Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Слушать и действовать

 

Втор 4, 1-2.6-8; Пс 15(14), 2-3a.3bc-4ab.5 (Пр.: 1a); Иак 1, 17-18.21b -22.27;

Мк 7, 1-8a.14-15.21-23

        

         Французский философ Морис Блондель (M. Blondel) писал: «Думать о Боге - это деятельность. Мысль, существующая сама по себе и довольствующаяся собой - это монстр. Сущность мысли – внедрять в жизнь прогрессивную динамику. Мысль является жизнеспособной только когда зарождает новую жизнь. Поэтому мысли о трансцендентном  неизбежно придают трансцендентный характер действиям». По мнению Блонделя, если человек хочет мыслить как философ, он должен жить и действовать всем своим существом. Парафразируя эту мысль, можно сказать: если  мы хотим иметь подлинно христианский образ мышления, мы должны воплощать христианскую истину всем нашим образом жизни. Ибо познание нельзя отделять от «желания» и «решения». Если мы по-настоящему хотим и принимаем решение жить по-христиански, мы сможем всецело понять христианскую истину и воплотить ее в жизнь. Знание, решение и действие в данном случае аспекты единого поступка – выбора Истины. Наш грех состоит в том, что мы отделяем эти аспекты друг от друга, и поэтому их подлинное значение ускользает от нашего внимания. Христианская вера неотделима от деятельной христианской любви. Вера проявляется и находит полноту в деятельной любви. Однако не следует путать познание с действием и использовать эти понятия как синонимы.

 

Слушать и исполнять

 

         В Книге Второзакония Господь Бог обращается к нам следующим образом: «Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я [сегодня] научаю вас исполнять, дабы вы были живы [и размножились], и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам [в наследие]». Приведенная последовательность (т. е. слушать - исполнять - жить) содержит три неразрывно связанных аспекта бытия верующего человека. Подлинная вера рождается только из слушания Божьего слова. Но это слушание будет полезным и действенным только при условии соблюдения услышанного Божьего слова. Так рождается истинная мудрость, как сказано в Книге Второзакония: «Соблюдайте заповеди Господа. Храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш». Подлинная мудрость и разум основаны на практическом осуществлении Божьего слова. Только благодаря этой мудрости возможна мирная и полноценная жизнь.

         Мы зачастую упускаем шанс полноценной счастливой жизни лишь потому, что не связываем слушание Божьего слова с его надлежащим исполнением. А на практике оказывается (поскольку человек не может полностью бездействовать), что мы действуем импульсивно, наобум, опрометчиво, необдуманно, не полагаясь на разум и мудрость. Результат подобных действий разочаровывает и выглядит крайне убого. Как ничтожны и неприглядны бывают наши жизненные поступки из-за того, что мы не основываем наши поведение на слушании истины Божьего слова!

         «Дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам»: именно этого мы и желаем, мечтая о лучшей, менее жестокой и более счастливой жизни. Мы желаем наступления нового, преображенного мира, в котором  больше не правило бы зло – поэтому мы часто протестуем или выражаем недовольство. Но так протестовали и многие наши предшественники. Израильтяне также жаловались, что мир полон зла. В те времена также царила несправедливость, насилие, смерть и прочие удручающие обстоятельства. Тогдашним людям Бог предложил тот же шанс, что и нам: Прекратите сетовать и жаловаться на присутствие зла в мире. Не тратьте время на пустые мечты о нереальном, мифическом мире! Слушайте Божье слово, воплощайте его в жизнь всем вашим естеством - и вы обретете настоящую, истинную, реально достижимую радость, а не мифическую радость мечтателей. Как изменилась бы наша жизнь, если бы мы в самом деле слушали и соблюдали Божье слово! Нам не пришлось бы ожидать далекого и мифического будущего, чтобы обрести радость, счастье и спокойствие.

 

Слово истины

 

         Послание святого апостола Иакова помогает нам продолжить вышеуказанное размышление. «Он, восхотев, родил нас словом истины». Божье слово делает нас христианами, входит в нас, порождая новое мышление и поведение. Божье слово действует как «родительница», возрождая нас, давая новую жизнь и новое бытие.

         «… cлово, могущее спасти ваши души.» (ст. 21). Мы не способны спастись самостоятельно, не можем стать сами для себя источником радости и свободы. Истинно свободными нас делает только Божье слово. Оно дает нам радость от нового образа жизни. Слово обладает силой «спасти» наши души от страха, подавляющего наши способности, порождающего в нас агрессию и насилие. Божье слово «спасает» нас от тщетных иллюзий, которые не в состоянии насытить нас и мешают нам действовать. Нас может спасти только евангелие, слово истины, а не наши мелочные мечтания и  извращенные теории. Однако мы должны захотеть принять истину евангелия, «дерзнуть» ради нее, ибо она не навязывается нам, в отличие от «предметов», которыми мы наполняем свою жизнь. Истина евангелия всегда перед нами, как возможность спасения.  Если бы мы в самом деле пожелали эту истину, мир вокруг изменился бы: мы обрели бы спасение, нас покинули бы грусть, одиночество, тревога и  пустота, возникающая из-за неудовлетворенности.

          Истинное благочестие представляет собой разумное и великодушное делание. Разумное – ибо основано на Слове истины (идентично выражению «хранить себя неоскверненным от мира»), а великодушное, поскольку воплощает на практике принцип любви  (в качестве примера приводится помощь сиротам и вдовам).

 

Божья Заповедь

 

         Отрывок из евангелия начинается так: «Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима».  В этих словах уже показано противостояние: с одной стороны действуют Иисус и Его ученики, с другой - фарисеи и книжники. Ученики Иисуса не соблюдают всех правил иудейской традиции (таких как омовение чаш, мисок, котлов), в то время как книжники и фарисеи щепетильно придерживаются человеческих обычаев и предания отцов.

         Очевидно, что указанное противостояние имеет дидактическую цель: показать, каким должен быть ученик Иисуса. Его сердце должно быть исполнено любви к Богу, а из этого преображенного сердца должны исходить импульсы для свершения добрых дел. Он не должен заботиться о том, что приходит извне, т. е. от людей. Ученик Иисуса не является рабом человеческих привычек, «не зависит» от человеческих обычаев и традиций. Его жизнь подчинена Божией Заповеди и формируется согласно этой Заповеди. Ученик  Иисуса почитает Бога «сердцем», т. е. всем своим существом, а не ограничивается поверхностным восхвалением Бога «устами».

         Отрывки из евангелия, содержащие острую полемику с фарисеями, были записаны не только для того, чтобы наставить фарисеев на истинный путь, но и чтобы обратить внимание христиан на опасность, которой они могут подвергнуться. Евангельские фарисеи и книжники - не только исторические лица, современники земной жизни Иисуса, они также символизируют благочестивого человека, находящегося в каждом из нас. Именно мы – те самые фарисеи и книжники, с которыми Иисус полемизирует и в адрес которых негодует.

         «Сердце» - средоточие нравственной человеческой личности. Но посмотрите, что исходит из человеческого сердца: «злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк 7, 21b-22). Человек способен на любое зло, любое преступление. Человек не может создать новый, лучший мир – ибо человечество погрязло во зле.

         Иисус говорит, что только Божья Заповедь способна привить нам новую поросль жизни и сделать нас деревом, приносящим добрые плоды. Поэтому Иисус призывает нас не искать «виновника» помимо себя и не изображать из себя невинных жертв. Только соблюдая Божью Заповедь, мы сможем по-настоящему изменить свою жизнь.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More