Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Главный выбор

 

Ис Нав 24, 1-2а.15-17.18b; Пс 34(33), 2-3.16-17.18-19.20-21.22-23 (Пр.: 9a); Еф 5, 21-32;

Ин 6, 60-69

        

         Очень часто мы строим нашу жизнь по ошибочным принципам и не обретаем счастья. Причина в том, что на место единственного Господа – Иисуса Христа - мы ставим других «господ». Мы хотим прожить жизнь достойно, правильно и счастливо, но зачастую живем, не обращаясь к Богу – единственному, Кто может и хочет даровать нам полноценную и счастливую жизнь. У нас достаточно благородных желаний, для выполнения которых мы прикладываем немало усилий – однако, несмотря на это, жизнь кажется нам тяжким бременем, состоящим из уныния, разочарования и усталости. Поэтому мы, вместо того, чтобы принять единственное правильное решение, начинаем искать утешения в чем-либо ином, пусть даже правильном и благородном: в труде, в благотворительности, в развлечениях и т. д. Но это не помогает нам избавиться от внутренней тревожности, душевного одиночества, постоянного беспокойства. Мы словно бы мечемся во все стороны, терзаемся, мучаемся душой до полного изнеможения. Очень часто мы неспособны сделать радикальный выбор, принять сердцем и разумом однозначное и окончательное решение  об абсолютном смысле жизни, который открывается нам в Иисусе Христе. Мы не умеем принимать решения в свете веры, принимать Иисуса Христа как единственного Господа, а это затрагивает глубочайшую суть нашей свободы. Подлинная вера – интимнейшее, радикальнейшее действие, в котором человек всецело предает себя Богу. Уверовать – означает отдать сердце Иисусу Христу всецело и безоговорочно. Однако для нас, опутанных узами стольких «господ», это кажется неимоверно трудным!

 

Служить только Господу

 

         На первый взгляд, глава 24 Книги Иисуса Навина состоит из древних воспоминаний и новых толкований второзаконнической редакции Священного Писания. Иисус Навин произносит свою «прощальную речь» перед смертью. Он обращается ко всем коленам Израилевым и напоминает им о религиозном наследии части Божьего народа, пережившей Исход и «Откровение» Господа. Иисус Навин спрашивает все колена Израилевы, желают ли они поклоняться исключительно Господу, как это делает его дом. Представители различных колен, призванных Иисусом Навином, с вероятностью поклонялись божествам Ханаана, одобряющим иерархический и угнетательский социально-политический строй общества. Но дом Иисуса Навина поклонялся Богу-Творцу, перед Которым все люди равны и все - братья. Какому Богу пожелают поклоняться колена Израилевы? Религиозный синкретизм недопустим. Иисус Навин говорит о конкретной альтернативе: «изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (ст. 15). Все колена Израилевы принимают решение служить только Господу. Здесь речь идет не о теоретическом монотеизме, признающем существование только одного Бога, а о монолатрии - исключительном почитании Единого Истинного Господа.

         Интересно, что исключительное почитание единственного Господа - Яхве - составляет сущность первой Заповеди, объединившей колена Израилевы еще до их политического объединения. Колена Израилевы были убеждены, что у прочих неизраильских племен есть свои боги (например, у аморреев): речь идет о политеистическом мировоззрении. В рамках этого политеистического мировоззрения Израиль принимает решение служить только своему Господу, поскольку Он освободил его из египетского рабства и от феодальной власти Ханаанских государств. Очень метко на эту тему высказался немецкий богослов Г. Лофинк (Lohfink): «Господь таков, каким Его Израиль узнал и с которым имел жизненный опыт  на горе Синай, во время Исхода и в других ситуациях; Он таков, каким Израиль мог Его заново познавать, чтя Его память. Итак, если Израилю запрещено почитание других богов, ему также запрещено искать иные способы общения с Богом».

         Единственный путь, по которому Израиль может прийти к Богу, был указан Господом, когда Он освободил Свой народ. Это означает, что исключительное почитание Господа Израильским народом связано с особым пониманием общества. Господь - не Бог фараона, как боги Египта, и не Бог царя, как боги Ханаана. Господь  - это Бог народа, Бог равных друг другу братьев, а не рабов. Следовательно, Первая Заповедь имела революционное социально-политическое значение, поскольку ни один израильтянин не имел права именем Господним оправдывать свою несправедливость, угнетение и подавление других людей. Бог, освободивший Свой народ из египетского рабства,  является Богом, гарантирующим свободу каждому израильтянину.

 

Свобода в семье

 

         Подлинное значение отрывка из Послания к Ефесянам раскрывается только через призму первого чтения. Апостол призывает ефесян «повиноваться друг другу в страхе Божьем». Речь идет не об одобрении порабощения одних людей другими, а об утверждении одинаковой свободы для всех во взаимном служении любви, подобной любви Христовой.

         Мужья должны любить своих жен «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Подлинное повиновение – это преданность в любви, подобной любви Иисуса. Жены должны  «повиноваться» своим мужьям, «как Господу», т. е. не как угнетенные рабыни, а как «члены» единого Тела Христова.

         Поклонение Иисусу как единственному Господу призывает супругов к совершенно новым отношениям. Никто не должен становиться «господином», ибо только Иисус - Господь. Все должны служить и любить друг друга также, как служит и любит нас Господь Иисус.

 

Господи! К кому нам идти?

 

         Люди всегда нуждались в учителях и жизненных примерах. Иисус – истинный Учитель, говорящий нам: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». Слова Иисуса – это «дух», ибо через них мы принимаем Духа Святого – животворящего и воскрешающего. Иисус – не из тех учителей, которые навязывают людям мертвую систему идей и понятий или очередную порабощающую идеологию. Весть Иисуса - это не только слово, но и дар самого животворящего Божьего Духа. Слова Иисуса - это «жизнь», ибо Он пришел не для того, чтобы господствовать, владеть и требовать, а  для того, чтобы служить и дарить.

         В евангелии говорится: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». Слова Иисуса кажутся им непонятными, они противоречат стандартному образу мышления людей, которые, несмотря на жажду свободы, по-прежнему ищут «господ». «С кем нам остаться?» – это вопрос рабов, таящийся в глубине человеческой души.

         Иисус непохож на множество учителей-господ, которым нравится подчинять людей, делая их своими подданными или рабами. «Непонятность» слов Иисуса обусловлена не только лингвистическими или когнитивными сложностями, но и их радикализмом. Несмотря на то, что многие люди на словах хотят быть свободными, в них гнездится страх перед подлинной свободой, поскольку свобода связана с ответственностью.

         Симон Петр отвечает Иисусу: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Иисус не приемлет компромиссов, Он требует радикального решения: или с Ним, или против Него! И Петр решительно становится на сторону Иисуса. Давайте получше рассмотрим альтернативу, которую предлагает нам Иисус.

         Иисус противопоставляет понятия «плоти» и «духа». Речь идет о двух жизненных концепциях. «Плоть» - это образ жизни, подчиненной собственным потребностям и интересам. Напротив, «дух» - это образ жизни, управляемой действием Иисусова Духа, ведущего нас к бескорыстной любви вплоть до самопожертвования. Вся жизнь Иисуса и Его Благая Весть противостоит «плоти». Сам Иисус говорит, что «плоть не пользует нимало». Без любви и самоотдачи невозможно совершить что-либо доброе.

         Иисус желает основать новое общество – мессианскую общину, душой и основой которой является самопожертвование. Это самопожертвование невозможно без дара Духа Иисуса, Которого Он дарует нам через Свои слова, принимаемые с верой. Следовательно, вера - это принципиальный выбор в пользу Иисуса. Вера делает возможной подлинную и бескорыстную любовь, в которой она достигает своей полноты.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More