Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Какой выбор правилен?

 

Прем 9, 13-18; Пс 90(89), 4-5.6.12-13.14 и 17 (Пр.: 1); Флм 9b-10.12-17; Лк 14, 25-33

 

         Духовный опыт всегда основывается на том, что человек «выходит» за пределы самого себя и учится любить Бога, понимаемого как высший смысл своего бытия. Подобный «исход» (выход) за пределы собственного человеческого опыта, вкупе с доверительной любовью ко Господу, дают человеку возможность достичь своего совершенства. Будучи призванными и посланными, мы осознаем что «центр тяжести» не в нас, а в Боге.    

Впрочем, раскрытие истинной сути человека не означает, что человек находится в этом состоянии постоянно, непрерывно, без каких-либо угроз извне. Этот союз с Богом следует непрерывно поддерживать, «создавать заново», стремясь к истине, добру и всему, что связано с Ним. Бог - это сверхестественная Тайна, Он не принадлежит нашему миру, Он – Неведомый и Непостижимый. При этом он не совсем Неведомый, поскольку человек все-таки способен, хотя и с трудом, «расшифровывать» призыв Абсолюта, познать Его волю, которая должна привести нас к раскрытию нашей аутентичности, к тому, чтобы мы стали настоящими людьми. Поиски Бога - это путь постоянного, все более глубокого и ясного познания Лица Бога и Его благодетельной воли,  а также приложение наших усилий для выполнения Его воли в нашей жизни. Мысли Бога и Его пути, вероятно, весьма отличаются от человеческих мыслей и путей. В процессе поиска человек натыкается на множество ловушек, таких как лень, усталость, рассеянность, эгоизм, поверхностность, грех. В Иисусе и через Иисуса мы видим Лицо Бога по-человечески. Иисус показывает нам, как мы должны выполнять Божию волю, чтобы стать настоящими людьми. Ведь Иисус всегда принимал правильные решения.

 

Чего хочет Господь?

 

          Библейский отрывок из первого чтения - это фрагмент прекрасной молитвы Псевдо-Соломона (Прем гл. 9). Эта молитва затрагивает важнейшие вопросы: Какой человек может познать Божию волю?  Кто может понять, чего хочет Господь? Кто может исследовать Небеса?  Кто знает Божии намерения?

         Это не риторические вопросы, а неустанные искания томящейся души  Лица Бога. Познание Бога, Его намерений, желаний и Его воли, зачастую кажется человеку невозможным и выводит его из терпения. Но все-таки, вдумчивый, мыслящий человек понимает, что ему нельзя отказываться от таинственной части своего бытия: иначе он либо возведет в абсолют самого себя, либо сочтет весь реальный мир иллюзорным и ничтожным.

         Псевдо-Соломон понимает, что человек может познать Божию волю и осуществлять ее только тогда, когда Бог даст ему мудрость. Человек хрупок, а его тело («глиняный сосуд») отяжеляет его душу и обременяет разум различными заботами. Только Бог может даровать человеку Свою премудрость, т. е. «Духа Святого» (ст. 17).

         Божия Премудрость или Божий Святой Дух являются тем, что мы называем «Божьей благодатью» - т. е. внутренним принципом, способным возродить человека, открыть его на Бога, дать ему познать и воплотить в жизнь Божию волю. Премудрость дает человеку возможность познать Бога посредством любви, т. е. дарует высшее познание Бога. Мудрость, дарованная Богом - это истинная любовь, через которую мы постигаем истину. Мудрость - это сила, благодаря которой мы принимаем правильные решения; это - энергия, дающая нам возможность поступать праведно.

«И так исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе, и спаслись премудростью» (ст. 18). Мудрость является  основой безупречного нравственного поведения («исправляет пути»), источником истинного познания Божией воли («люди научились тому, что угодно Тебе»), причиной спасения («спаслись»). Только благодаря Божией Премудрости мы можем стать нравственно чистыми, получить истиннное знание, достигнуть спасения.

 

Решись стать братом!

 

         Случай, с которым нас знакомит письмо апостола Павла к Филимону, может послужить конкретной иллюстрацией того, какого выбора от нас ждет Господь. У Филимона был раб Онисим, который сбежал от него и нашел приют у Павла. Апостол крестил его и отправил обратно к господину с тайным сопроводительным письмом, в котором он призывал Филимона, чтобы тот отныне обращался с Онисимом не как с рабом, а как с «братом возлюбленным», как с «братом  в Господе» (ст. 16). Поскольку Филимон – христианин, а Павел окрестил Онисима, будучи в заключении («которого я родил в узах моих», как говорит сам апостол), их мышление и поведение больше не должны руководствоваться эгоистическими критериями выгоды, власти, господства одного над другим, ибо это не соответствует Божьей воле. Иисус пришел для того, чтобы служить и стать нашим Братом. Поэтому христианин не имеет права поступать иначе, нежели Иисус, т. е. он не должен эксплуатировать других в качестве своих рабов.

         Павел говорит Филимону, чтобы тот считал Онисима «своим братом в Господе». Он хочет сказать этим, что вера в Господа меняет критерии оценки, способствует перевороту в мышлении и поведении, дает возможность действовать так, как действовал Иисус. Апостол не считает себя  посредником, ибо он называет Онисима «мое сердце», «мой сын».

         Павел побуждает Филимона принять правильное решение не по принуждению, а добровольно (ст. 14), по глубокому внутреннему убеждению и доброй воле. Ибо выбор следовать Божьей воле правилен и аутентичен, только если он исходит из преображенной души.

 

Отважный выбор

 

         Слова Иисуса в Евангелии от Луки (Лк 14, 25-33) обращены ко всем христианам, к «великим толпам, следующим за Иисусом». Люди, шедшие с Ним, уже были Его учениками. Поэтому речь идет о требованиях к людям, которые уже являются христианами, а не к тем, кто может ими стать.

         Этот отрывок из Евангелия от Луки отмечен глубоким «христианским радикализмом». Этот радикализм заметен в сравнении с аналогичным текстом у Евангелиста Матфея (Мф 10, 37-38). Лука использует слово «ненавидеть» в отношении отца и матери, в то время как Матфей говорит: «кто больше любит...». Лука  добавляет, что ученики должны быть готовы «возненавидеть» и «жену», и даже «свою жизнь». Мы могли бы продолжить сравнение между текстами Луки и Матфея в том же духе.

         Слова Евангелия значат следующее: быть учеником Иисуса – это быть готовым даже к мученичеству. Выражения «нести свой крест», «следовать за Иисусом» и «стать христианином» полностью синонимичны.

         В дальнейшей части сегодняшнего Евангелия рассказаны две притчи, заслуживающие нашего пристального внимания. Применительно к нам, они призывают нас тщательно подумать, прежде чем начать какое-либо важное дело. Человек, не обдумавший свое дело заранее, не сделавший необходимых расчетов, не удостоверившийся в возможности довести начатое до конца, непременно подвергнется насмешкам других и потерпит неизбежную неудачу. Итак, обе притчи подчеркивают необходимость тщательно обдумывать все наши намерения. Они являются скорее предостережением перед необдуманными поступками, нежели призывом к совершению «великих» деяний.

         Слово «так» в стихе 33 показывает выводы, сделанные евангелистом Лукой из притч, понимаемых в нашем контексте. Посредством этих притч он говорит не о том, как следует поступать перед началом строительства дома или перед военными действиями, а о том, как надо действовать после того, как мы приняли решение стать христианами. Стих 33 указывает на наглядный пример дела, которое было бы хуже не закончить, если уж оно было начато, чем вовсе не начинать его. И строитель башни, и царь из притчи должны тщательно взвесить свои возможности.

         Лука обращается к христианам, уже принявшим на себя обязательства следовать за Иисусом. Он не призывает их отказаться от своего выбора, тщательно взвесив все «за» и «против» - наоборот, он воодушевляет их не отступаться ни перед какой жертвой и хорошо завершить дело, которое они уже начали. К этому нужно быть готовым заранее, чтобы не оказаться в ситуации человека, который не смог достроить башню, или царя, побежденного врагом еще до того, как вступить в бой. Дело следует довести до конца, чего бы это ни стоило. Речь идет о настойчивости при исполнении Божией воли.

         Давайте еще раз прочтем стих 33, являющийся ключом ко всему тексту: «Так всякий из вас, кто не отречется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». Как мы уже говорили, это предупреждение касается тех, кто уже стал христианами. Это не означает, что мы обязаны отказаться от всего имущества, чтобы стать христианами (учениками); это означает, что мы должны во всех поступках оставаться верными нашему решению, а также пути, который мы уже преодолели.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More