Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Идеология и мир

 

Иер 38, 4-6.8-10; Пс 40(39), 2.3.4.18 (Пр.: 14b); Евр 12, 1-4; Лк 12, 49-53

 

        Одна неизвестная израильская девочка написала такое стихотворение:

 

У меня была коробка красок -

ярких, красивых  и смелых;

У меня была коробка красок -

теплых и совсем холодных.

Не было у меня красной для крови из ран,

не было черной для плача сирот,

не было белой для рук и лиц мертвых,

не было желтой для горячего песка.

Зато была оранжевая - для радости,

и зеленая для листьев и птичьих гнезд,

и голубая для ясного неба,

 и розовая для снов и покоя.

Я села рисовать картину «Мир».

 

         С другого берега эхом отвечает стихотворение, посвященное федаинам - палестинским борцам за свободу:

 

Наше юное „завтра“, наше будущее,

дай узнать  тому, кто бичует нас кнутом,

что такое трепет родов.

Расскажи ему, как рождаются ромашки из земли,

и как пробуждается утро

из окровавленной розы.

 

          Два стихотворения, выражающих огромное страстное желание мира! Но на самом деле, враждебные идеологии неспособны создать мир. Столкновение идеологий ведет к вооруженным конфликтам и войнам. Ибо идеологии созданы для того, чтобы рационально обосновать и оправдать эгоизм и жестокость, они ослепляют людей, чтобы те не видели истинного положения вещей, ведут к неразумным и безответственным жестоким поступкам.

 

Пророк и идеологи

 

         Глава из Пророка Иеремии (Иер 38, 1-10) описывает интересный конфликт противоположных точек зрения – с одной стороны, Иеремии, настаивавшего на сдаче в руки вавилонян, а с другой - политиков-идеологов, любой ценой настаивавших на сопротивлении и сдерживании атак врага во имя благополучия и мира. Приближенные царя Седекии обвиняют Иеремию и пытаются заставить его замолчать, бросив в иссохшую яму на верную смерть. «Тогда князья сказали царю: да будет этот человек предан смерти, ибо он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа, говоря к ним такие слова; ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия» (ст. 4). Царь поддается давлению своих министров и общественному мнению, доказательством чего служат слова: «вот, он в ваших руках, потому что царь ничего не может делать вопреки вам» (ст. 5).

         Чужеземец, евнух Авдемелех, служивший в царском дворце, сообщает царю, что тот дурно поступил с Иеремией, и царь позволяет ему освободить пророка из ямы. На основании стихов Книги Иеремии (39, 15.18) можно сделать вывод, что причиной освобождения Иеремии Авдемелехом могла быть его вера в Господа, и эта причина противостояла аргументам государства и политических идеологий власть имущих.

         Израильское общество разделилось: Иеремия возглавил небольшую группу тех, кто стремился ослабить конфликт, избежать кровопролития и попытаться договориться с вавилонянами. Против них оказались политики, разжигавшие ненависть и «национальные чувства» и подстрекавшие к вооруженному противостоянию любой ценой. Кто из них действительно искал «мира» (шалом  - мир или благо народа, см. ст. 4)? Реализм пророка является признаком подлинного обращения: он не ищет личной выгоды, не защишает один класс от другого, не ссылается на какую-либо иную идеологию и ее проповедников. Это - разумный, ответственный, обоснованный реализм свободного человека, умеющего понять, что истинным благом общества является его спокойствие и  мир.

 

Отказ от идеологии

 

         Второе чтение приводит нас к размышлению об Иисусе как «начальнике и совершителе веры» (ст. 2), на Которого нам следует обратить взор, чтобы «мы до крови  сражались, подвизаясь против греха» (ст. 4). «Он вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление грешников». Иисус решил делать не то, что Ему нравилось, что принесло бы Ему радость и успех, благодаря чему Он мог бы избежать страданий и одиночества, что способствовало бы Его благу, обогащению и удовлетворению. Нет, Он избрал то, что было истинным благом, подлинным и правильным, каких бы это ни стоило усилий, страданий, неудач – вплоть до смерти.

         Иисус - «достойный веры», поскольку Он пришел не для того, чтобы идти на уступки, Он не стремился к бесполезному оправданию неблаговидных поступков, не называл неправильное правильным из-за выгоды, страха пострадать или эгоизма. Он «претерпел крест, пренебрегши посрамление» (ст. 2), пошел навстречу правде и благу даже ценой принятия позорной смерти на кресте. Поэтому он  является  «начальником нашей веры», нашего отвращения от греха и эгоизма.

         Об этом правильно пишет Б. Лонерган: «Не пропаганда и не споры, а религия и вера способны освободить человеческий разум от оков идеологии. Не обещания людей, а надежда, основанная на религиозной вере, дает людям силу выстоять под постоянным давлением ухудшающейся социальной обстановки! Можно и нужно пытаться упокоить эмоции народа ввиду каких-либо общественных проблем, но эти проблемы нельзя игнорировать или приуменьшать – их следует признавать и решать. На смену человеческой жадности и гордыне должна прийти любовь к ближнему – любовь, готовая послужить, а при необходимости – и пострадать, пожертвовать собой».

 

Огонь Евангелия

 

        Иисус говорит: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желаю, чтобы он уже возгорелся!». «Огонь» символизирует послание Иисуса, Его слова о том, что приблизилось Божие Царствие. Все мы должны желать греться у этого огня, а чтобы он пылал вечно, мы должны поддерживать и раздувать его. Послание Иисуса - это «огонь»: некоторые люди греются у него, но есть и те, кого он сильно «обожжет». Воистину, огонь известия о Божием Царстве вызвал в Израиле разделение и конфликты: «ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух,  и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей»     (Лк 12, 52-53 ).

         Из-за Евангелия происходят разделение и конфликты: примкнуть к Евангелию означает стать членом семьи Иисуса, или, говоря иначе, перестать считать собственную кровную семью наивысшей ценностью. Отныне критерием для оценки того, что правильно, хорошо и справедливо, становится не логика семьи, расовой группы, партии и т. д., а требования, проистекающие из принадлежности к семье Иисуса. Семья Иисуса не ищет собственных эгоистических интересов, она открыта, гостеприимна, охотно помогает другим, имеет место для Бога и для любви к ближнему, нуждающемуся в ней, любит правду и мир. Она не идет на компромиссы из-за желания жить в покое, из страха перед страданиями и смертью, из жажды успеха и выгоды. Возможно, некоторые семьи даже распадутся, так как не все они готовы измениться в угоду требованиям Иисуса.

         В чем же причина того, что люди не хотят ступить на путь покаяния Иисус указывает на то, что причина заключается в нашей неупорядоченной жизни и нашей поверхности, в неспособности и нежелании понимать и обдумывать смысл и суть вещей: «когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: «дождь будет», и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: «зной будет», и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?»  (ст. 54-57).

         Иисус упрекает людей в слепоте по их вине, в необоснованном нежелании уверовать, в неразумной несерьезности, рассеяности, лишающей нас способности правильно и истинно «рассуждать». В понимании Иисуса, «сие время» (по-гречески kairos, kairós-определенное, благоприятное время) – это время выбора и принятия окончательного решения в пользу Него. «Сие время» - это и наше время, если мы не хотим скатиться в пустоту, невежество и опасную безответственность. «Идеологии» ослепляют, но слово Иисуса открывает нам глаза.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More