Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Он придет, чтобы спасти нас

 

Ис 35, 4-7а; Пс 146(145), 6c-7.8-9a.9bc-10 (Пр.: 1); Иак 2, 1-5; Мк 7, 31-37

 

 

         Мы легко подвергаемся самообману, унынию, теряем уверенность в себе и доверие к другим. Очень просто поддаться желанию «продемонстрировать себя с лучшей стороны» перед влиятельными, богатыми, значимыми людьми. С другой стороны, мы зачастую жестоки и немилосердны к тем, у которых нет ни власти, ни богатства, ни положения в обществе. С каждым из нас, минуту назад слушавших Слово Божие, может статься, что мы будем «глухими» и «немыми» к Божьему призыву стремиться к истине и любви, видеть и помогать нуждающимся. Все эти «обстоятельства» описаны в сегодняшних литургических чтениях. Все они формируют образ того, что можно назвать «противоположностью спасения». И все-таки, порой нам хочется жить более храбро и отважно, открыть уши и сердце на нужды ближних, выйти к ним навстречу, помогать им и жить в солидарности с ними. Нами владеет непрерывная и угнетающая раздвоенность, противоречия рвут нас на части, и существует опасность, что мы сочтем эти противоречия нормой жизни. Однако Бог желает избавить нас от этой раздвоенности, преобразить нашу жизнь, наполнить нас новой радостью, дать нам силу, великодушие и отвагу, слух и речь для новой, преображенной жизни. Давайте послушаем Его!

 

Метаморфоза

 

         Автор-поэт 35-ой главы Книги пророка Исаии представляет нам целый ряд отрицательных образов (слепые, глухие, немые, пустыня, пустошь, иссохшая земля, засуха), после чего описывает положительные образы (прозревшие глаза, отверзшиеся уши, прыганье и пляска от радости, бьющая ключом вода, озеро, источники воды). Так, посредством визуальных образов и применяя литературную форму парадокса, он показывает нам изменение, преображение всего мироздания в космических масштабах. Причина этого радикального изменения - пришествие Господа: «будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божье; Он придет и спасет вас». Бог обязательно совершит все вышеуказанное (отмщение, воздаяние, спасение), однако Он сделает это по-Своему, как Бог, т. е. совершенно не так, как сделали бы мы, люди, а гораздо основательнее и совершеннее, так, как мы даже не в состоянии представить. Бог Сам радикально преобразит мир, обезображенный, опустошенный и оскверненный человеком. Поэтому мы весьма радуемся тому, что Бог совершит для спасения  мира. Ничто не ускользнет от всемогущей преображающей любви Божией. Вмешательство человека ничего не будет значить, ибо спасение придет в полной мере от Бога.

         Вероятно, нас устроили бы и человеческие решения, принятые в нашу пользу, даже не столь радикальные и совершенные. Мы довольствовались бы даже временными решениями. Однако Божьи решения отличаются от наших: Бог, в конце концов, дает нам больше, нежели мы ожидаем и можем вообразить. Когда Бог выполняет наше желание спасения, Его решения многократно превосходят наши мелкие желания. Для того, чтобы «исцелить» мир - наших человеческих решений недостаточно – необходимо решение Самого Бога. Наше заблуждение и грех состоит в том, что мы обманываемся, полагая, что наших сил и идей хватит для спасения. Мы готовы довольствоваться той малостью, которую удается сделать нашими силами. Но нельзя ожидать, что Бог поведет Себя в соответствии с нашими представлениями: это было бы немыслимо! Наоборот, нам следует раскрыть сердца, чтобы принять Божьи планы.

 

Не взирайте ни на кого

 

         Иаков наставляет нас в своем послании: «Братья мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего, Господа славы, не взирая на лица». Взирать на лица означает искать успеха у людей, человеческого одобрения: т. е. человек готов «продаться» любому «господину», лишь бы заполучить его поддержку, расположение, защиту. Христианин верует в «Господа славы» и не имеет никакого другого  «господина», кроме Иисуса Христа. Поэтому Апостол Иаков в своем послании сурово осуждает различные виды человекоугодия и низменного подхалимства: «если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: «тебе хорошо сесть здесь», а бедному скажете: «ты стань там», или «садись здесь, у ног моих», - то не пересуживаете ли  вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?»

         У христианской общины, верующей в Господа славы, нет никакого смысла искать поддержки у богатых, расположения у сильных мира сего, снисходительности у высокопоставленных. Однако многие люди подвержены огромному искушению вносить мирской образ мышления в Церковь.

         Здесь Иисус Христос также пользуется метаморфозой: «не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царства?» Единственное подлинно ценное богатсво, единственная непреходящая власть, единственное истинное благородство исходит от Бога, а Бог дарует его нам через посредство веры. Мы становимся по-настоящему свободными, прославляя Иисуса, единственного «Господа славы», и отказавшись от почитания всех прочих мнимых «господ»!

 

Отверзитесь и разрешитесь узы его языка!

 

         Одного глухонемого человека, не-иудея родом из Сидона, люди привели к Иисусу и просили, чтобы он его исцелил. Этот больной, скорее всего, вследствие своего состояния здоровья никогда не слышал об Иисусе, поэтому его приводят другие. Иисус помазал язык больного Своей слюной, вложил пальцы в его уши, произнес «еффафá», т. е. «отверзись» и этим вернул ему слух и речь. Все свидетели этого чуда прославляли Иисуса, восклицая: «все хорошо делает  - и глухих делает слышащими, и немых – говорящими».

         Вместе с Иисусом в мир пришла сила, способная исправить испорченное, изменить качество человеческой жизни. Иисус призывает человека вернуться в его  естественное и правильное состояние – то, которое было на момент его сотворения; Он дарует ему возможность здоровой и полноценной жизни. Слова людей «все Он хорошо делает» напоминают нам слова Книги Бытия: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1, 31). Исцеление, дарованное Иисусом, возвращает Его создания к первоначальной чистоте, согласно Божиему замыслу. Иисус творит мир заново!

         Текст евангелия в этом случае совершенно не говорит о «вере» - ни о вере больного, ни о вере людей, которые привели его к Иисусу. Эти люди - язычники. Люди из языческих стран будут приходить к вере и создавать христианские общины. Исцеляющий поступок Иисуса предваряет их преданность и не зависит от их веры. Из этого мы узнаем, что Иисус пришел для всех людей, и что нашу веру всегда предваряет свободное действие Бога, приходящего нам на помощь с бескорыстной любовью. Бог желает спасти нас, и Его спасение не зависит от наших поступков и заслуг. Свое «спасение» Он предлагает каждому.

         Сотворив чудо, Иисус повелел людям «не сказывать об этом никому». Требование Иисуса сохранить чудо в тайне – типичная черта повествований о чудесах в евангелии от Марка (срав. исцеление прокаженного, Мк 1, 44; воскрешение дочери Иаира, Мк 5, 43; исцеление слепого в Вифсаиде, Мк 8, 26). Почему Иисус требует, чтобы весть о чуде не распространялась? Ведь, как мы знаем из евангелия, это требование не было соблюдено. С другой стороны, если Иисус творит чудеса при всем народе, как Он может требовать сохранения их в тайне? Существует мнение, что на требовании молчать о чудесах настаивает сам Евангелист, желающий, чтобы люди осознали: подлинную тайну личности Иисуса нельзя понять исключительно на основе чудес, для этого следует изучать всю Его жизнь, прежде всего - Страсти, смерть и воскресение из мертвых. Марк словно бы говорит читателю его евангелия: «Если ты сегодня читаешь о чуде, не думай об Иисусе опрометчиво, иначе есть риск, что ты воспримешь Его как обыкновенного чудотворца. Прочитай евангелие до самого конца. Только тогда ты поймешь, Кем был Иисус на самом деле, и каков подлинный смысл Его чудес».

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More