинная мудрость заключается в правильном познании Божьей воли, полностью открытой в Иисусе Христе, Который указал нам Божий замысел спасения во всем его великолепии.

         Мы с легкостью упиваемся различными наслаждениями, наш разум притупляют всевозможные  развлечения, и кажется, что они придают смысл и радость нашей жизни. На самом деле они не оставляют в наших душах ничего, кроме огромной и страшной пустоты. Поэтому Апостол призывает нас быть бдительными и стремиться узнать Божий спасительный замысел, а также благодарить за все, что Бог беспрерывно дает нам ради нашего блага.

         Апостол Павел также указывает нам путь к познанию Божьей воли: «исполняйтесь Духом, воспевая в сердцах ваших Господу». Ибо Дух Христа ведет нас к познанию подлинного смысла реальности и направляет наши решения. Но прежде всего, переживание освящающего присутствия Духа усиливается благодаря молитвам славословия и благодарения, как сказано в Писании: «псалмами и духовными песнопениями, воспевая в сердцах ваших Господу, восхваляйте Его». В молитве, оживленной и вдохновляемой Духом Христа, христианин учится правильному различению духов и подлинной христианской мудрости,  являющей ему всеблагую и преисполненную любви Божью волю.

 

Иисус - это Премудрость

 

         Проповедь Иисуса о Хлебе жизни, указанная в евангелии от Иоанна, рассказывает об исполнении обетования из Книги притчей. Иисус – это воплощенная Божья Премудрость, которая «питает» нас через Его слово и евхаристический «хлеб». В Книге притчей Премудрость обещала своим последователям жизнь; Иисус также гарантирует, что «ядущий хлеб сей будет жить вовек».

         Посредством Своего Слова и евхаристического Хлеба Иисус жаждет создать новую общину, отличающуюся от общины Израильтян: «Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек». По мнению Иисуса, в новую общину входят зрелые личности, умеющие принять свободное и радикальное решение касательно того, что будет их «пищей и питьем». Каждый решившийся последовать за Иисусом, т.е. слушать Его  слово, вкушать Его Плоть и пить Его Кровь, вступает в новую общину учеников Иисуса, которым обещана новая бесконечная жизнь.

         Преданность Иисусу-Премудрости должна быть преданностью общины к Иисусу и постоянной любвовью к Нему: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Глубокий и живой «союз» с Иисусом, содержащийся в формулировке «пребывает во Мне», должен проявляться в решении целиком и с любовью предаться Ему и вести такой образ жизни, какой вел Он.

         Как мы можем на практике - в повседневной жизни, воплощать решение последовать за Иисусом и жить согласно Его Премудрости? Ответ следует искать в многократно повторяющихся фразах о Плоти и Крови Иисуса, «отданных» за других.

         Иисус предлагает пример жизни, великодушно принесенной в жертву из любви к ближним,  и если это необходимо, вплоть до смерти. Человеческая мудрость, которую проповедует мирское общество, призывает нас «думать только о себе», заниматься только собой и побольше брать. Напротив, Божья Премудрость ведет нас в совершенно ином направлении: самореализация возможна только если человек живет не ради себя, но ради других.

         Человечество не может жить полноценно, поскольку оно слишком занято собой и сохранением собственной жизни. А Иисус жертвует Своей жизнью ради всего мира и таким образом открывает человечеству подлинный путь к полноценной жизни. В Евхаристии Он приносит нам в дар Свою «Плоть», Свою человеческую жизнь ради жизни мира.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More