Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

26-е рядовое воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Божья воля

Иез 18, 25-28; Пс 25(24), 4-5. 6-7. 8-9 (Пр.: ср. 6a); Флп 2, 1-11; Мф 21, 28-32

         В молитве «Отче наш» мы говорим: «да будет воля Твоя». Здесь речь идет не о нашем решении действовать согласно Божьему закону и Его замыслу. Субъектом действия является Сам Бог, а мы молимся, чтобы Бог «действовал», осуществлял Свою волю, т.е. Свои представления и спасительные замыслы ради нашего блага. Мир мы воспринимаем как реальность, основанную на двух зависящих друг от друга уровнях – на небе и земле, как сказано в Откровении Иоанна Богослова. В «небе» находится прообраз того, что Бог осуществляет на «земле». Но в молитве «Отче наш» мы молимся, чтобы Божьи представления – намерения, уже осуществленные в небе, свершились также для нас, на земле – здесь и сейчас. Но каковы же эти Божьи намерения, замыслы и планы? Иначе говоря – какова Божья воля?

 

Воля Отца

 

         Сегодняшняя притча о двух сыновьях поможет нам в размышлении о смысле Божьей воли. Двое сыновей должны были выполнить «волю отца»: но только тот, кто на деле воплощает Его волю в реальные поступки, выполняет волю Отца. Если воспринимать Божью волю как нравственный закон, то указанная притча свидетельствовала бы о лицемерии сына, который на словах говорит «да», а поступками опровергает свое заявленное намерение. Но толкование этой притчи наглядно демонстрирует, что Иисус, говоря о «воле Отца», подразумевает не только нравственный «закон» Ветхого Завета, хотя и не исключает его. Что же представляет собой призвание отца в этой притче? Иисус объясняет, что это призвание Иоанн Креститель выразил словами: «идти путем праведности». Если мы уверовали в его весть, мы тоже идем по этому пути праведности. «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (ст.31), ибо они поверили проповеди Иоанна Крестителя.

         Нравственное поведение мытарей и блудниц не является причиной для получения заслуг и не дает права войти в Божье Царство; однако, эти грешники смогли войти в Божье Царство, поскольку приняли учение, которое проповедовал Иоанн Креститель. Возникает вопрос: что же такое «праведность»?  (Выражение «путь праведности» употребляется также в Притч 8, 20; 16, 31; 17, 23 для обозначения требований Божьей воли.). Матфей говорит о «праведности» в Нагорной проповеди (Мф 5, 6.10.20;  6, 1.33).

 

Путь праведности

 

          «Праведность» ассоциируется с Божьим Царством в изречении «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф 6, 33). Следовательно, праведность – это образ жизни, нацеленный на пришествие Божьего Царства. Иными словами, праведность – это ничто иное как образ жизни, подобный образу жизни учеников Иисуса и отличающийся от образа жизни «мира». Праведность – это и есть Божья «воля», которую возвещали Иоанн Креститель и Иисус: воля к созданию новой общественной реальности. Люди, готовые идти по «пути праведности», согласны стать частью общества, противоположного мирскому обществу. Мытари и блудницы поверили Иоанну и Иисусу, поэтому они вступили в новое Божье общество, начали идти по пути праведности. 

         Чтобы правильно понять библейское значение слова «праведность» (по-еврейски sedaqah), мы должны иметь в виду, что согласно Священному Писанию мерой праведности является община. Например, в случае ссоры, состояние «праведности» общины нарушается. Новейший богословский словарь Ветхого Завета авторства E. Jenni и C. Westermann (издательство Marietti) содержит еврейский термин saddiq (который в наших изданиях Священного Писания обыкновенно переводится как «праведный»), переведенный выражением «тот, кто верен общине». 

         В свете вышесказанного, заповедь блаженства в Евангелии от Матфея «Блаженны алчущие и жаждущие правды» можно перевести следующим образом: «Блажены те, кто жаждут создать общину, соответствующую желаниям Бога». Только в братской и примиренной общине, соответствующей желаниям Иисуса, можно воплощать праведность как послушание Божьему закону и непорочное отношение к другим людям. С другой стороны, вряд ли возможно ожидать «праведности» от обществ мира сего, основанных, в сущности, на вражде и насилии.

         Община учеников Иисуса представляет собой единственную истинную альтернативу мирским обществам, только она одна имеет ключ к подлинной праведности, спокойствию и радости. Она не является лучше организованной или более нравственной, по сравнению с другими государствами. Но именно это общество является полной противоположностью всех форм государства. Она - народ Божий, и живя как Божий народ, она осуществляет Божьи намерения и Божью волю.

 

Противоречивое общество

 

         Второе чтение из Послания к Филиппийцам изображает фактически две противоречивые «общины»: народ Божий и мирское общество. Павел указывает на некоторые важные аспекты общества Божьего народа – Церкви.

         Церковь – это, прежде всего, общество, созданное Духом Иисуса Христа (koinonía pnéumatos). Она включает в себя взаимную любовь и духовное единство, чувства уважения и доверия. Понятно, что общество Иисуса Христа объединено не только едиными внешними законами, правовыми положениями, пространственно-временными условиями. Церковь рождается из деятельности Духа Иисуса Христа в сердцах верующих.

         Этому типу общества Павел противопоставляет образ жизни обычных мирских обществ, кратко выражаемый двумя словами: «соперничество и тщеславие». Французский ученый Рене Жирар (René Girard) писал, что соперничество и приспособление к среде являются основой любого человеческого общества: каждый человек хочет быть похожим на другого и, следовательно, становится его противником, стремится одолеть его и даже властвовать над ним. Из соперничества вытекает насилие, характерное для каждого общества, стремящегося искоренить его при помощи легализованного насилия (полиция, армия, вооружение и др.). Это объясняется тем, что - как говорит апостол Павел - всякий смотрит только на свои собственные интересы (срав.ст. 4) и считает себя выше других (срав.ст. 3). Вот так выглядит мирская жизнь!

         Среди христиан это не должно иметь места. Их образ жизни совершенно иной: смирение, уважение к другим, отсутствие восприятия других как низших, бескорыстное отношение к другим людям. Это - полная противоположность соперничества и приспособления, из-за которых происходит насилие. И таким образом рождается общество Иисуса Христа, противостоящее миру как единственная реальная, по-настоящему человечная альтернатива, коренящаяся не в силе, а в любви.

         Далее апостол продолжает свои размышления и указывает источник образа жизни христианской общины: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2, 5). Христиане обретают образец и источник своего поведения в Самом Иисусе. Жить, подобно Иисусу, самоотречением и служить людям как «слуга всех» - таков порядок нового альтернативного общества. Однако, следует сказать, что отказ от насилия должен быть не только внутренним делом отдельного человека «для очистки совести», но и воплощаться в конкретной практической деятельности. Подражание Иисусу должно стать нормой практической христианской жизни не только отдельных людей, но и всего народа Божьего.

         Чтение из Книги пророка Иезекииля также подчеркивает индивидуальную ответственность: ибо община Иисуса Христа - это не аморфная «масса», а общество свободных и ответственных людей. Церковь – это не полностью безгрешное общество, а общество, в котором каждый исповедует свои грехи с уверенностью в братском и Божьем прощении.

         Вполне возможно, что в указанной перспективе христианин сам задастся вопросом: какова воля Бога в отношении меня? Божья воля в отношении меня будет конкретизацией Божьего замысла спасения, дающего жизнь альтернативному обществу. Не зная, чего хочет Бог от всех нас, невозможно найти критерий, который позволит нам узнать Божью волю по отношению к отдельному христианину.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More