Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Служить Богу или мамоне?

 

Ам 8, 4-7; Пс 113(112), 1-2.4-6.7-8 (Пр.: ср. 1a и 7b); 1 Тим 2, 1-8; Лк 16, 1-13

 

         Тяжелые социальные проблемы, терзающие человечество не являются для нас чем-то не известным. Нищета стран «третьего мира» по сравнению с перенасыщением богатого общества, хронические экономические различия между северным и южным полушарием, эксплуатация доведенных до обнищания масс, проблемы с установлением справедливой заработной платы и т.д.

         Средства массовой информации, посреди лавины прочих сведений, постоянно сообщают нам безотрадные картины социальной несправедливости, от которой страдает человечество. Две крупнейшие политические мировые системы (капитализм и социализм) все меньше отвечают на законное желание человечества жить в справедливости – на желание, где-то еще звучащее как крик, а где-то превратившееся в безнадежную покорность судьбе. У Церкви тоже нет готового рецепта для решения всех социальных проблем. Как и все общественные учреждения, Церковь тоже ищет решения. Но у нее есть благая весть, принятие которой могло бы направить усилия отдельных лиц и наций для достижения гармонии в общей «культуре» - культуре солидарности. Солидарность - это понятие, которым мы обозначаем взаимное доверие и помощь, сотрудничество и общение, совместную ответственность и выполнение взаимных обязательств.

 

Основание солидарности

 

         Христианская солидарность берет свое начало в Боге, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2, 4). «Ибо един Бог, един посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (Ст. 5). Бог един для всех. Он послал Иисуса, принявшего смерть ради искупления всех. Бог объединяет всех людей в Своей воле спасти нас. Вера провозглашает и подтверждает Божию власть, приносящую искупление, однако она не присваивает «власти» над людьми, а  наоборот, ведет верующих к тому, чтобы они служили друг другу. Вера проповедует и применяет на деле поведение Иисуса, «предавшего Себя для искупления всех», т. е. ради жизни других. Следовательно, культура солидарности рождается из веры.

         В этой сфере находится и проповедь пророка Амоса, которую мы слышим в первом чтении: «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих». Помимо всего прочего, вышеописанные угнетатели с нетерпением ждут, когда же закончится «новолуние», т. е. праздник, и они снова смогут продолжить свою хищническую эксплуатацию народа. Эта эксплуатация включает мошенничество в торговле, обогащение любой ценой, использование фальшивых весов, уменьшение единиц измерения, обман при взвешивании продуктов, продажу испорченных или поврежденных товаров, повышение цен, продажу бедных и неимущих людей в качестве рабов и угнетение тех, кто не в состоянии выплатить долги, вследствие чего оказываются проданными по цене одной пары сандалий. Вся эта деятельность с виду - законна, но в действительности высшим законом этих угнетателей является прибыль, а их единственным божеством - деньги.

 

Неверный управитель

 

         Притча Иисуса проста: одному человеку, управляющему чужим имуществом, угрожает опасность увольнения, и поэтому он всеми способами стремится обеспечить свое будущее. Ему не хочется ни тяжело работать, ни нищенствовать. Поэтому он прибегает к определенной хитрости: зовет должников своего господина и прощает им огромные суммы долга, подделав долговые расписки. Он надеется, что облагодетельствованные таким образом люди с радостью примут его в свои дома, когда его уволят. Несомненно, что управляющий поступал неправильно, он был нечестным человеком. Это очевидно и в наши дни! Тем более неожиданно звучит заключение притчи: «И похвалил господин (с греч. Кириос) управителя неверного, что догадливо поступил, ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (ст. 8).

         Это предложение привело толкователей Священного Писания в великое смущение. Они написали сотни статей, пытаясь правильно истолковать эту притчу. Как следует понимать то, что господин похвалил бесчестного управляющего? Как Иисус может предлагать его поведение в качестве примера для подражания? И как господин мог не заметить, что хитрый управляющий обманывает его? На эти и многие дальнейшие вопросы толкователи Священного Писания давали различные ответы, которые мы не станем приводить сейчас. Главный вопрос – кто же тот «господин», похваливший управляющего. Некоторые отстаивают точку зрения, что речь идет о господине из притчи, и, таким образом, в восьмом стихе косвенно содержатся слова этого господина. Эта трактовка, по моему мнению, сопряжена с рядом трудностей: такой подход кажется недостоверным сам по себе, а кроме того, вторую часть восьмого стиха невозможно трактовать как слова господина из притчи.

         Я думаю, что более правильным было бы считать седьмой стих окончанием притчи, а восьмой стих считать комментарием Самого Иисуса, говорящего как «Кириос», т. е. «Господь». Он называет управляющего «бесчестным» и не хвалит его недобросовестный поступок. Иисус учит нас, что даже в самой критической обстановке надо уметь действовать ловко и быстро. Поэтому Он и хвалит хитрость управляющего, который в течение нескольких часов находчиво обеспечил свое будущее. «Сыны света», т. е. ученики, к которым обращена притча (срав. ст. 1), находятся в критической обстановке: с пришествием Иисуса открывает свои врата Божие Царство, следовательно – у нас немного времени, чтобы занять должную позицию, принять верное решение, встать на правильную сторону, если мы хотим быть спасенными. Нельзя терять времени, ведь речь идет о нашем спасении. Поэтому - будьте мудрыми, откройте глаза, узнайте, что надо сделать, чтобы спастись! Пессимистическое заключение Иисуса должно побудить нас к действию еще больше: «ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (ст. 8). Тем большую решительность и мужество должны проявить Его ученики в своем желании спастись!

 

Применение притчи на практике

 

         Далее Евангелист Лука приводит дальнейшие рассуждения, связанные с этой притчей. Они указаны подряд, в виде серии размышлений.

1)  «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (ст. 9). Существует момент, когда деньги навсегда потеряют для нас значение: этим моментом является смерть. Мы не сможем построить на них свое вечное будущее, ибо если мы станем копить их для себя, для нашего блага – они станут нашими обвинителями на суде. Но если мы потратим их на помощь бедным и поделимся ими с другими, они станут нашими друзьями, и таким образом мы приобретем друзей в Небе, которые однажды заступятся за нас и примут нас к себе. Вспомним бедного Лазаря: если бы богач поделился с ним частью своего имущества, Лазарь, находясь в Небе, вспомнил бы его и принял бы его к себе. Чтобы достичь счастья в Небе, мы должны уметь делиться с другими нашими земными благами.

2)   «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (ст. 10). Этот стих подчеркивает общий принцип, применимый в двух направлениях: «Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто доверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (ст. 11-12). Проблема, которая волнует Иисуса – никто не может получить небесные блага, если не умеет должным образом распорядиться благами земными. По словам У. Стоугера (Stoeger William): «Бог дарует будущие небесные блага только тем, кто должным образом распоряжается земными благами в духе Его воли».

         Земные блага не являются «нашими». Мы не являемся их истинными владельцами. Правильно управлять этими благами означает раздать их нуждающимся: «кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?» (Лк 12, 42). Кто верен в самом малом и применяет земные блага, делясь ими с другими и обращаясь с ними как с имуществом, полноправным владельцем которого он не является, тот получит истинные блага, «свое» богатство, т. е. вечные блага, «вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах» (12, 33). Поэтому Иисус говорит: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню» (12, 33).

3) «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк 16, 13). «Служение Богу» требует всех усилий человека, чтобы никто, кроме Бога, не был «господином» этого человека. Богатство не должно становиться маммоной, т. е. божеством, идолом для человека. Деньги не должны становиться для человека препятствием в служении Богу или превращаться в искушение стать их верными слугами! Деньги должны служить только для того, чтобы при их помощи служить нашим братьям, проявлять солидарность и взаимно помогать друг другу.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More