Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

24-е рядовое воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Братская община

Сир 27, 33-28, 8; Пс 103(102), 1-2. 3-4. 9-10. 11-12 (Пр.: ср.8); Рим 14, 7-9; Мф 18, 21-35

         Сегодняшние чтения позволяют нам продолжить размышления, начатые в прошлое воскресенье. Какой  тип общения существует между братьями-христианами в наших приходах? Отдают ли они себе отчет в том, что образуют единство с Богом, что принадлежат к одной семье, что несут ответственность друг за друга, что у них общая история грехопадения и спасения? Иисус  послал Духа Святого на Свою общину, чтобы она научилась по-братски прощать друг друга.

         Петр спрашивает Иисуса: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» (ст.21). Очевидно, что «брат» в этом контексте означает не любого человека: вопрос Петра (в Евангелии) касался конфликта между христианами, которые должны быть братьями друг для друга. Речь идет о проблемах внутри общины, и, как мы видели в отрывке из Евангелия на прошлое воскресенье, мы не должны игнорировать или скрывать подобные разногласия, а напротив, следует пролить на них свет и рассмотреть перед всей общиной.

         Мужество по-братски призывать к добру укрепляет единство общины. Ибо грех отдельного члена Церкви – это не только его личное дело, которое человек способен уладить наедине с Богом, но и бремя, которое должна нести вся община, и которое затрагивает всю общину. Разумеется, для этого все члены общины должны четко сознавать свое единство Это, само собой разумеется, требует, чтобы у членов общины имелось твердое и ясное сознание общности.

 

Прости брату!

 

         Иисус отвечает Петру: «не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (ст.22). Ответ Иисуса вызывает аллюзию с мстительными словами Ламеха: «Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз семеро» (Быт 4, 24). Жажда отмщения столь сильна, что достигает образного числового значения «семьдесят семь раз». Но Иисус говорит, что эту жажду отмщения должно заменить братское прощение. Ламех мыслит категориями насилия, как в целом и общество мира сего. Но Иисус мыслит по-Божьему, а не по-человечески.

         Двое психологов, П.Л.Бергер и Т.Лукманн (P. L. Berger, T. Luckmann), выразили эту мысль на редкость метко: «Антагонистические определения реального мира требуют антагонистических обществ». Иисус же требует, чтобы реальный мир определялся не категориями враждебности, недоброжелательности, насилия и мести, а категориями помощью примирения. Поэтому Он требует совершенно другого общества - христианской общины, где братья прощают друг другу до седмижды семидесяти раз. Общества сего мира создают другим препятствия, учреждают для своей защиты институты, основанные на силе, угрожают наказаниями, в то время как община Иисуса Христа  несет прощение.

         Иисус объясняет Свою мысль с помощью притчи: У одного царя был «раб», «слуга», или, как сказали бы современные люди, «высокопоставленный чиновник», который был должен ему «десять тысяч талантов» - по нашим меркам, «миллионы». Царь сжалился над слезными просьбами своего служащего и простил ему долг. Но этот богатый чиновник не смог так же простить бедняка, который был должен ему всего лишь «сто динариев», что представляет собой приблизительно трехмесячную зарплату простого рабочего. Он приказал заключить бедняка в тюрьму, пока он не выплатит ему  долг. Этому чиновнику неведомы милосердие и прощение. Он пользовался только силой и законом как средствами для решения проблемы. Он использовал возможность «насилия», дозволенную государством.

         Эта притча демонстрирует нам два примера различных обществ. С одной стороны - царь, прощающий долг из сочувствия и доверия к человеку, молившему его о милости. С другой стороны -  чиновник, всецело доверяющий институтам, основанным на легальном применении силы. Здесь изображены два различных и антагонистических общества.

         Очевидно, что Иисус желает создания общества, в котором люди прощают друг друга, как альтернативы мирскому обществу, в котором господствует насилие. Община, в которой успешно применяется братское прощение, становится знамением и орудием Божьего прощения. Поэтому можно понять вывод, высказанный Иисусом: «Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если  не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф 18, 35).

         Местом для спасения каждого отдельного человека является община. В результате, если  одна овца из стада учеников Иисуса «потеряется», вся община обязана искать ее, ибо «нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф 18, 14). Волей Небесного Отца является, чтобы не потерялся никто из «малых сих», т.е. «учеников», верующих в Иисуса (Мф 10, 42) и принадлежащих к Его семье.

 

Преодоление мести

 

         Ответ Иисуса Петру напоминает нам о мстительных словах Ламеха и, контрастируя с ними, подчеркивает заповедь о прощении. Первое чтение из Книги премудрости Иисуса сына Сирахова  показывает нам, каким образом уже в Ветхом Завете отмщение было преодолено прощением. За два века до пришествия Иисуса, мудрый Бен Сирах опередил молитву Отче наш: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Он подготовил учение о притче из Евангелия, которую мы комментировали. Это свидетельствует о силе интуиции, с которой Бен Сирах, живший в эпоху, когда насилие процветало, провозглашает закон о прощении как характеристику Божьего народа: «Прости ближнему твоему обиду» ( Сир 28, 2 ), «не питай гнева против ближнего твоего!(срав.28, 3)».

         Однако, Бен Сирах все-таки находился под влиянием образа мышления окружающего его мира, поэтому он переносит на Бога опыт своего мира и общества, в котором он живет. Общество, полное насилия, не может размышлять о Боге иначе, нежели в терминах насилия. Поэтому следует понимать, почему Бен Сирах говорит о «мщении» Господнем. Но необходимо иметь в виду, каким образом он объясняет, что «мщение» должно исчезнуть из отношений между членами Божьего народа.

         Мудрый Бен Сирах мечтает об обществе, представляющем собой альтернативу мирским обществам, построенным на определенной форме «насилия» - разрешенного государством, регламентированного, либо нерегламентированного и не знающего границ. Проповедь Бен Сираха не адресована всему человечеству, что очевидно из выведенной им взаимосвязи между действенностью молитвы и прощением (подобно тому, что мы слышали в отрывке из Евангелия прошлого воскресенья, Мф 18,19-20). Благочестивый еврей в своей молитве обязан «помнить заповеди, вспомнить о Завете с Вышним» и сделать соответствующие выводы: «Прости ближнему твоему обиду!». Трудно было бы надеяться, что его услышали бы, если бы он проповедовал ненасилие людям, не верующим в Бога и признающим только общество, основанное на применении насилия.

         Бен Сирах обращается к своему народу, который должен создать альтернативное общество в мире и Божью семью, возлагающую «отмщение», т.е. защиту своих прав, только на Бога. Учение Бен Сираха идентично учению, на которое ссылается стих из Евангелия: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин 13, 34). «Новизна» учения Иисуса состоит скорее в добавлении «как Я возлюбил вас», чем в самой заповеди «да любите друг друга».

         Второе чтение также касается проблем христианской общины. Контекст четырнадцатой главы Послания к Римлянам касается прений и противоречивых мнений христиан о различных религиозных практиках: Павел ссылается на власть Иисуса Христа, которая релятивизирует разногласия и религиозную практику. Кроме этого, он указывает в качестве второго принципа братскую любовь, снисходительно относящуюся к различиям во мнениях и поступках: «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего?» (Рим 14, 10).

           Христианская община Божьих детей - это семья братьев, которые не осуждают друг друга, но прощают друг друга и сообща признают единоличную власть Иисуса Христа. Главное – чтобы мы были «всегда Господни» (Рим 14, 8). Никакие различия в мнениях и практике, касающиеся отдельных точек зрения, не должны ставить под угрозу то, что наиболее существенно.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More