Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

23-е рядовое воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Примиренное общество

Иез 33, 7-9; Пс 95(94), 1-2.6-7a. 7b-9 (Пр.: ср. 7b-8a); Рим 13, 8-10; Мф 18, 15-20

         Современные христиане в Западной Европе во многом находятся под влиянием эпохи Просвещения в том, что касается восприятия религии. Согласно этому способу мышления, религия является сугубо частным делом отдельных лиц: это - буржуазное понимание религии, сведенное к ощущениям и внутренним переживаниям. Подобный способ мышления проявляется,  например,   в раздраженных и бурных реакциях на заявления наших епископов по вопросам, касающимся политики, труда и занятости, экономических и социальных отношений. Феномен распространения восточных практик наподобие Дзэн, йоги, трансцендентальной медитации, попытки поисков убежища в разных психологических обрядах и многие другие похожие явления - это проявление победы индивидуалистического понимания религии, предназначенной исключительно для личной, частной жизни человека.

         Какой вид религиозности нам предлагает Священное Писание? Чтения сегодняшнего воскресенья помогут нам размышлять об одном чрезвычайно важном аспекте благочестия.

 

Ответственность

 

         Первое чтение показывает нам реакцию пророка Иезекииля на страшную весть, которую ему сообщили: «Разрушен город!» (Иез 33, 21). Иерусалим был захвачен вавилонянами. Это означало конец не только одного города, но и конец всего иудейского общества. Иерусалим был столицей, политическим и религиозным центром Иудеи: его попадение в руки вавилонян предвещало порабощение и изгнание, угнетение, социальные бедствия, рассеяние населения, религиозный кризис.

         Ввиду этой национальной катастрофы израильтяне спрашивали: «Как же можем мы жить?» (Иез 33, 10). Пророк пытается ответить на этот удручающий вопрос. В первую очередь, пророк не проявляет никакой политической ностальгии, он даже сурово критикует политических вождей, называя их «пастырями, которые пасли самих себя» (срав. Иез 34, 8). Иезекииль печалится не о конце израильского царства, а о том, что израильское общество разбито, раздроблено на части. Поэтому в качестве пути к исправлению он предлагает обращение. В самом начале обращения необходимо признать свои собственные ошибки и собственную ответственность. Мы всегда испытываем соблазн сваливать вину на других, а то и на Самого Бога. Бог «защищает Себя» через пророка, заявляющего, что Бог желает только того, «чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез 33, 11).

         Иезекииль призывает: пусть каждый возьмет на себя свою ответственность. Только после того, как сделан этот первый шаг, может зародиться новое общество! Интересно заметить, каким образом пророк призван быть первым и служить примером для других, каким образом он ответственно принимает близко к сердцу судьбу своих соплеменников. Но если некоторые из них не захотят услышать его, он не будет нести ответственность за них.

 

Любовь к ближнему

 

         Второе чтение из Послания к Римлянам дает нам возможность сделать еще шаг вперед. Ответственность по отношению к братьям в понимании Павла состоит в заповеди - обязанности взаимной любви. Также христиане имеют свои обязанности по отношению к государственным учреждениям: платить налоги и таможенные сборы, относиться к этому с уважением (Рим 13, 7). По отношению к членам христианской общины обязанность другая: это любовь. Павел говорит не о любви ко всем людям вообще, а о «взаимной любви» между христианами. Этот отрывок вмещает в себя весь Новый Завет, согласно которому выражение «взаимно любить друг друга» почти всегда относится исключительно к братской любви в рамках христианского общества.

         Сам Павел напоминает нам: «Конец закона – Христос» (Рим 10, 4). Любовь Христа является полным выполнением закона Ветхого Завета: христиане, любящие друг друга так, как их любит Христос, осуществляют план настоящего Божьего общества, намеченный в Ветхом Завете.

         «Ближний», которого мы должны  любить – это, прежде всего, собственный брат по вере, хотя христианин одновременно должен быть лояльным и достойным гражданином своего государства. На основании любви, переживаемой внутри общины верующих братьев, христианин должен научиться любить всех, включая даже врагов, и видеть в каждом нуждающемся человеке своего ближнего.

         Предложение Павла однозначно: христианская община должна стать альтернативой мирского общества, но не как государство наряду с другими государствами, не как народ среди других народов, не как гетто или изолированная секта, самовлюбленно замкнувшаяся в себе, а как семья братьев, живущих братской любовью с Христом и по примеру Христа. Иными словами, закон Христа применяется на практике только там, где образуется истинная община братской любви, как говорит Павел в Послании к Галатам: «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего как самого себя!» (Гал 5, 14). Поэтому любовь к ближнему не является заповедью, данной отдельному человеку, чтобы питать его индивидуальные «добрые чувства» по отношению к другим людям. Любовь к ближнему - это христианское требование создать братскую общину.

 

Если  же  согрешит против тебя брат твой...

 

         Христианское общество не является целиком совершенным, поскольку в ней могут существовать ошибки, грехи, раздоры, противоречия. Фрагмент из Евангелия демонстрирует показательный случай и пример того, как следует решать проблемы в христианском обществе.

         Давайте приведем пример брата-христианина, который оскорбил другого члена общины: что делать, если оскорбление христианина по отношению к собственному брату причинило страдания всей общине? Иисус не говорит, что оскорбивший обязан просить прощения, а напротив, что оскорбленный должен взять на себя инициативу в прощении и таким образом облегчить примирение. Тот, кто причинил обиду, должен признать свой грех и иметь искреннюю волю примириться. Если же он не желает признавать свои ошибки, необходимо, чтобы один или два человека или даже вся община оказали поддержку попытке примириться. Но в этом случае речь идет не о созыве суда, который будет судить виновника, а об обращении к братьям или к Церкви за помощью, чтобы призвать другого к примирению. Наконец, этот вопрос затрагивает только личные взаимоотношения между братьями: «да будет тебе, как язычник и мытарь».

         Но эти слова не являются приговором, отлучающим от церковной общины. Ибо Церковь, по словам Евангелиста Матфея, является общиной, в которой сосуществуют добрые и злые, пшеница наряду с плевелами. Но если все попытки примирения с братом, причинившим оскорбление, обернутся неудачей, то община должна считать виновника человеком, не желающим участвовать  в христианских идеалах и образе жизни. С такими людьми христианин не сможет построить истинную общину. Но это не значит, что он пренебрегает ими или осуждает их. Ибо Бог любит и таких людей.

         Принцип примирения, к которому община должна стремиться любой ценой - это принцип поведения, подтвержденного Самим Богом (ст.18). Мир в общине чрезвычайно важен, ибо от него зависит, в том числе, "эффективность" молитвы (ст.19): молитва христиан должна исходить из гармонии общины, в которой Иисус живет, создает гармонию умов и сердец братьев и дарует им единый разум и единое сердце. Давайте зададимся вопросом: сохранилось ли в наших нынешних приходах чувство ответственности за общину  (описанное в Книге пророка Иезекиля)? Существует ли среди христиан взаимная любовь, помогают ли они друг другу нести свои бремена (как нас учит апостол Павел), пытаются ли исправлять братьев своих, согласно желанию Иисуса?

         Святой Павел пишет римским христианам: «И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга» (Рим 15, 14). Братское наставление, взаимная любовь и совместная ответственность касаются проблемы взаимоотношений внутри христианской общины. Какой степени братского единения мы достигли в наших приходах?

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More