Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Горе беззаботным!

 

Ам 6, 1а.4-7; Пс 146(145), 6с-7.8-9a.9bc-10 (Пр.: 1); 1 Тим 6, 11-16; Лк 16, 19-31

 

         Мудрый Екклесиаст (Проповедник)  из Священного Писания сказал: «и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все» (Еккл 1, 13). Он изведал трудности и усилия, связанные с «исследованием» и «испытанием», т. е. сложность размышлений, не относящихся к практическим задачам, а ориентированных на вопросы об окончательном смысле жизни. Сколь разумны рассуждения Екклесиаста! Сегодня, как и в прошлом, люди охотно обращаются к лозунгам и готовым рецептам и рабски подчиняются модным трендам и общественному мнению. В своих рассуждениях о правильности или неправильности какого-либо мнения они руководствуются сугубо утилитарными критериями. Поиски истины - это сложный процесс. В Книге премудрости Соломона говорится: «Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум.» (Прем 9, 14-15). Искушения нашего времени проявляются в том, что мы легко становимся жертвой пропаганды, развлечений, рассеянности и безответственности, впадаем в эгоизм и жестокость. А поддаваясь искушениям, мы творим новых «богов», среди которых -  богатство, успех, желание нравиться людям, слава и тому подобное.

 

Подвиг веры

 

         Второе чтение убеждает нас избегать ложных принципов и стремиться «преуспевать в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости, чтобы наша борьба являлась «добрым подвигом веры». Оно призывает нас оживить внутреннюю любовь ко всему, что истинно, что благо, что приносит радость и открывает наше сердце для других. Нам следует избавиться от депрессии и нежелания жить, возникающих вследствие апатии либо враждебности мира и окрашивающих горизонт нашего бытия свинцово-серой краской. На основании образа «борьбы» мы можем умозаключить, что вера требует от нас борьбы, вдохновенных поисков, усилий и решительной воли жить и творить добро. Смертельным врагом веры является поверхностность, в свете которой все предстает обыденным, незначительным. И ведет нас к исполнению своих мимолетных «капризов», направляя всю нашу деятельность на удовлетворение своих потребностей и развлечений.

Мы тоже однажды сознательно «исповедали нашу веру». Может ли случиться, что впоследствии мы соблазнимся идти исключительно по ровной, легкой и протоптанной дорожке?

                  

Потребление и бесчувстенность

 

         Отрывок из Книги пророка Амоса является впечатляющей картиной «потребительского общества» тогдашнего израильского царства. Кровати из слоновой кости, огромный выбор блюд, музыка на пирах, дорогие роскошные духи, уникальные сорта вина – все это свидетельствует о необузданной роскоши сластолюбивого буржуазного общества. Причем эти разжиревшие, надменные, равнодушные люди ничуть «не болезнуют о бедствии Иосифа» (Ам 6, 6), (комментарий Библии в Синодальном переводе: «"Бедствие Иосифа"-скорое крушение царства Израильского»). Подобно богачу из Евангелия от Луки, они не заботятся о бедных людях в своей стране (названных именем «Иосифа»), о Божьих планах и Божьей воле. Любовь к роскоши и сластолюбие сделали их бесчувственными к ближним и к Богу.  Их не тревожит даже то, что «род Иосифа», т. е. народ, мог бы быть уничтожен. Их страна действительно идет широкими шагами навстречу уничтожению, но они даже не замечают этого. Таким образом, продолжается «ликование изнеженных» (Ам 6, 7). Мы без труда можем увидеть в пророчестве Амоса злободневную актуальность для нашего времени и нашего потребительского общества, в котором хватает бедняков, пострадавших и обездоленных всех видов, но любители наслаждения (среди которых могли оказаться и мы) даже не замечают их.

 

Притча о Лазаре

 

         Притча о богаче и Лазаре заслуживает, чтобы мы внимательно исследовали ее, не только из-за богатства ценных поучений, содержащихся в ней, но и потому, что в народной традиции она подверглась различным недостоверным трактовкам. Лука вовсе не собирался противопоставлять богатых и бедных с точки зрения их различного социального положения и конфликта между ними. Нет ни малейших предпосылок, что Лука подразумевал какой-то «частный суд», т. е. «промежуточное состояние» в ожидании «Страшного Суда».

         Притча состоит из двух частей: первая часть (ст.19-26) рассматривает судьбу тех, кто «любит деньги», вторая же часть (ст.27-31) касается возможности избежать  судьбы богача. К сожалению, литургический текст пропускает стих, в котором Лука называет тех, кому предназначена эта притча: «Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним» (Лк 16, 14). Иисус обращается этой притчей к фарисеям, чье поведение подобно поведению богача. Таким образом, становится более понятной вторая часть притчи, предназначенная для людей, знающих «Моисея (зн. Закон) и Пророков» и старающихся повиноваться им (ст.29). Но если бы они по-настоящему слушали пророков, они знали бы, как избежать судьбы богача; а если они не слушают их, им не поможет даже увидеть воскрешение мертвого. Очевидно, что Лука подразумевает здесь воскресение Иисуса, которое почти не повлияло на фарисеев и на Израиль. Богач и его пять братьев наглядно демонстрируют, куда ведет слепота Израиля по отношению к ветхозаветному откровению: Священное Писание говорит о Христе и ведет к Нему. Не прислушиваться к Священному Писанию - то же самое, что препятствовать возможности понять Самого Христа. (Примечание: Здесь мы видим зародыш теологии единства Ветхого и Нового Заветов!)

         Главным персонажем первых стихов является «некоторый человек», который  «был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно». Его богатство подробно описывается, но ничего не говорится о его нравственности (был ли он мошенником, развратником, обжорой или алчным). О «бедном человеке» также не приводится никаких религиозных или нравственных характеристик: сказано только то, что он «лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его». Из этого описания нельзя извлекать непосредственный упрек богачу, как это делали некоторые переписчики Священного Писания, вставляя в текст слова: «никто не дал ему поесть». Речь идет только об описании крайней нищеты человека. Перед нами стоят две ситуации: огромное богатство и ужасная нищета.

        Но вот, приходит смерть: «умер нищий....», «умер и богач...». Теперь диспозиция изменяется: нищий находится на лоне Авраамовом, богач же находится в адских мучениях и страдает «в пламени». Лука не собирается подробно описывать загробный мир: ад  и лоно Авраама - это жилища мертвых, обозначающие два противоположных положения, неизменные, навсегда определенные смертью, без возможности сменить одно на другое. Мораль проста: те, кто счастлив на земле, будут несчастны в вечности, и наоборот. Подобная мораль следует из Песни Богородицы (Magnificat) (Лк 1, 52-53), из заповедей блаженств (Лк 6, 20-21) и из соответсвующих предостережений (Лк 6, 24-25).

          Сутью этой притчи является призыв к обращению, основанному на Божьем слове и не требующему никаких особых знамений.

         Также в ней упоминается право бедных и, косвенно, опасность богатства. Вечное наказание богатых не является неизбежным – его можно избежать, если богачи обратятся. В притче подчеркивается опасность «сребролюбия», а не просто «наличия денег». Богач из притчи вместо любви к Богу практиковал любовь к деньгам, т. е. к маммоне. Этим он отринул абсолютную власть Бога над своей жизнью, таким образом замкнувшись в себе, зациклившись на своих наслаждениях, не замечая бедняка у ворот, не заметил и Бога. За это он несет соответствующую кару. Наконец, спасение указывается нам как Божия «милость», которая избирает нищего, возвышает и благословляет его, демонстрируя таким образом неограниченную свободу бесконечной Божией любви.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Официальный сайт религиозной организации

"Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Римско-католической церкви в г.Москве"

 

Реквизиты 

РО – Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Римско-Католической Церкви в г. Москве

 

ИНН 7703126634 / КПП 770301001

р/с 40703810400060000001 кор/сч. 30101810145250000411

В Филиал «Центральный» Банка ВТБ (публичное акционерное общество),  г. Москва / БИК 044525411

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More