Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Мирянин и христианин

 

Числ 11, 25-29; Пс 19(18), 8.10.12-13.14 (Пр.: 9a); Иак 5, 1-6; Мк 9, 38-43.45.47-48

 

         Кто такой мирянин? Хотя это слово общепринятое, даже очень распространенное, понятие «мирянин» по-прежнему остается неясным и предметом дискуссий. В пятидесятые годы возникло целое «богословие мирянства». Второй Ватиканский Собор издал документ о мирянах.  Несколько лет назад состоялся синод епископов по вопросам мирян. Следует сразу отметить, что мы не собираемся рассматривать этот вопрос через призму библейских чтений. Однако чтения сегодняшнего воскресенья могут оказать нам помощь в размышлениях о мирянах. Мы исходим из предпосылки, что мирянин – это «христианин вообще», обычный «христианин». Ангажированность в мирских вопросах не является неотъемлемой характеристикой мирянина, поскольку в мире действует вся Церковь, а значит – она представляет мир. С другой стороны, говоря, что мирянин – это «просто» христианин, мы не предполагаем разделения христиан на «простых»  и «христиан высшего уровня». Мы хотим сказать, что мирянин не нуждается в ином определении, кроме того, что он - христианин. Разумеется, всегда существовало искушение вводить для Божьего народа Ветхого и Нового Заветов заимствованные от общества сего мира критерии оценки с характеристиками вроде «первого», «второго» и т. д. Но использование подобных критериев в рамках Божьего народа на самом деле бессмысленно.

Трудиться  существует в мире, значит, она неотделима от мира.

 

Мирянин и Божий Дух

 

         Очевидно, было бы анахронизмом рассматривать отрывок из Книги Чисел с точки зрения современного понимания проблемы мирян. Однако мы можем найти в нем определенный исходный пункт для наших размышлений. Говоря о случае Елдада и Модада, хочется подчеркнуть, что Бог свободно изливает Своего Духа на Свой народ. С другой стороны, Моисей не заявляет о какой-либо монополии на пророчество и власть. Напротив, Моисей говорит: «Не ревнуешь ли ты за меня? О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!»

           Господь изливает Своего Духа также вне «официальных каналов» (т. е. Скинии собрания, облачного столпа, Моисея). Вероятно, автор текста хочет обратить внимание на то, что Израильский народ не принимал и не признавал определенные группы пророков. Здесь же прямо указано, что дар Духа распространяется в одинаковой мере на всех членов Божьего народа. И в этом всеобщем излиянии Божия Духа отдельные «привилегированные слуги» отступают на второй план.

           Текст приводит нас к следующему  рассуждению: Разве не правда, что и в Божьем народе Нового Завета разные служения являются особым проявлением общего дара Святого Духа, полученного нами в Крещении и Миропомазании? Кто же в этом случае «мирянин»? Это - член Божьего народа, имеющий Божьего Духа и - говоря словами святого Павла – являющийся «духовным» человеком (1 Кор 2, 15), не нуждающимся в дополнительном подтверждении его постоянного и живого участия в Божьем народе. Это определение не исключает наличие среди Божьего народа лиц, которым вверены особые харизмы или задачи, например, власть (подобно Моисею или семидесяти старейшинам). Человек, получивший харизму власти, подобно Ветхозаветному царю, получает особый дар Духа; этот дар - конкретное особое воплощение общего дара Божьего Духа, излившегося на Божий народ.

 

Христианин в мире

 

           Суровые слова Апостола Иакова об опасности богатства касаются каждого христианина. Нельзя утверждать, что они больше касаются мирян, нежели священников и монашествующих. Каждый христианин призван отречься от «своих» богатств, т. е. от использования каких-либо благ исключительно в своих эгоистических целях. Отказ от богатства священников и монахов служит особым примером. Его цель – продемонстрировать всей христианской общине глубокий смысл (и обоснованность) отказа от эгоистического накопления и использования богатства. Разумеется, ни священник, ни монах не отказываются от пользования мирскими благами вообще. Речь не идет о противопоставлении «Церкви» и «мира». Священники и монашествующие отказываются от богатства, преподавая пример христианского самоотречения, к которому призваны все христиане.

           Богатство не имеет ничего таинственного, мистического (ст. 1-3): оно подвержено гниению, его пожирает моль и ржа. Оно не является вечной и нетленной «действительностью», не является «богом» - напротив, подчеркивается его ненадежность и скоротечность. Также богатство является источником угнетения (ст. 4-5), может быть накоплено благодаря мошенничеству, взиманию налогов, неправедным поступкам. Наконец, неправедное богатство противопоставляется Праведнику, т. е. Иисусу; более того – накопление богатства приравнивается к «умерщвлению» Иисуса в лице эксплуатируемых и угнетаемых людей (ст. 6).

          Задача каждого христианина – жить с верой в обыкновенных мирских условиях: покупая и продавая, владея собственностью и пользуясь мирскими благами. При этом не важно, какой харизмой или даром служения одарен человек. Здесь Апостол Иаков обращает внимание на опасность, одинаковую для всех христиан: опасность эгоистического обладания чем-либо и отсутствие братской любви.

 

Заветы апостолам

 

         Сегодняшний отрывок из Евангелия касается каждого христианина. Он не делает разницы между «предводителями» общины и ее рядовыми членами. Упоминание о «малых сих» как об определенной категории приводится лишь потому, что о них все члены Божьего народа должны заботиться с особой ответственностью: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море». Этими словами Евангелист дает совет каждому христианину.

        Также Иисус протестует против некоторых необоснованных претензий «предводителей» общины, желающих «торговаться» с властью Иисуса: «ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня». Власть в Церкви не является монополией, дающей престиж, славу и почет; напротив, она является смиренным служением братьям. Здесь изображена община, где никто не допускает «соблазна», т. е. не мешает другим идти к Богу.

Однако забота о «малых сих», избежание соблазнов, смиренное и великодушное служение должны быть применимы не только к христианам. Иисус присутствует в Своей братской общине, где даже самое простое дело солидарности имеет великую ценность перед Богом: «И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (ст. 41). Иисус отождествляет Себя со Своим учеником, кем бы тот ни был.

         В Церкви нет и не может быть «специалистов» по благотворительной любви, по солидарности, по целомудрию или иной христианской добродетели. Все христиане призваны делать то, что делал Иисус, согласно их «особому» призванию. Каждое призвание должно основываться на христианском призвании и являться его исторической актуализацией. Мирянин, священник или монах – это не параллельные «призвания» и не различные «специальности». Самый совершенный выбор, «благая часть», которую христианин должен избрать, подобно Марии, соответствует единому личному призванию, данному Господом. Служения, должности, задачи – различны, но все они одинаково необходимы Церкви, поскольку дарованы Иисусом Христом и на Него ориентированы.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More