Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

25-е рядовое воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Общество равных

Ис 55, 6-9; Пс 145(144); 2-3. 8-9. 17-18 (Пр.: 18a); Флп 1, 20c-24.27a; Мф 20,1-16a

         Общества сего мира основаны на неравенстве, на привилегиях небольшого количества людей  и на экономической, культурной и политической власти некоторых людей над остальными. Общества так называемого «реального коммунизма» в действительности тоже основаны на огромном неравенстве между массами и несколькими отдельными лицами - одиночками, управляющими громадным государством. Иисус сказал: «вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют над ними. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк 10, 42-44). Евангелие противопоставляет пример общества Иисуса примерам всевозможных мирских обществ: Общество Иисуса отличается именно словами «между вами да не будет так». Какую альтернативу дает нам Иисус?

         Евангельская притча указывает нам принцип, приведенный в начале главы (к сожалению, начало главы не читается в сегодняшнем литургическом чтении) и повторяемый в ее конце: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф 19, 30), «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф 20, 16). Этот принцип нелегко истолковать. В переводе Священного Писания (издание Конференции епископов Италии - CEI) стих Мф 19, 30 звучит так: «Многие первые будут последними, и последние первыми». Необходимое пояснение: слово «многие» является вариантом слова, которое по-еврейски звучит «rabbim» и означает «всё», «все». (Другой пример: «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мк 14, 24). В первоначальном тексте Евангелия за ним следует глагол «будут», а два имени прилагательных соседствуют друг с другом: «первые последними» и «последние первыми». Перевод Священного Писания (издания CEI) кажется нам неточным, поскольку оба прилагательных («первые» и «последние») приводятся в именительном падеже, и их нельзя толковать как «многие из первых».

         Если рассматривать эту притчу с учетом грамматики, логичнее будет переводить прилагательные в условном наклонении: «Все, даже если были первыми, будут последними, и даже если были последними, будут первыми». Таким же образом можно толковать стих Мф 20,16: «Так будут последние первыми и первые последними». Суть в том, что в христианском обществе не будет никакого неравенства, а напротив - наступит совершенное равенство. Это не означает, что последние займут места первых и наоборот, т.е. опрокидывание социальной иерархии. Скорее всего, подразумевается, что внутри христианского общества будет отменено деление людей на категории. Дело в том, что Божье Царство не признает дифференциации по социальному «статусу» и тем паче по «классам», ибо оно открыто для каждого человека, принимающего Благую Весть Иисуса.

 

Новое общество

 

         Притча Иисуса иллюстрирует принцип, раскрытый в стихе Мф 19, 30. Виноградник – это символ Божьего народа (как напр. в Ис 5, 7; Пс 80, 9-10.15-16). Бог, Хозяин виноградника, бескорыстно и свободно призывает в любое время всех, кого Он хочет призвать. Никто не может обусловливать или ограничивать это Божье призвание. Время, потраченное на служение или работу в общине, различие должностей, разное качество проделанной работы, большая или меньшая польза – ничто из этого не имеет значения и не дает права на какие-либо преимущества или привилегированные позиции в винограднике. Виноградник Иисуса непохож на все прочие общества, где все вышеуказанные элементы создают различия, противоречия, превосходство или подчинение, разногласия и ссоры. Человек, поступающий на работу в виноградник Иисуса, не продает Богу свою работу за заранее согласованную  оплату и не передоверяет ее другим людям. Человек, присоединяющийся к обществу Иисуса, согласен служить бескорыстно, а не ради карьеры или денег, жертвовать собой по свободному выбору, а не принуждению. Иными словами, христиане работают не для того, чтобы «воздвигать барьеры» между собой, создавать привилегии и различия – т.е. неравенство, а для того, чтобы по возможности создать максимальное равенство.

         На протесты работников виноградника, пожелавших иного отношения к себе, нежели к другим, Господь отвечает: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому  последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» (Мф 20, 13-15). Бог в Своих поступках непохож на обыкновенного бухгалтера, что Иисус продемонстрировал Своим поведением, принимая праведных и грешников, богатых и бедных, здоровых и больных, мытарей и блудниц. Манера Божьего поведения основывается не на человеческих критериях справедливости, а на бескорыстной и великодушной любви. Бог дает дары и тому, у кого нет заслуг и прав! Бог желает, чтобы члены Его общества поступали именно так. Его сыновья станут истинными братьями друг другу только тогда, когда научатся руководствоваться этим принципом в своем поведении.

 

Общество - знамение для мира

 

         Виноградник, о котором говорится в притче - это не «ecclesia invisibilis» (невидимая Церковь), скрытая в тайне сердец, а видимое, конкретное, историческое общество. Это - общество, которое ищет Господа, которое ежедневно стремится руководствоваться Божьим замыслом  в строительстве общества, соответствующего желаниям Иисуса. Равенство, о котором  мы говорили - это не идеальное экономическое равенство, а ситуация, когда люди по-братски делятся друг с другом своими благами и искренне преданы друг другу. Общества сего мира тоже мечтают о правовом, экономическом, политическом и общественном равенстве всех граждан. Общество Иисуса - это не общество равных в смысле нивелирования всех различий. В нем не действуют отношения, основанные на обыкновенном равенстве прав и обязанностей: их заменяет закон братской преданности.

         Именно так размышлял св. ап. Павел в отрывке из Послания к Филиппийцам, который является вторым чтением сегодняшнего воскресенья. Апостол страстно желает остаться среди своих христианских братьев - но не для того, чтобы возглавить их и быть их вождем, а «для их успеха и радости в вере» (срав.ст.25). Это - желание пожертвовать собой ради своих братьев в вере, поэтому Павел не знает, какой выбор ему сделать – трудиться ли во благо своих ближних или быть со Христом (срав.ст.23.24). На самом деле, эти два пути неразрывно связаны.

 

Устранить препятствия

 

         Интересно обратить внимание также на рекомендации Павла в стихе 27, которые в сегодняшнем чтении не приводятся: «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, мог слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую». Апостола волнует, чтобы христиане в Филиппах «жили по Евангелию», т.е. чтобы они были обществом, объединенным верой и стремлением проповедовать Евангелие.

         Отношение общества к миру не означает, что христиане должны рассеяться по миру или смешаться с «тестом» мира: они должны быть закваской, светом и солью земли, причем не как отдельные лица, а как все христианское общество. Ведь как образ виноградника, так и образ «народа» («polis»), используемый в выражении «живите так, чтобы  это соответсвовало Евангелию» (буквально «как граждане» (politéueste) «достойные Евангелия»), относится к пониманию Церкви как единого общества, существующего в разных формах: разнородного, но единодушного общества, открытого для мира,  со своим  видимым и характерным лицом.

           Общества сего мира создают разделение, препятствия, различия и распределение на более высокие и более низкие социальные ступени. Но не должны ли наши христианские общества быть в мире видимым знамением общества равных? Не должно ли общество Иисуса преодолеть и  отменить  контрасты, имеющие место в остальных обществах?  Иудеи и Эллины, рабы и свободные, мужчины и женщины являются Божьим народом в Иисусе Христе (срав. Гал 3, 26-29; 1Кор 12,12-13). Где находится Церковь, там эти контрасты больше не действуют, не имеют никакого значения. Когда  это свершится, тогда родится истинное общество Иисуса, а старые общественные структуры мира распадутся сами по себе.

           Поэтому необходимо, чтобы среди общества, нацеленного на разделение и контрасты, наши приходы выросли подобно оазисам, создающим противовес и предвещающим распад мирских обществ уже самим своим существованием. Наши христианские общины должны быть не только подсистемами общества, специализирующимся по религиозным услугам, но и служить истинным примером для мира!

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More