Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Неужели мало будет спасенных?

 

Ис 66, 18-21; Пс 117(116), 1.2 (Пр.: Мк 16, 15); Евр12, 5-7.11-13; Лк 13, 22-30

 

         Кажется, что вопрос: мало или много людей будет спасено, вполне оправдан. Это отнюдь не праздное любопытство, поскольку, речь идет об окончательной судьбе человечества. Этот вопрос беспокоит многих людей и, в первую очередь, многих богословов. Я вспоминаю о метком, но суровом предложении св. Фомы Аквинского: «Pauci salvantur» (…«неужели мало спасающихся?», срав. Лк 13, 23). Мы можем мысленно возразить: если бы хотя бы один человек был осужден на вечную кару, то Божий замысел спасения потерпел бы определенное поражение, не был бы исполнен целиком. С другой стороны, отрицая возможность отвержения человеком Божественного замысла, мы говорим о «поражении» человеческой свободной воли. Но, допуская возможность осуждения конкретного человека, не допускаем ли мы возможность хотя бы частичной победы зла над Богом? Какой-то человек, с необычайным оптимизмом сформулировал ошибочное учение о так называемом апокатастасисе т.е, о полной реинтеграции и окончательном спасении всех людей. Но все же, Церковь всегда учила, что существует возможность осуждения человека на вечную кару. Эти и подобные вопросы волновали уже современников Иисуса, поэтому один из них спросил: «Господи! неужели мало спасающихся?»

 

Тесные врата

 

         Иисус отвечает: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут». Иисус говорит, прежде всего, о настоящем времени и напоминает, что мы должны заниматься настоящим: «пусть заботы ваши будут здесь и ныне!». Христианину следует больше заботиться о том, кем он должен быть и что должен делать здесь и сейчас, нежели беспокоиться о том, что настанет. Из этого можно вывести актуальный критерий для толкования всех библейских высказываний о последних временах. Цель всего Священного Писания - вдохновить нас быть ответственными, внимательными, серьезными и готовыми к финальной встрече с Иисусом, а не дать нам подробную информацию о том, сколько будет спасенных в конце времен, или когда и как случится конец света. Образ тесных врат показывает, что спасение - это весьма трудный процесс, требующий максимальных усилий и участия человека. Желая подчеркнуть значение образа тесных врат, евангельский текст добавляет, что многим не удастся войти. Здесь применяется очень известный стилистический прием «negatio paradoxa», в котором для большего подчеркивания какого-либо факта отрицается его противоположность.  Иными словами, вместо того, чтобы подчеркивать, что спасение требует от человека весьма активного приложения сил, говорится, что многие люди не добьются успеха в этом деле.

         На самом деле, евангельский текст не содержит статистических данных о числе спасенных и осужденных. Его назначение – не в том, чтобы мы узнали, сколько будет спасенных, много или мало. Частные откровения тоже не могут дать информацию, которой нет в Евангелии. Поэтому давайте прекратим интересоваться подобными несущественными и ненужными вопросами. Достаточно знать только то, что Бог хочет нас спасти, что Он дает нам все средства, необходимые для спасения, а также - что существует вечное проклятие, касающееся тех, кто не был верен Богу или не выполнил своих обязанностей перед Ним. Все прочее – не более чем пустые слова.

         Итак, мы должны непрестанно помнить, что способность выстоять до конца, т. е. умереть в Божьей благодати  - это Божий дар, который невозможно заслужить собственными силами, но который мы просим у милосердного Отца. Во время святой Мессы Церковь молится так: «Всех нас помилуй и удостой нас участия в вечной жизни,..», (II Евхаристическая молитва). Об этом даре мы должны ежедневно просить Отца. Следует иметь в виду, что соблюдение поста и чтение особых молитв в первые пятницы и первые субботы месяца не являются безусловной гарантией спасения. Тридентский Собор говорит: «что касается жизни после смерти, никто не имеет права предполагать, будто он знает скрытую тайну Божьего предопределения настолько, что способен бесспорно утверждать, якобы он находится в числе предопределенных ко спасению, или правдиво утверждать, что он оправдан и более не может совершить грех, или что он, совершив грех, непременно сможет рассчитывать на получение прощения. Воистину, мы не можем знать, кого Бог избрал для Себя, разве только каким-то особенным явлением» ( Г. Денцингер, нем. Heinrich Denzinger 805).

         Несмотря на то, что мы стремимся творить добрые дела, Рай - это чистый и бескорыстный дар Божий, которого мы ожидаем, на который твердо уповаем с верой в бесконечное милосердие, явленное нам в Иисусе Христе. Это - наша вера и наша надежда.

 

Хозяин дома, запирающий дверь

 

         От настоящего времени (ст. 24) Иисус обращается в Своей речи к будущему, «Когда хозяин дома встанет и затворит двери,…» (ст. 25). У человека нет в распоряжении неограниченного времени, чтобы действовать ради спасения. Дверь закроется, время для действия закончится, поэтому следует поторопиться с принятием решения. Наше спасение зависит не от случайных факторов (например, жить в одно время с Иисусом, есть и пить за одним столом с Ним), а от добровольного и ответственного решения творить добро! «…отойдите от Меня, все делатели неправды!» (ст. 27). Все, и евреи, и язычники, призваны к жизни по справедливости.

         Всех, кто не обратится, Иисус предостерегает:  «Там будет плач и скрежет зубов». В то время как евангелист Матфей (8, 11) противопоставляет отвержению Израиля призвание язычников, евангелист Лука от этой схемы отступает. Доступ язычников в Божие Царство не является для него проблемой. Он подчеркивает, что вечное осуждение коснется тех, кто «творит неправду», как среди евреев, так и среди язычников.

         Отрывок из Евангелия заканчивается таинственной фразой: «есть последние, которые будут первыми, и есть первые которые будут последними» (Лк 13, 30). Следовательно, возникнут две «группы»: последние и первые. Последние находятся под угрозой, а первые – под обетованием. Ни у кого не может быть уверенности, что он принадлежит именно к первым. У обеих групп (евреи - первые, язычники - последние) есть возможность стать как спасенными, так и осужденными. Таким образом, все призваны делать добро и с боязнью и трепетом трудиться ради собственного спасения. Никто не может с чистой совестью считать себя причисленным к «первым».

 

Бог хочет спасти всех людей

 

         Первое чтение продолжает наши размышления и показывает нам истинное Божие намерение: «Я приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою» (ст. 18). Бог хочет спасти всех людей. Все народы придут в Иерусалим и узрят славу, т. е. присутствие Господа. Знамением для всех народов станет Его народ, основанный Богом на горе Сион: «И положу на них знамение» (ст. 19). Из Божьего народа воссияет свет, которым Бог озарит все народы.

         Но Божий народ, вопреки этому великому призванию, переживает и трудности, и испытания, и падения в грех. Это не идеальный народ. Это народ, нуждающийся в «упреках», в «преображении», в «зове». Поэтому св. Павел в Послании к Евреям подбадривает нас следующим образом: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает»  (Евр 12, 5-6). В христианское общество входят, в том числе, люди «с опустившимися руками» и «с ослабевшими коленями». Это - не клуб совершенных людей и не «сливки общества». Павел рекомендует: «Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени; и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось» (Евр 12, 12-13). Это не значит, что Бог является причиной страданий и жизненных трудностей. Эти слова подтверждают образ «тесных врат», использованный в Евангелии. Жить так, как жил Иисус, означает познать смысл страданий и испытаний, принять их как божественную «педагогику» («воспитание» и «исправление»). Однако, иллюзии Прометея могут соблазнять каждого из нас. Нам может показаться, что мы способны избежать страданий и испытаний. Но это большой обман.  Вера ведет нас не к тому, чтобы мы избегали страданий, но помогает пройти их с честью, так же, как прошел их Иисус - с душой ребенка. Также вера помогает и поддерживает нас - ибо Бог способен превратить все тяготы в наше благо, дабы мы могли непрестанно возрастать и становиться настоящими христианами.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More