Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Дела Отрока Господня

 

Ис 50, 5-9а; Пс 116A(114), 1-2.3-4.5-6.8-9 (Пр.: 9); Иак 2, 14-18; Мк 8, 27-35

 

 

         Христианская весть - это  благая весть о спасении. Однако ее очень часто воспринимали и воспринимают как печальную весть, угнетающую человека, поскольку она содержит призыв служить и нести крест. Разве служение не является определенной формой рабства, т. е. унижения, самоотречения и, вследствие того, достаточной причиной для печали? Кроме того, не является ли христианская вера проповедующая, что мы не можем спастись самостоятельно, но что нас спасает Бог поводом недооценивать значение наших дел, не толкает ли она нас в определенную пассивность, бездеятельность, пугающий фатализм и страх? Что важнее для христианина: ортодоксия (правильное учение) или ортопрактика (правильное действие)?

         Эти вопросы рождаются в нашей голове, когда мы слушаем чтения сегодняшнего воскресенья. Этими же словами многие наши современники критикуют христианство. В основе подобных возражений лежат внешне противоречивые биномы:

радость и служение, вера и дела, самореализация и христианское поведение.

(Отделение радости от служения, веры от дел, самореализация от христианского поведения.) Мне кажется, что библейские чтения, о которых мы будем сегодня размышлять, подскажут, каким образом можно преодолеть подобное «разделение».

 

Служить, страдая

 

         В первом чтении  мы слушаем так называемую третью песнь Отрока Господня. Эта песнь написана в форме псалма и выражает искреннее доверие пророка, опечаленного и разочарованного постоянными неудачами его миссии. Он обращается к Богу в полном доверии, говорит о своей невинности, выражает уверенность, что его услышат. Пророк знает, что соотечественники гонят его и пренебрегают им не из-за его неверности Божьему слову, а только вследствие их злой и недоброжелательной воли. Пророк не отступает вспять пред лицом неудобной и трудной миссии, не противится воле Господа, призывающего его идти к братьям (ст. 5). Он готов даже страдать ради вести, которую ему надлежит проповедовать, он готов предать хребет биющим и не закрывать лица от поруганий и оплевания (ст. 6). Верность своему призванию, воплощающая верность Богу, выражается в  настойчивости, мужестве, способности встретить страдания лицом к лицу, зная, что благодаря его верности Богу, все - даже страдание - приобретает особую ценность. В конце концов, пророк в этом убежден: «Господь Бог помогает Мне» (ст. 7). Слуга Господень мысленно призывает своих противников вести с ним тяжбу: «Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне. Вот,… кто осудит Меня?» (ст. 8b,9).

         Кто такой этот отрок или слуга? Из указанного отрывка следует, что слуга является пророком. Но из контекста Второ-Исайя мы узнаем, что различные фигуры слуг олицетворяют различные виды служения, к которому призван весь израильский народ. Поэтому мы можем считать Слугу-пророка символическим персонажем, олицетворяющим израильский народ.

         В Евангелии мы встречаемся с темой страдающего Слуги – Отрока Господня в христологическом понимании. В евангелии от Луки (9, 51) Иисус «с ликом, твердым как кремень» обращается к Иерусалиму, месту Своего страдания и смерти; позднее Иисуса бичевали, оплевали (ср. Мк 10, 32-34; 14, 65; 15, 19). Этот текст содержит открытые аллюзии на страдания Слуги в книге Исаии. Также в других отрывках, повествующих о страданиях Иисуса, звучат мотивы из песни Исайи об Рабе Господнем. Следовательно, евангелисты видели в отрывках из Второ-Исайи прообраз «страдающего слуги–пророка» - Иисуса. Ведь Иисус олицетворяет призвание и судьбу всего израильского народа, изображенного в виде Слуги. «Служение» Иисуса включает в себя страдание: следовательно, мы научимся служить как Иисус тогда, когда сможем служить даже посреди страданий. А это произойдет, если слово «служение» станет для нас синонимом «любви».

 

Дела веры

 

         Отрывок из Послания святого Апостола Иакова затрагивает два вопроса: Какую цену имеет вера без дел? Может ли такая вера спасти человека? Эти вопросы небесполезны, ибо речь идет о нашем спасении. От чего на самом деле зависит наше спасение - от веры или от дел?

         Иаков отвечает, что чисто теоретическая вера, понимаемая как разумное признание наличия Бога, может существовать даже у бесов (Иак 2, 19)! Очевидно, это выражение парадоксально и полемично. «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.» (ст. 17). Вера, ограничивающаяся только словесной проповедью, пустым произношением слов, ни в коем случае не является верой, дарующей спасение.

         Апостол Иаков хочет сказать, что вера - это целостное и комплексное состояние человека. Этим он заявляет, что между верой и практическим выполнением христианской любви существует неразрывное единство. Иначе говоря, ортодоксия воплощается в ортопрактике. И то, и другое одинаково значимы.

         В народной традиции вера, надежда и любовь зачастую разделялись и рассматривались как три независимых элемента. Однако вера, надежда и любовь  - три аспекта одной и той же жизненной позиции, три измерения одного и того же действия.

         Следовательно, между «знанием» и «решением» (или «действием») существует теснейшая взаимосвязь. Знание дает возможность принять решение и действовать, а решение и действие формируют и влияют на знание. Эта взаимосвязь будет для нас понятнее, если мы посмотрим на ее источник - Иисуса Христа, в Котором нет разделения между знанием и действием.

 

Служить – это дарить жизнь

 

         В первой части евангелия от Марка преобладает вопрос: «Кто Он, творящий всё это?» (срав. 1, 27; 2, 7; 4, 41; 6, 2). Иисус представляется исключительной личностью: Он – сильнейший проповедник, Он чудотворец, однако Его суть по-прежнему сокрыта в тайне. И вот, пребывая в языческой Кесарии Филипповой, ученики узнали, что Иисус - Мессия. Люди уже знали и понимали, что Иисус - личность необыкновенная. Некоторые считали его воскресшим Иоанном Крестителем, другие - Илией, еще кто-то - одним из пророков. Но Петр сказал: «Ты- Христос». Титул «Христа», т. е. Мессии, навеки связан с именем Иисуса.

         Исповедание Петра представляет собой важную веху. С этого момента Иисус уже «открыто», явно говорит о Своих предстоящих страданиях и смерти. Он трижды предсказывает Свои страдания. Иисус как Мессия не может быть избавлен от страданий и смерти. Иисус жестко упрекает Петра за нежелание понимать этот факт («отойди от Меня, сатана!»), а всем нынешним и будущим ученикам дает задание: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» - ст. 34). Нести крест означает не только и не столько пойти на физическую смерть или принять муки бичевания, сколько принять решение подражать Христу в Его отношении к жизни. Нести крест - это жить отважно и великодушно, это отречься от себя и от «мира», выступающего против Иисуса. Это участие в деятельности Иисуса, желание жить в единении с Ним и так, как жил Он, это - «отречение» от всего внутри нас, что сопротивляется вере и мешает нам следовать за Христом. «Крест», который нам должно нести, состоит не из насилия и навязанных нам приказов, а из воздержания и любви: ведь это – Крест Иисуса!

         Г. Мойоли (G. Moioli) писал: «Отречься от себя значит в том числе говорить о себе: нужно делать и «цветочки», но делать их с более глубинной точки зрения. Подлинное самоотречение – это крещение нашего «внутреннего неверующего» и обращение, которое - если мы будем откровенны сами с собой – дается весьма нелегко. Мы должны преобразить весь наш внутренний мир светом веры во Христа, т. е. подлинным смыслом мироздания и жизни, открытым нам в Иисусе Христе и в Его слове. Мы должны преобразить светом веры все, в том числе наше тело, нашу любовь, наши взгляды, разум и свободу. Насколько иначе мы бы смотрели, говорили, жестикулировали, насколько отличалось бы наше общение, если бы у нас было иное, преображенное сердце!»

         К этому преображению сердца и всей личности Иисус хочет привести нас, призывая отречься от себя, взять крест свой и следовать за Ним.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More