Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

22-е рядовое воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Жить как Иисус

Иер 20, 7-9; Пс 63(62), 2. 3-4. 5-6. 8-9 (Пр.: ср. 2b); Рим 12, 1-2; Мф 16, 21-27

         Мы живем в мире, где зло и насилие обретают наиболее ужасающие формы. Мы сталкиваемся с насилием повсеместно, и кажется, что его масштабы непрестанно растут. Возможно, порой мы думаем, что в прошлом насилия было меньше, чем сейчас. Но Священное Писание говорит нам о другом.

 

«Насилие и разорение»

 

         Если мы приступим к чтению Книги пророка Иеремии и параллельно будем следить за хроникой ежедневных событий, мы увидим, что Божье слово не удаляет нас от современного реального мира, а напротив, открывает нам глаза.

         Иеремия вынужден кричать: «Насилие и разорение!». Он неспособен сопротивляться огню, пылающему в его сердце и вынуждающего его непрерывно и мужественно говорить о никчемности общества того времени, несмотря на все опасности. Вот настоящий пророк! Он открыто возвещает Божье слово, осуждаемое миром, основанным на насилии, жестокости и мерзости.

         Пророк переживает ощущение полного одиночества: Бог призвал его, но теперь кажется, что Он перестал придавать силу его словам, поскольку люди отвергают их и насмехаются над самим пророком. Люди невнимательны к его словам, пренебрегают им и издеваются над ним, поэтому он чувствует себя бессильным и побежденным. Что он может сделать в мире, полностью погрязшем в насилии?

 

Иисус становится жертвой зла

 

         Иисус, подобно Иеремии, тоже сталкивался с жестокостью мира. В определенном моменте Своего публичного выступления Иисус отчетливо понял, что это зло обратится против  Него. «Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать» (Мф 16, 21). Он откровенно разоблачает развращенность и зло, укоренившееся в сердце Его народа. Но Петр не понимает этого. Он - практичный человек, поэтому пытается найти какой-нибудь способ избежать зла. Но Иисус сурово упрекает его за это.

         Иисус отказывается «сообразоваться с веком сим» (срав. Рим 12, 2), Он отказывается от возможности решать споры насильственным методом. Ибо «Царство Иисуса не от мира сего» (срав. Ин 18, 36), поэтому оно не подчиняется институциям и правилам сего мира, согласно которым каждый может пользоваться своими правами, в том числе и насильственным методом. Насилие – это обыкновенный способ, используемый миром для защиты своих «прав» и «законов». Правосудие, которое является хранителем и защитником закона, имеет в своем распоряжении власть для принуждения людей к соблюдению законов и может применить "санкции" за их нарушение. Но Иисус  приносит совершенно иную практику: лучше вытерпеть оскорбление, чем отстаивать свои права при помощи насилия. Иисус требует от нас не только изменить образ мышления в отношении насилия, но и отказаться от применения насилия в обществе.

         По какому пути нам следует идти, чтобы выйти из заколдованного круга зла и насилия, господствующих в мире, жертвами которых стали Иисус и Иеремия, сурово критиковавшие их? Для нас, христиан, есть только один ответ: жить так, как жил Иисус, следовать за Иисусом, имеющим кроткое и смиренное сердце, за Примирителем и Князем мира. Жизнь Иисуса была самопожертвованием ради других, «потерей» собственной жизни  из любви к другим. Поэтому Он взял Крест и мужественно пошел навстречу смерти, отказываясь от искушения применить силу. Также и нам Иисус говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф 16, 25). Иисус предлагает полное самопожертвование в качестве альтернативы насильственного решения проблем.

         Эти слова нередко объясняют через призму индивидуалистического и нравственного понимания, прежде всего - под влиянием типичного человеческого образа мышления. Призыв Павла «не сообразуйтесь с веком сим» (в издании Библии CEI эта фраза переведена как «мышление» сего мира), «но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим 12, 2) зачастую воспринимается как призыв к внутреннему обновлению или нравственной чистоте.

         Христиане призваны к тому, чтобы образовать новое общество, черпающее силу из веры в Иисуса. Это не значит, что они должны сформировать отдельный народ или государство, образовать изолированные гетто или секты. Общество Иисуса должно быть открытым для принятия всех и каждого, присутствовать в этом мире, но не основываться на нем. Такова «Божья воля», которую святой Павел призывает нас познать. Иисус  сказал: «Кто будет исполнять волю Божью, тот Мне брат и сестра и матерь»  (Мк 3, 35). В этом отрывке, как и во многих других отрывках Нового Завета, Божья воля состоит в том, чтобы вокруг Иисуса собралась семья Его братьев, сестер и матерей. Выполнять Божью волю - значит стать членом Божьей семьи, быть Иисусу братом, сестрой или матерью.

         В рамках литургического чтения мы попытались понять, каким образом христиане должны реагировать на мир в котором царит насилие, в их повседневной жизни. Священное Писание призывает нас создать другое общество: наши христианские общины, убогие и небольшие, должны стать «Божьей  общиной», светом мира и солью земли,  где тот, кого ударили по одной щеке, подставит другую, а тот, с кем дурно обращаются, платит добром за зло и из любви к Иисусу готов даже отдать жизнь. Источником такой семьи Иисуса является Евхаристия: вокруг трапезы Слова и Тела Иисуса рождается новое общество - братское общество, которое не знает насилия и дает миру свидетельство нового образа жизни.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More