Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

21-е рядовое воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Церковь Христова

Ис 22, 15.19-23; Пс 138(137), 1-2a.2b и 3.6 и 8bc (Пр.: 8b); Рим 11, 33-36; Мф 16, 13-20

         Мы легко поддаемся искушению размышлять о Церкви на основе наблюдения за ее наиболее наглядными, очевидными, макроскопическими признаками, а именно - за ее внешней организацией, ее централизованным управлением, т.е. Папой и епископами. С этой точки зрения мы видим ее как «общество» или почти «государство», с вождями, органами власти, подчиненными, законами и учреждениями. Периодически мы смотрим на Церковь, акцентируя внимание, прежде всего, на определенные ограничения или недостатки; мы обращаем внимание на то, как медленно меняется Церковь по сравнению со стремительным изменением мира, на ее полномочия, которые по мнению некоторых людей граничат с самоуверенностью, на ее стереотипные формы речи, непохожие на современный общепринятый язык, на проблемы участия в ее внутренней жизни и т.д.

         Можно было бы привести и другие примеры различных подходов к размышлениям о Церкви. Очевидно, что многие трудности, которые мы испытываем при попытке правильно понять и реализовать нашу церковную жизнь, в большинстве случаев связаны с неправильно избранной отправной точкой. Церковь следует понимать не только с точки зрения того, что делаем мы, а что -  она, но, в первую очередь, необходимо исходить из Иисуса Христа, ибо именно Иисус оживляет Церковь Своим Духом.

 

Власть Мессии

        

         Первое литургическое чтение взято из 22-ой главы Книги пророка Исаии. Введением служит стих 15, а затем следуют стихи 19-23. Такой подбор текстов вызывает определенное недопонимание, ибо стихи 15-19 относятся к придворному Собне, в то время как стихи 20-23 касаются Элиакима, впоследствии также ставшего царедворцем (срав. Ис 36, 3; 37,2).

         Чтение связано с историческим событием в 701 г. до Р.Х., когда ассирийский царь Синнахериб безуспешно пытался овладеть Иерусалимом. Пророк очевидно концентрируется на роде Давида, т.е. на личности царя, описанного глазами одного из его чиновников. Слова ст.21 следует понимать как относящиеся к царю Иезекии, которому Елиаким верно служит: «одежда» и «пояс» являются символами царского величия. Словом «Отец», жители Иерусалима называли царя (срав. Ис 9, 6: «Отец вечности»). «Власть твою передам в руки его»: речь идет о власти править Израилем. Елиаким имеет решающую задачу - помочь сохранить династию Давида, поэтому говорится, что у него «ключ дома Давидова»: скорее всего, он был чиновником высокого ранга по особо важным поручениям.

         Последним образом в этом чтении является гвоздь, с помощью которого шатер крепится к земле: он символизирует постоянное и надежное благодеяние, которое Бог оказывает правящей династии. В Ветхом Завете мы нередко находим попытки отождествления «Божьего народа» с иудейским, израильским царством. Но пророки говорят (в том числе в отрывке, который мы сегодня читаем), что «власть» в Божьем народе не является политической, поскольку она исходит от Бога, суверенно правящего Своим народом. Бог «создает» Свой народ не как «государство», а как Свою собственную семью.

         Во втором чтении (Рим 11, 33-36) апостол Павел прославляет неисповедимое Божье милосердие по отношению к язычникам и евреям. Размышление об этой бесконечной Божьей  любви ко всем людям побуждает апостола к изумлению и восхищению. Грандиозная сверхъестественность Бога была явлена нам в Иисусе Христе, через Которого мы познали Его «неисследимое богатство» (Еф 3, 8) и «многоразличную премудрость Божию» (Еф 3, 10). В Иисусе Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол 2, 3). Христос являет людям абсолютную Божью тайну. Никто не может дать Богу что-нибудь, чего у Него бы не было, ибо Он является источником всего сущего: «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим 11,36).

         Поэтому тайна Церкви не отождествляется целиком с Божьей тайной, хотя очевидно, что Божья тайна раскрывается в Церкви. Из Божьей тайны рождается и живет Церковь. Но Божья тайна несравненно превосходит ее.

         Слова Иисуса к Петру (Мф 16, 17-19): «Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр (Камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что, свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах»  содержат, прежде всего, благословение: Петру предназначено явление Отца, открывающее подлинную сущность Иисуса Христа. Это - первый и наиболее значительный дар Петру. Петр не может полагаться на человеческие источники (плоть и кровь), но должен принять Божье откровение, чтобы узнать, кто такой Иисус на самом деле. Все, чем Петр является, происходит из силы Божьего откровения, дарованного ему Богом. Поэтому Иисус  доверяет ему основную роль - стать Камнем, основой Церкви: не Петр создает Церковь, он также не является Господином Церкви. Иисус  подчеркивает, что Он сам, т.е. Иисус, «создаст Свою Церковь».

         В последующем тексте объясняется, в чем состоит роль Петра: он получает власть «связывать» и «разрешать». «Власть ключей», которую Иисус даровал Петру, касается полномочий разъяснять Божью волю, открытую Иисусом и воплощенную Им в жизнь. Этот характерный признак Учительства Церкви, т.е. власть ключей в отношении Небесного Царства, подтверждается словами о «связывании и разрешении», что на языке раввинов означает, в первую очередь, толкование и применение закона: запрещать («связывать») и позволять («разрешать»). Петр, как благоразумный ученик Небесного Царства получил задание авторитетно разъяснять Божью волю, открытую в словах и действиях Иисуса.» (R. Fabris).

         Очевидно, что Иисус намеревался создать братскую общину, внутри которой будет существовать особое служение, закрепленное за Двенадцатью и за их Главой, Петром. Иисус пожелал, чтобы эта община стала знамением Его присутствия в мире, и чтобы «врата ада» никогда  не одолели ее. Это значит, что мы не можем по-настоящему принять Иисуса Христа, если отвергаем «Его» Церковь. Разве не следует многие наши трудности, связанные с пониманием Церкви, из того, что мы не поняли и не признали истинную суть Иисуса Христа?

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More