Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

Рождество Христово. Торжество, 25 декабря 

 

Бог с Ликом Иисуса

 

Месса Навечерия: Ис 62, 1-5; Пс 89(88), 4-5.16-17.27 и 29 (Пр.: 2а); Деян 13, 16-17.22-25; Мф 1, 1-25

Месса ночью: Ис 9, 2-4.6-7; Пс 96(95), 1-2a.2b-3.11-12.13 (Пр.: Лк 2, 11); Тит 2, 11-14; Лк 2, 1-14

Месса на заре: Ис 62, 11-12; Пс 97(96), 1 и 6.11-12; Тит 3, 4-7; Лк 2, 15-20

Месса днем: Ис 52, 7-10; Пс 98(97), 1.2-3ab.3cd-4.5-6 (Пр.: 3с); Евр 1, 1-6; Ин 1, 1-18

 

Что такое Рождество?

 

         Нет ни единого человека, кто смог бы устоять перед волшебным обаянием Рождества. Но насколько по-разному Рождество воспринимается нашим обществом! Для кого-то это праздник сентиментальной доброты: человек, у которого сердце сжимается при виде бедного младенца в яслях, достает кошелек, чтобы подать милостыню бедняку. Для тех, кто видит в Младенце Иисусе всех угнетаемых, эксплуатируемых, убогих и загнанных на дно, Рождество является призывом к борьбе против социальной несправедливости, угнетения и дискриминации людей. Но Рождество – это не только день щедрости по отношению к сирым и убогим. Рождество не должно быть для нас исключительно временем жалости и сочувствия к бедным. Кроме того, если мы будем оказывать милосердие убогим только раз в году, Рождество будет не более плодотворным, чем фейерверк.  Рождество не является и временем восстания порабощенных людей против жестоких угнетателей. К тому же, сможет ли борец с эксплуатацией избежать соблазна самому стать эксплуататором? Если  мы будем  размышлять о Рождестве исключительно с «нашей», человеческой точки зрения - мы безнадежно потеряем его подлинный смысл. Речь идет в первую очередь о рождении Иисуса, а не о том, как воспринимаем это событие мы сами. Рождество - не наше, а Божие дело, не мы - его авторы, и его истинный смысл может совершенно не согласоваться с нашими представлениями о нем. Рождество – это праздник рождения Иисуса, автором которого является Бог!

 

Истинный Спаситель

 

         На Мессе в Рождественскую ночь читается Евангелие от Луки 2, 1-14. Ангелы возвещают пастухам благую весть, великую радость: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». В то время за «спасителя» человечества выдавал себя кесарь Август, правитель тогдашнего мира: ему кричали осанну как «спасителю» и божеству, в честь него правитель Палестины Ирод даже приказал воздвигнуть несколько храмов. Кесарь нес человечеству «римский мир» (pax romana), устанавливая его силой оружия и политической власти. Он был подлинным мастером власти  насилия, правителем, вообразившим себя «спасителем мира».

         В это самое время одна девушка,  находящаяся в благословенном положении, «родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице». Этой девой была Мария. Местом рождения Божественного Младенца был Вифлеем – городок, находящийся вдали от столицы кесаря. Иисус родился в хлеву, где держали домашний скот. Именно Он, Иисус - подлинный Спаситель мира. Мир, который несет воплотившийся Бог, полностью отличается от мира кесаря Августа.

         Ребенок в яслях – это Христос Господь, Который «спасает» не силой оружия и войск. Он – не земной князь и поэтому не собирается становиться во главе государства, как Его  предок Давид. Он является «славой, славой  Единородного от Отца», Он – Сын Божий, ставший человеком (Месса днем,  Ин 1, 14).

         Первое известие о Спасителе получают пастухи, которых в израильском обществе считали «нечистыми» из-за их рода деятельности и бедности. Пастухи символизируют бедняков, которым Иисус проповедует благую весть о спасении.

         В мир, основанный на насилии и власти, приходит Бог в образе младенца, несущего мир, отличный от  «pax romana» - Он не побеждает насилие насилием, не принуждает к миру силой, Его победа зиждется исключительно на Божией любви: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит 2, 11).

                       

Самый человечный

 

         Рождество – это Бог, ставший человеком в Иисусе Христе. Бог становится нашим братом и ближним. Естественно, Он не таков, как другие наши ближние. Он отличается от всех остальных людей. В Нем «явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога» (Месса на заре, Тит 3, 4)  Божья любовь имеет лик Иисуса Христа, лик человека.

         Мы всегда сильно жаждем «человеческого» и хотели бы во время Рождества стать «более человечными». Но кто может преобразить нас таким образом, чтобы мы смогли победить сомнения  и ограниченность нашего человеческого бытия?

         Бог, ставший человеком - самый человечный из нас. Иисус – идеальный совершенный человек. Кто следует за Ним и старается жить по Его образцу, также станет более человечным. Только Божий  Сын, ставший человеком, может научить нас этому!

Именно так Бог нас спасает. Он не угнетает нас, не навешивает на нас Свое ярмо - Он дарит Свою любовь. Рождение Иисуса - олицетворение беззаветной преданности Бога человеку и Божественной любви, ставшей человеческой любовью в воплотившемся Сыне. Эта власть, освобождающая мир от насилия и приводит людей к  новому образу жизни.

         Но если мы будем встречать Рождество, не принимая по-настоящему рождение Иисуса, мы не сможем освободиться от насилия и эгоизма. Максимум, что нам удастся – ввести в заблуждение себя и других, но мы не сможем изменить свою жизнь и  обрести радость.

         «Все концы земли увидели спасение Бога нашего. Воскликни Господу, вся земля» (припев из Мессы днем). Рождество – дар Бога для всех людей, а не только для определённой группы или народа. Евангелист Иоанн пишет: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал.» (Ин 1, 9-10). Эхом вторит анонимный пророк времени изгнания, так называемый  Второ-Исайя, говорящий: «Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего.» (Ис 52, 10).

 

Иисус - Свет от Света

 

         Иисус – это свет, спасение и сила для всех людей: Он приходит как свет, чтобы мы познали смысл жизни и путь, по которому нам следует идти, подобно тому, как свет дает человеку возможность  видеть и ориентироваться в пространстве. Он – спасение, потому что приходит, чтобы избавить нас и утвердить справедливость. Он – сила, потому что предоставляет нам возможность жить как люди и, даже более того, жить как дети Божьи.

         Иисус – «Слово», т.е. Божие Слово, ставшее плотью. Он – не обыкновенное слово среди прочих слов, не человеческое слово. Нет, Он - Слово Бога, обращенное к человеку. Иисус Христос, будучи Божьим Словом, говорит о смысле реального мира и делает возможным его существование, поскольку именно Его слово творит мир и дает ему смысл. Весь реальный мир  зависит от  Иисуса Христа.

         Поэтому, Рождество – это слушание Божьего Слова, т.е. Иисуса Христа: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.» (Евр 1, 1-2; Месса днем).

         Поэтому мы должны размышлять обо всем через призму Иисуса Христа, у Него учиться истине. Неправда, что мы, христиане, уже познали все: мы должны непрестанно учиться, быть учениками Слова, Которое стало плотью. А истинное начало - это Иисус  Христос.  От Иисуса Христа мы учимся не только узнавать смысл всего сущего, но также постигать, каков Бог на самом деле, ибо «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1, 18). Бог имеет лик Иисуса Христа, показывающего нам истинный лик Отца. Мы не познаем нашего Бога, если не будем смотреть через призму Иисуса.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More