Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

20-е рядовое воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Какова подлинная вера?

Ис 56, 1.6-7; Пс 67(66), 2-3.5.6 и 8 (Пр.: ср. 4а); Рим 11, 13-15.29-32; Мф 15, 21-28

            Каждый верующий периодически задается вопросом: в самом ли деле я верю или только пытаюсь убедить себя в том, что верю? Этот вопрос может стать источником сомнений, душевных терзаний, беспокойства и маловерия. Корень наших сомнений и недоверия состоит в том, что мы во что бы то ни стало хотим сперва взвесить все «за» и «против» нашей веры, а уж затем принять решение уверовать. Мы полагаем, что для начала должны тщательно обдумать, «рассчитать» все – касается ли это Бога или же нас самих. Мы отказываемся принимать свободное решение, т.е. уверовать. Но только это может дать нам реальную возможность «увидеть» и «обрести уверенность».

            Без нашего собственного решения мы никогда не сможем постичь этого. Нам хотелось бы вначале понять, а потом уже принять решение. Но это – тупиковый путь, в который мы неизбежно упремся. Поскольку мы считаем, что уже все «поняли», мы начинаем полагать, что нам нет необходимости меняться к лучшему. Мы удовлетворяемся состоянием, в котором находимся, и думаем, что необходимость дальнейших решений отпадает. Это может привести к полному отказу от любых поисков, чтобы «не мучиться» и обрести «успокоение». Итак: как нам следует относиться к вере?

 

Прильнуть ко Господу 

 

            Первое чтение (Ис 56, 1.6-7) приводит нас в эпоху, следующую непосредственно после вавилонского плена, т.е. в конец шестого века до Рождества Христова. Палестина в то время была «плавильным котлом» самых разных народов, и многие евреи жили в диаспоре, разбросанные посреди других народов. Невозможно было даже думать о том, чтобы создать Божий народ в расовом понимании, народ со своим собственным государством и языком. Впрочем, пророки непрестанно критиковали подобные устремления. Автор отрывка размышляет о возможности сделать частью Божьего народа «иноплеменников», а также евнухов, которых закон исключал из религиозной общины: «Да не говорит сын иноплеменника, присоединившегося к Господу: "Господь  совсем отделил меня от Своего народа"», и да не говорит евнух: "Вот я сухое древо"» (Ис 56, 3).

            По мнению пророка, чтобы стать частью Божьего народа, человек должен выполнить следующие условия: поступать справедливо и соблюдать субботу. При этом речь не идет об узаконенных обязательствах. Эти условия следует понимать как знамение для, «присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа» (ст.6). Поступать по справедливости - это общечеловеческое требование, соблюдать субботу – требование израильского закона; выполнения этих двух обязательств от нас требует вера, т.е. преданность Господу. Мы обретаем дар веры не за наши «заслуги» перед Богом. К вере нас привлекает Сам Господь: «Я приведу на святую гору Мою, и обрадую их в Моем доме молитвы» (ст.7). Поэтому вера является свободным решением принять в свою жизнь Бога как единственного и верховного Вождя.

 

Непреложное призвание

 

            Святой Павел именуется «апостолом язычников», т.е. всех не-евреев. По его мнению, апостольское служение язычникам должно было возбудить «ревность   в его сродниках», т.е. в евреях, чтобы хотя бы некоторые из них пришли ко спасению. Бог на самом деле не отказался от евреев, хотя они и отвергли Иисуса, ибо «дары и призвание Божие непреложны» (Рим 11, 29). Божьи возможности неисчерпаемы, им не препятствует даже смерть, поскольку Бог способен воскрешать мертвых.

            И язычники, и евреи были  «непослушны» Богу, но теперь все они могут обрести дар Божьего милосердия: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (ст.32). Подобно тому, как грех касается всех людей, так и Божье милосердие предлагается всем. Подлинная вера, т.е. вера, приносящая спасение, не зависит от наших заслуг или от испытаний, которые Бог посылает нам, но только от Его благодати, которой Бог таинственным способом действует в сердце каждого человека. Поэтому никто не может упрекать Бога в том, что Он не предложил ему благодать веры или отлучил его от Божьего милосердия.

 

Крик веры

 

            Случай из Евангелия, повествующий о женщине-хананенянке, обратившейся к Иисусу с просьбой, является примером столь глубокой веры, что Иисус говорит: «О женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (ст.28). Эта женщина не сомневается в Боге, не ставит Ему условий, не перечисляет свои заслуги или проступки. Она «кричит». Ученики хотели поскорее избавиться от нее, поэтому попросили Иисуса: «Отпусти ее, потому что кричит за нами» (ст.23). Вера этой женщины родилась из ее отчаянной ситуации. Речь идет о восклицании веры, о безоговорочной вере. Она не оскорбляется даже на возражение Иисуса («Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (ст.26)), она не чувствует себя отвергнутой, хорошо сознавая, что является всего лишь «щенком», не имея перед Богом ни заслуг, ни достоинства, ни прав.

            Ее вера истинна и велика потому, что она уповает только на Бога. Величию ее веры не препятсвует даже осознание ее собственной ограниченности и убожества, которые нам зачастую мешают поверить. Иисус пришел, чтобы объединить Израиль вокруг Себя. Эта женщина - чужестранка, хананеянка, но ее вера дает ей возможность участвовать в общине Иисуса. Именно в единении с Иисусом Христом мы можем реализовать нашу веру в Него. Сегодня также актуальна молитва женщины хананеянки: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов!» (ст.22). Это - восклицание человека, надеющегося только на «милость», т.е. на нежную и сострадательную любовь Бога к нам.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More